Курсы валют от 11/08/2025
$1 – 12672.81
UZS – 0,63%
€1 – 14753.69
UZS – 0,38%
₽1 – 158.89
UZS – 0,25%
Поиск
Финансы 11/08/2025 Банковский надзор в Узбекистане продвигается вперёд, но МВФ указывает на пробелы в независимости и управлении рисками

Банковский надзор в Узбекистане продвигается вперёд, но МВФ указывает на пробелы в независимости и управлении рисками

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Международный валютный фонд положительно оценил продолжающиеся реформы банковского сектора Узбекистана, одновременно предупредив, что правовые ограничения, пробелы в надзорной практике и доминирование государства в финансовой системе по-прежнему несут существенные риски для стабильности.

В своём июльском отчёте в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP) МВФ отметил прогресс Центрального банка Узбекистана (ЦБУ) с 2019 года — принятие современного закона о центральном банке, переход к риск-ориентированному надзору и приватизацию ряда государственных коммерческих банков. Нормативы достаточности капитала в стране уже превышают минимальные требования «Базеля III», а совокупный показатель достаточности капитала по состоянию на конец 2023 года составил 17,5 %.

Однако Фонд подчёркивает, что достигнутые успехи ещё не являются окончательными. «Реформы движутся в правильном направлении, но для их завершения требуется дальнейшее укрепление правовой базы и надзорных полномочий», — говорится в документе.

Ограниченная правовая независимость

Одной из ключевых проблем остаётся ограниченная автономия ЦБУ в установлении пруденциальных стандартов. В соответствии с Законом о нормативных правовых актах (LNLA) регулятор обязан согласовывать содержание своих актов с Торгово-промышленной палатой, которая, помимо прочего, представляет интересы частных банков, а также регистрировать их в Министерстве юстиции, которое может отказать как по техническим, так и по нетехническим основаниям. По мнению МВФ, это «ограничивает способность ЦБУ самостоятельно устанавливать пруденциальную политику».

Фонд также указывает на потенциальный конфликт между мандатом по обеспечению финансовой стабильности и возложенными на ЦБУ задачами «развития» и финансовой инклюзии, которые могут подталкивать банки к смягчению стандартов кредитования.

Риск-ориентированный надзор на ранней стадии

ЦБУ утвердил «Руководство по риск-ориентированному надзору» (GRBS) и опробовал его в 18 банках за два года, с полным внедрением во всех 36 банках в 2025 году. Несмотря на более прогнозный характер, методика пока не охватывает климатические финансовые риски и операционную устойчивость. МВФ рекомендует обеспечить большую согласованность в надзорных оценках, углубить анализ корпоративного управления и усилить удалённый мониторинг.

Надзорная отчётность также нуждается в модернизации: данные собираются только на индивидуальной основе по национальным стандартам учёта, без консолидации на уровне групп и без структурированной отчётности по климатическим рискам.

Кредитные риски и качество активов

МВФ обращает внимание на «смягчённые стандарты» в розничном кредитовании, особенно по ипотеке домохозяйствам без официального дохода — в январе 2024 года их доля составила 43 % (против 60 % в октябре 2023-го). По оценкам, цены на жильё превышают фундаментальную стоимость примерно на 28 %, а микрозаймы нередко используются для погашения ипотечных кредитов.

Критерии признания проблемных кредитов не соответствуют международным нормам: они не включают активы 3-й стадии по МСФО 9 и не предусматривают строгого «периода выздоровления». Это может занижать реальный уровень проблемных активов — по данным МВФ, официальный показатель NPL составляет 4,2 % против 7,8 % по МСФО.

Госбанки и госпредприятия

Государственные банки по-прежнему контролируют две трети активов сектора, а их кредитование государственных предприятий зачастую не проходит по стандартам сделок со связанными сторонами. МВФ предупреждает, что подобная практика подрывает кредитную дисциплину.

Пробелы в регулировании капитала, ликвидности и рисков

Несмотря на высокие показатели достаточности капитала, его определение отклоняется от «Базеля III» — в частности, правила по субординированному долгу не предусматривают механизма списания убытков. Для системно значимых банков (D-SIB) не установлен дополнительный буфер капитала, отсутствует и рамка второго «столпа» для учёта индивидуального риск-профиля.

Стресс-тесты ликвидности используют относительно мягкие параметры, а требования не учитывают степень риска или системную значимость банка. Операционная устойчивость и управление рисками аутсорсинга развиты слабо, формальных нормативов нет.

Дальнейшие шаги

Ряд законодательных изменений находится в разработке. Проект закона о санации и ликвидации банков закрепит за ЦБУ функции органа по резолюции и создаст Совет по финансовой стабильности. Реформа системы страхования вкладов введёт лимит покрытия, распространит его на юридические лица и сократит сроки выплат.

Послание МВФ однозначно: Узбекистан заложил основы более устойчивого банковского сектора, но доверие рынков будет зависеть от устранения политических и процедурных ограничений надзора, ужесточения стандартов кредитования и качества активов, а также полноценного внедрения риск-ориентированного и консолидированного надзора.

До тех пор уверенность участников рынка, вероятно, будет опираться не столько на регуляторную архитектуру, сколько на подразумеваемую государственную поддержку — фактор, на который МВФ тонко намекает как на источник искажённого восприятия рисков.

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал