Депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса обсудили исполнение Государственного бюджета
03/06/2020 00:02
Депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса обсудили исполнение Государственного бюджета
03/06/2020 00:02
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – 1 июня 2020 года состоялось очередное пленарное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса, на котором депутаты рассмотрели отчет об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов Республики Узбекистан за 2019 год. Об этом сообщает пресс-служба Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Как отмечалось, в результате обеспечения макроэкономической сбалансированности, достижения устойчивых темпов роста в отраслях экономики объем валового внутреннего продукта вырос на 5,6 процентов. Положительные темпы роста в строительстве составили 19 процентов, в промышленности — 6,6 процента, в сфере услуг —5,1 процента, в сфере сельского, лесного и рыбного хозяйства — 2,5 процента. Развитие промышленности способствовало развитию и таких сфер, как торговля, бытовые услуги, общественное питание, образование. В 2019 году объем инвестиций в основной капитал был равен 189 трлн. 924 млрд. сумов, что составляет 37,1 процента по отношению к ВВП.
Стабильность в экономике оказала положительное влияние на исполнение Государственного бюджета в 2019 году. Осуществленные под руководством Президента широкомасштабные реформы в бюджетно-налоговой политике, а также в условиях сокращения налога на доходы физических лиц, единого социального платежа для субъектов предпринимательства и ставок налога на прибыль достигнуто расширение налогооблагаемой базы в экономике. Несмотря на то, что были заметно снижены ставки налога на добавленную стоимость, поступления от этого вида налогов увеличились по сравнению с 2018 годом на 21,3 процента.
Словом, обеспечение принципа справедливого налогообложения и сокращение доли теневой экономики привели к серьезным изменениям в доходной базе и росту числа официальных налогоплательщиков.
В результате этого в отчетном периоде доходы Государственного бюджета составили 112,2 трлн. сумов, или 21,9 процента по отношению к валовому внутреннему продукту. Прогнозные показатели выполнены с превышением на 9,2 трлн. сумов или на 109 процента.
Налог на прибыль с юридических лиц в составе бюджетных поступлений увеличился в 4,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.
Благодаря льготам и преференциям, предоставленным предпринимателям, средства в размере 12,8 трлн. сумов остались в распоряжении самих хозяйствующих субъектов. Также в результате сокращения налогового бремени на подоходный налог с физических лиц доходы населения возросли на 6,5 трлн. сумов, что в свою очередь способствовало росту реальных доходов населения.
Исполнение доходной части с превышением утвержденного плана позволило не только профинансировать все утвержденные расходы бюджета в течение 2019 года, но и сделать 15,6 трлн. сумов дополнительных расходов на цели социально-экономического развития страны.
В целом, расходы Государственного бюджета в 2019 году увеличились на 48 процентов по сравнению с 2018 годом. В составе расходов Госбюджета, как и в прежние годы, была высока доля социальных расходов, которая составила 54 процента от общих расходов.
На расходы по социальной защите населения и повышению его благосостояния в отчетном периоде из Государственного бюджета израсходовано 4 трлн. 700 млрд. сумов. В частности, на привлечение около 350 тысяч безработных к временным общественным работам выделено 235 млрд. сумов, на цели трудоустройства населения в сельской местности — 85 млрд. сумов, на строительство доступного жилья в сельской местности и городах — более 4 трлн. сумов.
Для реализации ряда инициатив главы государства по развитию науки из бюджета направлено 662 млрд. сумов на социальную защиту работников научно-исследовательских учреждений, совершенствование системы оплаты их труда. В результате размеры заработной платы специалистов данной сферы повысились в среднем на 82 процента по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.
В ходе обсуждения отчета депутаты, отмечая положительные показатели, обратили особое внимание и на отдельные недостатки в исполнении Государственного бюджета.
К примеру, из 8 тысяч 74 бюджетных организаций, где проводились контрольные мероприятия, в 6 тысячах 616 организациях были выявлены финансовые ошибки в размере 142,5 млрд. сумов, в том числе — случаи недостачи и присвоения денежных средств и материальных богатств в размере 30,3 млрд. сумов, а также 112,2 млрд. сумов незаконных расходов.
Такие случаи показывают, что до сих пор не сформированы механизмы осуществления эффективного контроля над целевым использованием бюджетных средств.
Депутаты обратили отдельное внимание и вопросам бюджетной дисциплины, прозрачности и подотчетности. Подчеркнули, что при выделении средств из бюджета прежде всего важно учитывать ожидаемые от них эффективность и результативность.
В ходе обсуждений члены нижней палаты парламента отметили необходимость усиления исполнительской дисциплины должностных лиц государственных органов на местах, парламентского контроля за своевременным и качественным исполнением Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов на предстоящий период, а также определения конкретных задач для сотрудничества с местными Кенгашами народных депутатов.
На заседании Законодательная палата Олий Мажлиса приняла соответствующее постановление по отчету об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов за 2019 год.
В тот же день депутаты рассмотрели и второй вопрос повестки дня пленарного заседания нижней палаты парламента — отчет об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов Республики Узбекистан в первом квартале 2020 года.
Как отмечалось в представленном правительством отчете, по инициативе Президента впервые Государственный бюджет на 2020 год был принят в виде закона. При этом бюджет, принимаемый раньше в виде постановления, не просто был превращен в закон, но также были осуществлены важные изменения в бюджетной системе.
В частности, сделан большой шаг по финансовой децентрализации, повышена независимость местных бюджетов, а расходы республиканского бюджета были приняты отдельно по каждому министерству. Парламенту предоставлены дополнительные полномочия по заслушиванию информации о целевом и эффективном использовании бюджетных средств и их результатах по каждому министерству и ведомству.
Эти меры оказали положительное влияние на стабильное развитие отраслей экономики в первом квартале 2020 года. По итогам отчетного периода рост валового внутреннего валового продукта составил 4,1 процента. При этом доля промышленности равна 1,2 процента, услуг — 1,5 процента, сферы сельского, лесного и рыбного хозяйства — 0,5 процента, строительства — 0,4 процента.
Из-за пандемии коронавируса практически во всех странах мира наблюдается замедление международной интеграции. Это стало причиной того, что внешнеторговый оборот страны составил 8,1 млрд. долларов или снизился на 10,2 процента (на924 млн. долларов) по сравнению
с аналогичным периодом 2019 года. Уровень инфляции в январе-марте 2020 года был равен 2,8 процента.
Тем не менее введение Налогового кодекса в новой редакции послужило повышению предпринимательской активности в экономике, легализации доходов, стабильному поступлению доходов Государственного бюджета.
В частности, в первом квартале 2020 года доходы Государственного бюджета составили 28,5 трлн. сумов, а расходы — 27,7 трлн. сумов. Бюджет выполнен с профицитом 0,8 процента к ВВП. Доходы Государственного бюджета увеличились на 23,6 процента в сравнении с показателями аналогичного периода прошлого года. Установленные плановые показатели выполнены на 103,2 процента.
Расходы государственного бюджета за первый квартал 2020 года составили 27,7 трлн. сумов и увеличились по сравнению с таким же периодом прошлого года на 14,6 процента. При этом заработная плата работников бюджетных организаций в 11 трлн. сумов и приравненные к ним выплаты, а также отчисления по отношению к зарплате в размере 2,2 трлн. сумов профинансированы своевременно.
Расходы на развитие социальной сферы составили 54,5 процента от общих расходов. Для финансирования направлений данной сферы выделено в общей сложности 15 трлн. сумов, в том числе дошкольным образовательным организациям — 1,4 трлн. сумов, общеобразовательным школам — 5,6 трлн. сумов, на здравоохранение — 3,7 трлн. сумов, на социальные пособия, материальную помощь и компенсации, повышение уровня занятости населения — 1,5 трлн. сумов.
В рамках реализации мер, определенных в указах и постановлениях Президента в сфере смягчения последствий коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений на отрасли экономики, за счет средств Антикризисного фонда выделено 344 млрд. сумов. Также в отчетном периоде на расходы экономики направлено 2,7 трлн. сумов, на расходы по финансированию инвестиций — 1,9 трлн. сумов.
Как отмечалось в отчете, наряду с положительными результатами допущены также ошибки и недостатки в целевом использовании бюджетных средств. В частности, в 1 096 из проверенных 1 373 бюджетных организаций выявлены финансовые ошибки на 39,9 млрд. сумов, в том числе 9 млрд. сумов недостачи и присвоения денежных средств и материальных ценностей, 30,9 млрд. сумов незаконных расходов.
Члены нижней палаты парламента также обратили внимание руководителей соответствующих министерств и ведомств на другие задачи, которые необходимо рассмотреть в условиях пандемии при реализации доходов и расходов государственного бюджета и государственных целевых фондов. Представители народа подчеркнули необходимость дальнейшего усиления парламентского контроля.
По итогам заседания Законодательная палата Олий Мажлиса приняла соответствующее постановление по отчету об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов за первый квартал 2020 года.
26/04/2024Подробнее
26/04/2024Подробнее
$ 1 | 12697.00 | 0.000% |
1 | 13547.70 | 0.000% |
₽ 1 | 135.05 | 0.000% |