Курсы валют от 11/10/2024
$1 – 12768.30
UZS – -0,08%
€1 – 13960.86
UZS – -0,37%
₽1 – 131.15
UZS – -0,33%
Поиск
Экономика 12/09/2024 Как страны ЦА идут по пути декарбонизации экономики

Как страны ЦА идут по пути декарбонизации экономики 

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Основываясь на результатах проведенного исследования, посвященного вопросам совершенствования углеродного регулирования в странах Центральной Азии, эксперты EY сделали выводы о том, какие шаги предпринимает каждое Правительство по снижению выбросов парниковых газов (ПГ) в экономике в рамках соблюдения международных обязательств.

Если работа по сокращению объема выбросов ПГ, предусмотренная текущей политикой каждой страны, будет продолжена, это заложит основу для углеродно-нейтрального будущего всего региона и наметит четкую дорожную карту для достижения устойчивого роста с низким уровнем выбросов. В то же время, всего этого невозможно будет достигнуть без рыночных методов углеродного регулирования, в том числе с целью привлечения средств на декарбонизацию экономики с уделением особого внимания энергетическому аспекту.

Углеродное регулирование в Узбекистане

В регионе Центральной Азии Республика Узбекистан является второй после Казахстана страной по объему общих выбросов парниковых газов, которые составляют 187,5 млн CO2-экв. В частности, на энергетический сектор приходится 76–80% страновых выбросов парниковых газов, в том числе 50% от сжигания ископаемого топлива и 26–30% от утечек метана в угольной, нефтегазовой отрасли.

В целом, за последние 10 лет выбросы от сектора энергетики снижались, тогда как выбросы парниковых газов в сельском хозяйстве напротив – растут из-за увеличения поголовья скота и составляют 18% от общего объема. Промышленные процессы составляют 5% от общего объема выбросов. Несмотря на то, что выбросы от управления отходами составляют всего 1%, показатели также быстро растут.

Учитывая, что в 2021 году Узбекистан повысил свои обязательства в ОНУВ и намерен снизить удельные выбросы парниковых газов на единицу ВВП на 35% к 2030 году от уровня 2010 года вместо 10%, предусмотренных в ОНУВ1, страна остается одной из самых энерго- и ресурсоемких в мире. При использовании существующей ресурсоемкой экономической модели ожидаемый быстрый рост населения и экономики приведет к значительному увеличению выбросов, создавая чрезмерную нагрузку на ключевые ресурсы и экосистемы. 

Несмотря на отсутствие в Республике механизмов углеродного ценообразования (углеродное квотирование - система торговли выбросами, углеродный налог), правительство активно продвигается в направлении декарбонизации экономики страны.  Это достигается путем реализации проектов по международной торговле выбросами парниковых газов в рамках статей 6.2 и 6.4 Парижского Соглашения, ранее в стране был опыт в реализации добровольных проектов в рамках Киотского протокола.

Кроме того, в 2019 был утвержден Межведомственный совет по продвижению и внедрению в Республике Узбекистан «зеленой» экономики. В 2024 году при Президенте Узбекистана создан Климатический совет, который станет высшим консультативным органом по вопросам смягчения последствий и адаптации к изменению климата, а также решению задач эффективного выполнения Узбекистаном обязательств по Парижскому соглашению.

Углеродное регулирование в Казахстане

После опубликования в 2021 году обновленного Экологического кодекса Республики Казахстан правительство страны в 2023 году утвердило

Стратегию достижения углеродной нейтральности РК до 2060 года и обновило определяемый на национальном уровне вклад (ОНУВ). Это определило будущий вектор развития промышленности и экономики страны, где среднесрочной целью стало снижение выбросов ПГ на 15% к концу 2030 года относительно уровня выбросов базового 1990 года в то время, как долгосрочной целью является достижение углеродной нейтральности к 2060 году.

В настоящее время единственным инструментом государственного контроля и сокращения выбросов ПГ является Казахстанская система торговли выбросами (КазСТВ). Она охватывает 6 основных секторов экономики: электроэнергетическую, нефтегазовую, горнодобывающую, металлургическую, химическую и обрабатывающую промышленности. Общий лимит КазСТВ составляет 161,1 млн CO2-экв, т.е. 47% от общестрановых выбросов.

Более того, в рамках ратификации Парижского соглашения правительство Казахстана приняло на себя обязательства по укреплению глобального реагирования на последствия изменения климата в контексте устойчивого развития, что и стало одной из основных задач нового экологического законодательства и рассмотрения запуска различных инструментов, направленных на декарбонизацию страны.

Углеродное регулирование в Кыргызстане

В сравнении со своими соседями объем выбросов парниковых газов Кыргызской Республики незначительный – около 16,1 млн тонн CO2-экв без учета поглощений от землепользования, изменения в землепользовании и лесное хозяйство (ЗиЗЛХ), которые составляют 0,03% от общего объема, тем самым занимая 137-е место в мире по этому показателю. Несмотря на это, страна продолжает вести активную работу над выполнением своих международных обязательств по снижению выбросов ПГ – так, в октябре 2021 года страна представила пересмотренный ОНУВ, который предусматривает сокращение выбросов на 36,61% к 2025 году и на 43,62% к 2030 году в соответствии с текущими тенденциями развития.

Таких результатов Кыргызстан планирует достичь за счет строительства возобновляемых источников энергии, увеличения энергоэффективность, внедрения устойчивого транспорта, предоставления альтернатив для сокращения использования, а также повышения качества используемого угля.

Однако пока инструменты углеродного регулирования, как система торговли выбросами и/или углеродный налог в стране не внедрены.

Виктор Коваленко – Партнер EY, руководитель практики услуг в области изменения климата и устойчивого развития в странах Центральной Азии, Кавказа и Украины.
Айбек Тулепбергенов – Старший консультант практики устойчивого развития и изменения климата EY Kazakhstan.
 

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал