Экспортный потенциал Узбекистана: текущее состояние и перспективы

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- В рамках программы по усилению экспортного потенциала страны 18 мая в Ташкенте состоится Практическая бизнес-конференция на тему «Экспорт товаров и услуг», представляющая собой новый формат бизнес-мероприятий с включением интерактивных обсуждений.

Данное мероприятие планирует привлечь большое количество участников, занятых в текстильной, сельскохозяйственной, химической, пищевой, фармацевтической отраслях, а также в сфере услуг, со всех уголков страны.

Значение экспорта для страны трудно переоценить. Он способствует росту ВВП страны, позволяет компаниям создавать новые рабочие места, содействует притоку иностранной валюты в страну и позволяет укрепить положение национальной валюты.

На сегодняшний день Узбекистан экспортирует хлопок, золото, урановую руду, минеральные удобрения, металлы, продукцию текстильной и пищевой промышленности, автомобили. Мы занимаем 11-е место в мире по добыче природного газа, 3-е место в мире по экспорту и 6-е место по производству хлопка, 7-е место в мире по запасам урана (в стране 4 % мировых запасов урана). По общим запасам золота Узбекистан стоит на 4-ом месте в мире, а по уровню его добычи — на 9-ом.

За 1991 - 2015 годы произошло существенное изменение структуры экспорта Узбекистана. Главным товаром республики стали энергоносители, их доля в экспорте увеличилась с 17,1 % до 25,5 %, при этом доля хлопкового волокна в экспорте снизилась с 59,7 % до 7,7 %. Доля черных и цветных металлов в 2015 году составила 5,1 %, химической продукции – 4,4 %, продовольствия – 3,4 %, доля машин и оборудования – 1,2 %.

Основными внешнеторговыми партнерами республики являются Китай, Россия, Казахстан, Южная Корея.

Не смотря на то, что доля хлопка-волокна в экспортных операциях страны значительно снизилась и уже в течение нескольких последних лет сохраняет свою долю в 7% или порядка 550 тысяч тонн мировом объеме экспорта хлопка-волокна, ведется целенаправленная работа по созданию новых производств и увеличению мощностей по его переработке. Программа модернизации хлопковой отрасли предусматривает увеличение объемов внутренней переработки хлопка-волокна с 44% в текущем году до 70% в 2020 году и соответствующее увеличение экспорта текстильной продукции — с 800 млн долларов до 1,5 млрд долларов США. Как свидетельствуют данные Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли, главными покупателями узбекского хлопка являются Бангладеш (29%), Китай (26%), Южная Корея (7%) и Иран (5%).

Как уже было сказано выше, энергоносители и нефтепродукты являются главным товаром, поставляемым нашей страной на экспорт. Доказанные запасы природного газа составляют 3,4 трлн куб. м. По данным Центра экономических исследований (ЦЭИ) Узбекистана, при сохранении нынешних тенденций и объемов потребления ресурсов, запасов природного газа в Узбекистане еще хватит на ближайшие 20-30 лет.

Огромные надежды возлагаются и на автомобильную промышленность. Не смотря на то, что её процент еще не столь существенен в общем объеме экспорта, в этом направлении ведутся активные работы. На сегодняшний день в Узбекистане существует несколько крупных автопроизводителей. Среди них:

  • JV MAN Auto-Uzbekistan — совместное предприятие акционерной компании «Узавтосаноат» и компании MAN Truck&Bus AG (Германия);
  • ООО «СамАвто» (создано в 2006 году) – производство грузовиков грузоподъемностью от четырех до 18 тонн, а также пассажирских городских автобусов вместимостью 37 человек на базе шасси японской компании Isuzu;
  • АО СП GM Uzbekistan (бывш.UzDaewooAuto) — производство автомобилей Nexia, Matiz, Lacetti, Cobalt, Spark, Captiva и других.

    Не смотря на то, что доля продовольственных товаров составляет всего 3,4% в общем объеме экспорта, Узбекистан имеет высокий сельскохозяйственный ресурсный потенциал и производит свыше 15 млн. тонн плодовоовощной продукции в год. Основными видами плодоовощной продукции, отправляемой на экспорт, являются: абрикос, виноград, хурма, гранат, фасоль, сливы, огурцы, морковь, грецкие орехи и другие. Только за последние 5 лет география поставок расширилась за счёт экспорта в Норвегию, Таиланд, Вьетнам, Малайзию, Индонезию, Бразилию, Кипр, Македонию, США и др.

    С начала текущего года в экспортную деятельность вовлечено 583 новых предприятия, осуществивших экспорт на сумму свыше 270 млн. долларов, поставлено на экспорт 95 новых видов товаров, осуществлены экспортные поставки продукции на 20 новых рынков сбыта. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года физические объемы экспорта плодоовощной продукции выросли в 1,2 раза, проката черных металлов - в 1,9 раз, молибденовой продукции - в 11 раз, медных сплавов - в 1,8 раз, сульфата аммония – в 1,7 раз, супрефоса – в 2,6 раза, полиэтилена – в 31 раз. Как мы видим, наша страна имеет очень высокий экспортный потенциал. Однако для его успешной реализации необходим грамотный подход, который позволит предприятиям повысить свою конкурентоспособность, а стране – укрепить свои позиции в качестве надежного партнера, которому есть, что предложить другим государствам. Предстоящая в мае бизнес-конференция «Экспорт товаров и услуг» призвана решить поставленную выше задачу и вооружить предпринимателей Узбекистана необходимыми знаниями, которые помогут стать им более конкурентоспособными на внешних рынках. Мероприятие состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя выступления трех приглашенных спикеров, обладающих обширным практическим опытом в построении успешных экспортных стратегий - Дмитрием Дичковским, бывшим генеральным директором компании «Милавица», Игорем Качаловым, основателем маркетингового агентства «Ясные решения», и Максимилианом Фоедингером, австрийским специалистом по экспортным рынкам.

    В ходе практической части состоится панельная дискуссия, целью которой является обсуждение возможностей и вариантов применения международного опыта в Узбекистане, а также других вопросов прикладного характера.

    Мероприятие состоится 18 мая текущего года в отеле Wyndham Tashkent. Организатором выступила компания Be the Change Group, соорганизатор – АМБиТ (Ассоциация международного бизнеса), генеральный тематический партнер – CHINA LEASING GROUP.

  • Telegram
    Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.