Курсы валют от 26/09/2025
$1 – 12199.71
UZS – -0,16%
€1 – 14328.56
UZS – -0,35%
₽1 – 146.09
UZS – 0,08%
Поиск
Как государственные инвестиции в образование влияют на снижение бедности
Как государственные инвестиции в образование влияют на снижение бедности

Как государственные инвестиции в образование влияют на снижение бедности

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Девиз Группы Всемирного банка – «Наша цель – мир без бедности». Также ликвидация нищеты во всех ее формах является первой из 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР) на период до 2030 года. Среди факторов, способствующих снижению бедности и обеспечению равенства – образованию уделяется особое внимание. Последнее, благоприятствуя накоплению человеческого капитала, может стать катализатором вывода семей или общин из порочного круга бедности.

Образование, как подрастающего поколения, так и взрослых является мощной движущей силой развития и одним из самых сильных инструментов для сокращения бедности и улучшения показателей в области здравоохранения, гендерного равенства, мира и стабильности. У более образованных людей больше шансов найти работу, они экономически более продуктивны и, следовательно, получают более высокие доходы. Доказано что улучшение образования женщин влияет снижению детской смертности, поскольку женщины с формальным образованием чаще обращаются за медицинской помощью и лучше информированы о методах медицинского обслуживания для себя и своих детей. 

Менее обеспеченные семьи не всегда имеют достаточные средства для удовлетворения основных потребностей членов семьи, включая образование. В этом контексте именно государственные расходы на образование являются с одной стороны поддержкой для этих семей, с другой ценной инвестицией для будущего экономического роста страны. Так как, человеческий капитал является наиважнейшим активом любой экономики, особенно экономики, основанной на знаниях. Согласно исследованиям, рост человеческого капитала на 1 % увеличивает темпы экономического роста на 0,4%.

Узбекистан и зарубежные страны. Несмотря на то, что образование всегда было одним из приоритетных сфер политики Республики Узбекистан с первых дней независимости, особо положительная тенденция во всех уровнях образования наблюдается за последние 5 лет. В частности, населения соответствующего возраста вырос на 38,2 п.п. (с 23,8% в 2016 г. до 62% в 2021 г. ), общеобразовательными школами на 0,9 п.п. (с 96,9% в 2016 г. до 97,8% в 2021 г. ), охват выпускников с высшим образованием на 29 п.п. (с 9% в 2016 г. до 38% в 2021 г. ). 

В 2020 году государственные расходы на образование составили 4.9% от доли ВВП.

Мировой опыт. Южная Корея. В Южной Корее именно государственная политика сделала образование самой большой частью бюджета после обороны. Таким образом, он изменил социальную политику, сократил бедность и помог поднять уровень образования до рекордно высокого уровня. 

Бюджетные расходы правительства Китай на образование составляли выше 4 % ВВП в течение 8 лет (с 2011 по 2019 гг.). Были инициированы специальные планы набора, предоставляя возможность большему количеству студентов из сельских и бедных районов поступать в крупные университеты и колледжи, снижая баллы при поступлении и предоставляя дополнительные стипендии, чтобы увеличить долю сельских студентов в основных колледжах и университетах и позволить большему количеству сельских детей получить доступ к высококачественным ресурсам высшего образования. 

В Бразилии государственные расходы на образование увеличились с 2,7 процента ВВП в 1980 году до 4,5 процента в 2000-х годах, при этом большая часть дополнительного финансирования направлялся на начальное образование. Улучшение образования привело к появлению более квалифицированных рабочих и, следовательно, к более высоким доходам. В результате, страна достигла значительных успехов в борьбе с бедностью благодаря развитию сферы образования. Повышение качества образования включало целей по улучшению и созданию национальной системы оценивания. Эта национальная система сегодня оценивает прогресс по школам, муниципалитетам, штатам и регионам Бразилии, включая оценку знаний учащихся по различным предметам с целью улучшения их результатов в соответствии с международными стандартами.

IV Данные и Методология. Оценка влияния государственных затрат на образование на уровень бедности населения был произведен на основе данных всемирного банка в разрезе 52 стран мира с низким и средним доходом в период 1990-2020. Данный анализ был выполнен с использованием модели фиксированных эффектов (Fixed Effects model) (Akbar et al., 2019).

С целью анализа влияния государственных затрат на образование на сокращение бедности, были использованы государственные расходы на образование (% от ВВП) в качестве главной независимой переменной и Коэффициент бедности (% от населения) как зависимая переменная. Более того, были использованы такие контрольные переменные, как Инфляция, потребительские цены (ежегодный %), темпы роста численности населения (ежегодный %), Торговля (сумма экспорта и импорта от доли ВВП), валовое накопление капитала (% от ВВП) и рост ВВП на душу населения (годовой %).

V Результаты оценки

В этом исследовании были проведены 2 регрессионных анализа: Модель с фиксированными эффектами (Fixed Effects model) и модель со случайными эффектами (Random Effects model). Далее был проведён Хаусман тест, чтобы выявить какой метод подходит для данного анализа. Данный тест показал, что модель с фиксированными эффектами более надёжен для данного анализа, так как P-value = 0,01, что меньше альфы (0,05). Более того, был проведён VIF тест на мультиколлинеарности, где было выявлено, что среднее значение VIF ниже 5ти и составляет 1.37, что говорит нам, что независимые переменные не имеют тесной корреляции друг с другом. Из этого следует вывод, что предположение о мультиколлинеарности не нарушен (Табл.1).

Полученные результаты регрессии модели с фиксированными эффектами свидетельствуют о том что, увеличение государственных затрат на образование на 1% способствует снижению бедности почти на 0,03%. Результаты нашего исследования согласуются с существующей литературой (Hidalgo-Hidalgo and Iturbe-Ormaetxe, 2018), в которой исследовалась связь между государственными расходами на образование и уровнем бедности и было обнаружено, что увеличение расходов на образование способствует снижению бедности. Это подразумевает, что чем больше правительство инвестирует в образовательный сектор, тем больший эффект он оказывает на сокращение бедности. Далее было рассмотрено отношение между бедностью и валовым накоплением капитала, что является показателем внутренних инвестиций. Было выявлено, что рост ВНК способствует сокращению бедности. Влияние ВНК на бедность происходит через ВВП, где увеличение ВНК приводит к росту ВВП и, следовательно, стимулирует сокращение бедности. Также, ВНК являются ключевым фактором, положительно влияющим на производительность труда в экономике. Кроме того, ВНК оказывают стимулирующее влияние на экономический рост, обеспечивая инфраструктуру для развития экономической деятельности. В итоге, валовое накопление капитала косвенно влияет на бедность, в основном, через ВВП (Saleem and Zaheer, 2018). В данном исследовании тоже роста ВВП привело к снижению бедности. По мере роста экономики растут и возможности для трудоустройства и роста доходов. Более сильные рынки труда и более высокий уровень доходов, как правило, помогают семьям, живущим в бедности, преодолеть порог бедности (Adams, 2003). Также, было рассмотрено отношение между бедностью и торговлей, где получены результаты, что увеличение торговли приводит к сокращению бедности. Торговля, как правило, увеличивает доходы, что позитивно влияет на экономический рост, который в свою очередь уменьшает бедность. Торговля, снижая стоимость того, что страна покупает, повышает цену того, что она продаёт, что, в результате, стимулирует сокращение бедности (Brooks, 2003). Торговые реформы могут принести пользу бедным, которые заняты в экспортных секторах, давая им возможность для трудоустройства и, следовательно, для увеличения их доходов, что, в конечном итоге, способствует сокращению бедности (World Bank Group, 2018). Кроме того, была выявлена положительная связь между бедностью и инфляцией, где при увеличении инфляции может увеличиться уровень бедности. Высокая инфляция, как правило, усугубляет неравенство или бедность, потому что она сильнее бьет по доходам и сбережениям более бедных или средних домохозяйств, чем богатых домохозяйств. Домохозяйства, недавно вырвавшиеся из бедности, могут оказаться в ней обратно из-за роста инфляции (Gill and Nagle, 2022). 

По таблице можно заметить, что переменная темпов роста численности населения оказалась статистически незначимой. 

Также, данные результаты согласуются с несколькими исследовательскими работами (Ahlburg, 1996; Akbar et al., 2019; Hidalgo-Hidalgo and Iturbe-Ormaetxe, 2018; Kelbore, 2015; Klasen and Lawson, 2007; Le Goff and Singh, 2014). 

VI Выводы и предложения по результатам проведенного эмпирического анализа выявлено, что затраты на систему образования способствуют сокращению бедности населения в мире. Ранее в литературном обзоре было упомянуто, что доля государственных затрат на образование к ВВП составила 4,92% в Узбекистане в 2020 году, в то время, как среднее значение доли расходов на образование в данном исследовании составило 4,11. В целях улучшения адресности мер по сокращению бедности Узбекистану следует направить инвестиции на отдельно взятые программы в образовании такие, как выделение субсидий на зарплату учителей для проведения дополнительных занятий с детьми, отстающих в образовании от своих сверстников. 

Таким образом, образование всегда являлось неотъемлемой частью успешного будущего. Исходя из результатов анализа, выделение достаточного количества бюджета в сфере образования несомненно может послужить инструментом сокращения бедности в стране. Следуя мировой тенденции, где особое внимание уделяется сфере образования при распределении государственных затрат, Узбекистан может значительно снизить уровень бедности и достичь высоких показателей в долгосрочной перспективе. 

 

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ