Узбекистан в 2015 г. произведет 18 млн. тонн плодоовощной продукции

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Узбекистан в 2015 году планирует произвести более 18 млн. тонн плодоовощной продукции, в том числе овощей (53% от всего производимого объема плодоовощной продукции), плодов (15%), картофеля (14%), бахчевых (10%) и винограда (8%).

При этом для обеспечения потребности населения в плодоовощной продукции достаточно около 80% от всего производимого в республике объема плодоовощной продукции, а оставшаяся часть подвергается к промышленной переработке (14%), направляется на экспорт (3%) и семенные цели (3%).

Благодаря всесторонней поддержке производителей и экспортеров плодоовощной продукции, экспорт фруктов и овощей, как в свежем виде, так и в переработанном ежегодно увеличивается. Экспорт плодоовощной продукции ежегодно составляет в пределах $1,3-1,5 млрд., с географией экспорта на рынки более 40 стран мира.

Более того, за 2014 г. расширилась география поставок плодоовощной продукции за счет освоения дополнительных рынков сбыта таких стран как Италия (ядро абрикосовых косточек), Чехия (абрикосы сушеные, арахис), Малайзия (маш), Вьетнам (маш), Сингапур (черешня и абрикосы свежие) и Ливан (грецкий орех).

Необходимо подчеркнуть, что объем экспорта плодоовощной продукции составляет более 9% от всего экспорта республики и порядка 50% от всего экспорта субъектов малого и частного бизнеса, что свидетельствует о немаловажном значении плодоовощного сектора не только в сельскохозяйственной отрасли, но и в целом экономики страны.

В 2014 году валовой сбор плодоовощной продукции составил около 17,5 млн. тонн, в том числе овощи – 9,3 млн. тонн, картофель – 2,5 млн. тонн, бахчевые – 1,7 млн. тонн, плоды – 2,5 млн. тонн и виноград 1,5 млн. тонн.

В 2014 г. объем производства плодоовощной продукции повысился на 9,2% по сравнению с показателем 2013 г., чему способствовала поддержка Государством производителей овощей и фруктов в стране, с целью увеличения прибыли путем внедрения новых методов, которые способствуют повышению урожайности и рациональному использованию водных ресурсов фермерских хозяйств.

Учитывая географическое расположение и климатические условия, плодоовощная продукция в основном производится в таких регионах республики, как Самаркандская (16,8% от общего объема производства плодоовощной продукции), Ташкентская (15,5%), Андижанская (12,9%), Ферганская (8,7%), Сурхандарьинская (8,1%), Наманганская (7,1%) и Бухарская (6,8%) области.

Наряду с увеличением объемов производства плодоовощной продукции, расширились и производственные мощности по их переработке (консервирование, сушка), а также экспорт плодоовощной продукции, исходя из объемов производства и внутреннего потребления.

Если в 2010 г. при экспорте 690,5 тыс. тонн свежей, бобовой и сухофруктовой продукции получено $1,2 млрд., то в 2014 г. при экспорте 611,9 тыс. тонн свежей, бобовой и сухофруктовой продукции получено $1,5 млрд., с ростом на 25%.

В 2014 г. в структуре экспорта плодоовощной продукции более 74% или 452,6 тыс. тонн приходится на долю свежей плодоовощной продукции, на долю бобовой продукции – 13,4% (82,3 тыс. тонн), сухофруктов – 12,6% (77,0 тыс. тонн).

В номенклатуре экспорта наибольший объем приходится на такие позиции, как виноград, дыня, томаты, гранат, зелень, капуста, абрикос, фасоль, персики, черешня, огурцы, фасоль, маш, сушеный виноград, грецкий орех и другие.

На долю вышеперечисленных видов плодоовощной продукции приходится порядка $1,3 млрд. или 85% от всей стоимости экспорта плодоовощной продукции за 2014 г.

Наблюдается тенденция расширения географии экспорта плодоовощной продукции. Так, если в 2013 г. плоды и овощи были экспортированы в 39 стран мира, то в 2014 году данный показатель расширился до 43 стран.

Основными торговыми партнёрами Узбекистана по экспорту плодоовощной продукции являются Россия, Казахстан, Афганистан, Иран, Китай, Турция, ОАЭ, Азербайджан, Индия, Ирак и др.

Telegram
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.