Курсы валют от 08/10/2024
$1 – 12794.88
UZS – 0,16%
€1 – 14021.91
UZS – -0,49%
₽1 – 132.99
UZS – -1,2%
Поиск
Биржи 16/07/2015 Госзакупки: Зелёные и энерго- и ресурсоэффективные закупки (часть 1)
Госзакупки: Зелёные и энерго- и ресурсоэффективные закупки (часть 1)
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- «Зелёные государственные закупки» это закупки, которые подразумевают рациональное, оптимизирующее расходование государственных средств, использование рыночных возможностей для значительного увеличения экологического и социального преимущества на местном и национальном уровнях.

Актуальность внедрения концепции «зелёных» государственных закупок в условиях Узбекистана, прежде всего, диктуется чрезмерной энерго- и ресурсоёмкостью его экономики, деградацией почвенных ресурсов, возрастающей нехваткой воды и пр. Неэффективное использование энергетических и прочих ресурсов является основным препятствием для достижения устойчивого экономического роста национальной экономики. Согласно данным Всемирного банка и ООН, Республика Узбекистан только из-за низкой энергоэффективности экономики Узбекистан ежегодно теряет порядка 4,5% ВВП.

Ввиду вышеизложенного среди наиважнейших задач социально-экономической политики правительства особое место занимает кардинальное сокращение высокой энерго- и ресурсоёмкости экономики. Среди основных мероприятий в данном направлении это модернизация энергетики, сельского хозяйства и системы водопользования, создание эффективной системы энергосбережения, снижения материальных затрат в производственном процессе.

Необходимым условием реализации мероприятий по повышению энерго- и ресурсоэффективности (ЭРЭ) экономики является применение механизма «зелёных» и энерго- и ресурсоэффективных гос. закупок (ЭРЭГЗ). Как показали расчеты Всемирного банка, расходы на повышение энергоэффективности промышленности в 2-4 раза меньше чем расходы по введению в строй новых источников первичной энергии.

Кроме решения вышеназванных проблем, применение «Зелёных» и ЭРЭГЗ гос. закупок позволит поддержать программы импортозамещения, стимулировать инновационные производства, решит экологические проблемы, обеспечит водную, продовольственную и энергетическую безопасность страны. Ввиду сложности и большого охвата концепции «зелёных» закупок на первых порах целесообразнее остановиться на энерго и ресурсоэффективных закупках. Кроме того в условиях Узбекистана ЭРЭГЗ в отличие от «зелёных» ГЗ дают очевидный и большой экономико-финансовый эффект.

С целью оценки выгод и издержек применения ЭРЭГЗ в Узбекистане проектом «Реформа бюджетной системы в Узбекистане» подготовлен доклад «Внедрение «зелёных» (энерго- и ресурсоэффективных) государственных закупок: международный опыт, возможности для Узбекистана и влияние на государственный бюджет». В данном докладе описывается международный опыт применения ЭРЭГЗ и опыт реализации мероприятий по повышению энерго- и ресурсоэффективности экономики в Узбекистане, приводятся комплексные расчеты выгод и издержек, а также препятствий при их реализации и на их основе предлагаются рекомендации по применению ЭРЭГЗ в Узбекистане. Но обо всем по порядку.

Опыт Узбекистана в реализации мероприятий по повышению энерго- и ресурсоэффективности экономики

В Узбекистане реализуется ряд мероприятий по повышению энерго- и ресурсоэффективности. В качестве примера можно привести инвестиционные проекты по замене устаревшего оборудования в электроэнергетике, пилотные инициативы по реконструкции зданий социального назначения, применение капельного орошения и т.п.

Авторами вышеупомянутого доклада был проведён комплексный расчёт долгосрочной упущенной выгоды при текущей системе ГЗ, рассчитанный на основе 5 пилотных школ, в которых был проведен эксперимент по применению ЭРЭ решений. Согласно этим расчётам, при расходах на 305,7 млн. сумов на применение ЭРЭ решений, в течении 10 лет получается выгода в 954,5 млн. сумов или чистый положительный финансовый поток составит 648,8 млн. сумов. Но при этом в будущем сокращаются сметы бюджетных организаций на сэкономленную сумму в результате применения энергоэффективных решений, что не создает у них стимулов в данной сфере.

Другой пример показывает распределение выгоды от ЭРЭГЗ между различными субъектами – расчеты на основе модернизации теплоэлектростанции (ТЭС) показывают, что только 16,5% от выгоды ЭРЭГЗ получает сами ТЭС, а остальное госбюджет, государственные целевые фонды и НХК «Узбекнефтегаз». Но при этом все расходы по реализации энергоэффективных решений несёт ТЭС в одиночку.

Третий пример касается применения капельного орошения в низкоурожайных землях, в которых выращивается хлопок. Расчеты показали, что в этом случае фермеры, внедрившие капельное орошение получают 12,5% от всей выгоды. Подобные правила бюджетного планирования, распределение выгод де-стимулирует применение ЭРЭ решений в стране. Кроме того, энерго- и ресурсоэффективные товары обычно стоят дороже, но в процессе эксплуатации окупаются с лихвой. Но сложившаяся практика закупки самого дешевого при игнорировании качественных параметров усложняет закупки энерго- и ресурсоэффективных товаров.

Исходя из результатов анализа, авторы доклада предложили основные направления применения ЭРЭГЗ в Узбекистане.

Дальнейшие детали внедрения концепции «зелёных» закупок в Узбекистане мы рассмотрим во второй части данной статьи.

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал