Транспортные коридоры: перспективы для Узбекистана

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- В Предвыборной программе кандидата в Президенты Республики Узбекистан от УзЛиДеП Шавката Мирзиёева содержится ряд важных предложений по дальнейшему развитию инфраструктуры железнодорожного сообщения страны.

До 1991 года в Узбекистане ни автомобильный, ни железнодорожный, ни воздушный транспорт не имел выхода к южным, западным и восточным международным транспортным коридорам. То есть страна находилась фактически в замкнутом пространстве. Доступно было только северное направление.

Фрагментированная и однобокая транспортная система затрудняла сообщение не только с внешним миром, но и внутри страны. Например, железнодорожные пути, связывающие северо-западные и юго-западные регионы Узбекистана, проходили по территории Туркменистана, автомобильное и железнодорожное сообщение между областями Ферганской долины и остальными регионами – через Таджикистан.

В этих условиях Первым Президентом нашей страны были выдвинуты такие актуальные задачи, как развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, открытие новых путей к мировым рынкам, создание современных транспортных коммуникаций, связывающих нашу страну с другими регионами мира. Большое внимание было уделено строительству железных дорог и созданию единой железнодорожной сети Узбекистана – транспортной артерии страны.

Первым шагом на этом пути стало строительство железнодорожной линии Навои-Учкудук-Султонувайстог-Нукус протяженностью 700 км, а также единственного в Центральной Азии современного совмещенного железнодорожно-автомобильного моста длиной 681 м через Амударью. До этого даже у соседствующих друг с другом Каракалпакстана и Хорезмской области не было внутреннего транспортного коридора. Это был первый настоящий прорыв железнодорожников, в результате которого Республика Каракалпакстан и Хорезмская область получили прямое железнодорожное сообщение с остальными регионами страны, значительно ускорилось время доставки грузов и пассажиров.

Следующим важным шагом стала сдача в эксплуатацию уникального сооружения, получившего название «чудо века», – железнодорожной линии Ташгузар-Байсун-Кумкурган протяженностью 223 км. Этот проект был еще более сложным для инженеров: 43 моста, станции Кумкурган, Дехканабад, Окрабат, Дарбанд и Байсун, девять платформ и остановок, пункты обслуживания локомотивов и вагонов, а также объекты, обеспечивающие безопасность движения – все это национальные строители воплотили в жизнь собственными силами. Самые высокие участки дороги и мостов пролегали на высоте до 1,8 тысячи м над уровнем моря.

Ввод в эксплуатацию этой стальной магистрали сократил расстояние грузовых и пассажирских перевозок до 170 км, а время – на семь часов и стал очередным важным этапом в создании в нашей стране единой национальной железнодорожной сети. Кроме того, это не только освободило нашу страну от необходимости платить за транзит до 50 млн. долларов в год, но и обеспечило поступление дополнительных валютных средств в объеме до 15 млн. долларов за перевозку транзитных экспортно-импортных грузов других стран.

Завершение реализации крупномасштабного проекта стоимостью почти 1,635 млрд. долларов – строительства 123,1 км электрифицированной железнодорожной линии Ангрен-Пап и тоннеля на перевале Камчик протяженностью 19,2 км на высоте 2200 м над уровнем моря позволило связать области Ферганской долины с другими регионами нашей страны. Тем самым практически все регионы Узбекистана объединила единая транспортная система.

Заслуживает внимания то, что в последние годы в Узбекистане проложена новая железнодорожная сеть общей протяженностью более 1200 км, модернизировано и реконструировано свыше 3800 км дорог, электрифицировано почти 1100 км железнодорожных магистралей. В результате общая протяженность железных дорог, охвативших все регионы нашей страны, составила 6500 км.

Железнодорожная отрасль покорила не только горные вершины, но и высокие скорости. В 2011 году было введено первое в Центральной Азии высокоскоростное сообщение, связавшее Ташкент с Самаркандом. В прошлом году высокоскоростной маршрут открыли и до Карши. По обоим направлениям уже перевезено более одного миллиона пассажиров.

Одним словом, реализуемые правительством страны меры по развитию железнодорожной сети и инфраструктуры создали еще более широкие возможности для устойчивого развития бизнеса и экономики Узбекистана в целом, позволили в несколько раз сократить время и расходы на перевозку. Для хозяйствующих субъектов, активно участвующих во внутренних поставках, и населения, путешествующего по стране, открылись качественно новые возможности. Об этом свидетельствует тот факт, что со времени создания Акционерного общества «Узбекистон темир йуллари» объем перевозки грузов увеличился в 1,5 раза, перевозки пассажиров – в 1,3 раза. В настоящее время более 60% всех грузов страны и свыше 75% пассажиров перевозятся железнодорожным транспортом.

Узбекистан является сегодня промышленным и транспортным центром Центральной Азии. Именно достижения нашей страны в этой сфере подарили Европе и Азии самый короткий путь сообщения. Сегодня железные дороги Узбекистана, как важнейшее звено трансрегионального транспортного коридора, занимают достойное место в системе международных железнодорожных перевозок. Ведь магистральные железнодорожные линии нашей страны обладают большим транспортно-коммуникационным и транзитным потенциалом, объединяющим Восток и Запад, Юг и Север.

Самое главное – успешный ввод в эксплуатацию железнодорожной ветки Ангрен – Пап, реализация других масштабных проектов в этой сфере еще более укрепили веру наших людей, особенно молодежи в то, что наша страна способна воплощать в жизнь самые смелые и амбициозные проекты.

Следует также отметить, что развитие железнодорожной сети влечет за собой динамичное развитие всех смежных отраслей экономики, образуются новые субъекты малого бизнеса и частного предпринимательства, пункты обслуживания. Вдоль трасс вводятся в строй объекты социальной и коммунальной инфраструктуры, включая школы, медицинские учреждения, объекты водо- и газоснабжения, обеспечивающие комфортные условия для жизни и работы населения, создаются тысячи новых рабочих мест.

Одним словом, дальнейшее развитие железнодорожной инфраструктуры Узбекистана будет способствовать обеспечению устойчивого развития нашего государства и общества, служить укреплению экономической мощи, повышению транзитного и туристического потенциала страны.

Именно поэтому наш кандидат в Президенты Шавкат Мирзиёев предлагает конкретные меры, направленные на завершение строительства и электрификацию железнодорожной линии Бухара − Мискин, электрификацию железных дорог Карши − Термез, Пап – Наманган – Андижан – Коканд, а также дальнейшее динамичное развитие отрасли в целом. Общая сумма инвестиций, направляемых на реализацию проектов, превышает несколько миллиардов долларов. Только в ближайшие 4 года будут построены и реконструированы 960 км. железнодорожных путей и еще 885,2 км - электрифицированы.

Призываем всех голосовать за Шавката Мирзиёева, выступающего за последовательное продолжение и углубление демократических реформ, начатых Первым Президентом нашей страны, обеспечение мира, стабильности и спокойствия, создание достойных условий жизни для нашего народа.

Эркин Умматов,
герой Узбекистана, начальник дирекции по капитальному строительству АО «Узбекистон темир йўллари»

Telegram
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.