Стратегический тупик в дискуссиях о «Коридоре Зангеzur»: региональная интеграция или геополитическое соперничество?
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — 8 августа 2025 года президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян встретились под эгидой президента США Дональда Трампа и подписали совместную декларацию.
Согласно этой декларации, «Коридор Зангеzur» передаётся в эксплуатацию США под названием «Трасса Трампа для международного мира и благосостояния» сроком на 99 лет. Тем самым был преодолён ещё один исторический рубеж в направлении открытия коридора.
В своей речи на 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент Азербайджана Ильхам Алиев охарактеризовал проект «Трасса Трампа для международного мира и благосостояния» как одну из важнейших инициатив в его концепции: «Региональные связи — это основа нашего видения прочного мира. Одним из важнейших итогов Вашингтонского саммита является проект «Трасса Трампа для международного мира и благосостояния», который обеспечит беспрепятственный транзит через Коридор Зангеzur и укрепит региональные коммуникации».
Премьер-министр Армении Никол Пашинян, выступая на 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, подчеркнул, что Вашингтонская декларация, принятая 8 августа 2025 года в Белом доме при участии президента США Дональда Трампа и президента Азербайджана, стала кульминацией мирного процесса между Арменией и Азербайджаном.
В своём выступлении Пашинян отметил следующее:
Он выступил против выражения «Коридор Зангеzur», назвав его претензией на территорию Армении и попыткой навязать нарратив конфликта. Пашинян подчеркнул, что после принятия Вашингтонской декларации президент Азербайджана стал использовать термин «Коридор Зангеzur», который, по его словам, отсутствовал в документах и никогда не использовался в рамках армяно-азербайджанских переговоров.
Он заявил, что Армения, совместно с США и другими сторонами, намерена реализовать инфраструктурный проект «Трасса Трампа для международного мира и благосостояния» на территории Армении. Проект будет включать множество компонентов на десятки километров и будет носить как региональное, так и глобальное значение. Пашинян охарактеризовал его как надлежащее отражение армянской инициативы «Узел мира».
Таким образом, Пашинян отвергает применение термина «Коридор Зангеzur».
Кроме того, самопозиционирование проекта «Узел мира» можно рассматривать как попытку Армении сбалансировать свои отношения с США и Ираном. Действительно, во время визита в Армению в августе 2025 года президент Ирана Масуд Пажескийан и Пашинян обсудили вопросы сотрудничества в сфере железнодорожного, автомобильного и логистического транспорта в контексте этого проекта. Особое внимание было уделено железной дороге Нахичевань–Джолфа через Армению, которая могла бы обеспечить Ирану выход к Черному морю через армянскую территорию. Пашинян подчеркнул, что инфраструктурная сеть коридора Трампа будет функционировать под полным контролем суверенитета и безопасности Армении. В числе стратегически важных проектов он назвал автомобильную дорогу Каджаран–Агарак длиной 32 км и строительство второго пограничного моста. В энергетической сфере он отметил важность завершения линии передачи электроэнергии Армения–Иран.
Пашинян вновь подтвердил акцент на проекте «Узел мира» во время рабочего визита в Китай. В ходе визита он заявил, что инициатива «Узел мира» взаимно дополняется инвестиционной программой США «Трасса Трампа для международного мира и благосостояния». Он указал, что используемые президентом Азербайджана формулировки не совпадают с пониманием, достигнутым в Вашингтоне, и что Армения намерена реализовать программу коммуникационного инвестирования с США под названием «Трасса Трампа для международного мира и благосостояния».
По данным официального сайта правительства Армении, президент Китая Си Цзиньпин поддерживает проект «Узел мира» и открытие региональных коммуникационных линий в Армении.
Оценка геополитических и дипломатических основ армянского подхода «Перекресток мира»
Армения рассматривает термин «Перекресток мира» не просто как концептуальный выбор, а как стратегический дискурс, имеющий значение с точки зрения суверенитета и регионального положения, противопоставляемый выражению «Зангезурский коридор».
Ереван утверждает, что понятие «коридор» может подразумевать предоставление Азербайджану особого или прямого права прохода через территорию Армении, что в контексте международного права может вызвать риск утраты суверенитета. Армянская сторона воспринимает дискурс «коридора» как потенциальный инструмент геополитического давления, способный ослабить государственный суверенитет; в противоположность этому концепция «Перекрестка мира» предлагается как идея многополярной и инклюзивной сети коммуникаций. В этом контексте Армения указывает, что «коридор» в некоторых случаях может предполагать экстерриториальный статус (то есть находящийся вне юрисдикции государства, по территории которого он проходит). Хотя Ереван считает, что термин «коридор» может подразумевать частичную потерю суверенитета, в международном праве он чаще ограничивается лишь правом транзита.
На региональном уровне Армения рассматривает идею «Зангезурского коридора» как односторонний, ориентированный на Азербайджан транспортный маршрут, что, по мнению Еревана, сводит Армению к роли пассивной транзитной территории. В то же время через концепцию «Перекресток мира» Армения стремится позиционировать себя как точку пересечения многовекторных связей между Турцией, Ираном, Грузией и Азербайджаном. Предполагается, что эта модель даст не только удобство транзита, но и возможность диверсифицировать доходы за счет таможенных сборов, логистических инвестиций и энергетических маршрутов.
Такой терминологический и стратегический выбор также рассматривается как дипломатическая реакция Армении на региональные угрозы и ожидания. В этом контексте Армения стремится смягчить отношения с Турцией и Азербайджаном, одновременно избегая прямых напряжений с такими региональными акторами, как Иран. Особенно важно, что Тегеран воспринимает «Зангезурский коридор» как обходной путь, способный ослабить его региональное влияние, что делает подход «Перекресток мира» более приемлемым для Ирана и позволяет Еревану поддерживать стратегическое равновесие.
С внутренней политической точки зрения премьер-министр Армении Никол Пашинян использует концепцию «Перекресток мира» как инструмент политической коммуникации, подчеркивающий суверенитет, независимость и способность к самостоятельному принятию решений. В ответ на критику оппозиции о том, что «Армения делает уступки Азербайджану», правительство Пашиняна стремится донести послание: «Армения не сдается — она сотрудничает». Таким образом, концепция служит для укрепления национальной устойчивости внутри страны и создания впечатления контролируемой гибкости во внешней политике.
В итоге, подход Армении, выраженный в проекте «Перекресток мира», является попыткой одновременно послать сигнал внутренней аудитории и выстроить сбалансированную дипломатию между США, Европейским союзом и Ираном. Кроме того, наблюдаются намерения Пашиняна отложить ратификацию парафированного в Вашингтоне мирного соглашения до парламентских выборов 2026 года, чтобы избежать внутреннего недовольства. Похоже, что выборы 2026 года в Армении могут стать определяющими для судьбы соглашения «Маршрут к международному миру и процветанию», поскольку победа пророссийских сил может привести к полной приостановке данного соглашения.
Южный Кавказ: новые оси геоэкономической конкуренции — Трамп, Коридор Зенгезур и Коридор Арас
Южный Кавказ в последние годы стал центром новых геополитических структур, ориентированных на энергетику, торговлю и транспорт. В этом контексте три ключевых транспортных направления — Коридор Трампа (Trump Route for International Peace and Prosperity), Коридор Зенгезур и Коридор Арас — занимают центральное место не только в перестройке региональных связей, но и в возникновении конкуренции между государствами. Эти спорные логистические маршруты могут, с одной стороны, стать источником новых напряженностей и очагов конфликтов; с другой — имеют потенциал сделать Южный Кавказ одним из новых центров международной торговли.
Коридор Трампа
Коридор Трампа — многослойный проект, который предполагает интеграцию транспортной и энергетической инфраструктуры через территорию Армении между материковой частью Азербайджана и Нахчываном. Цель — поощрение международного сотрудничества, оживление региональной торговли и подключение маршрутов Нового шелкового пути из Китая к западным рынкам через Турцию и Азербайджан.
Этот коридор рассматривается не просто как транспортная магистраль, но как средство увеличения геоэкономического влияния США на Среднем коридоре, контроля над региональными экономическими ориентирами и обретения ключевой позиции в турецко-азербайджано-европейской связке, а также в отношениях Турции и тюркского мира, создавая баланс силы относительно стратегической позиции Ирана.
Коридор Зенгезур
Коридор Зенгезур — стратегический проект, который предполагает установление прямых автомобильных и железнодорожных связей между Азербайджаном и Турцией через Армению, обеспечивая прохождение через Нахчыван без посредников. Этот маршрут соединяет Каспийское море с Средиземным безпрерывной транспортной связью.
Проект важен не только с экономической и логистической точки зрения, но и с точки зрения геополитической интеграции тюркского мира, в частности в рамках Организации тюркских государств. Зенгезур Коридор рассматривается как один из самых конкретных шагов к стратегическому пути между Средней Азией и Анатолией.
Проект может способствовать укреплению регионального мира, давая Армении возможность повысить свою стратегическую позицию, восстанавливая экономическую активность региона и обеспечивая населению прямой доступ к экономическим благам через сотрудничество между государствами. Снижение атмосферы враждебности и развитие мира и доверия между соседями могут поддерживаться правом соседних государств и нормами международного права.
Также Коридор Зенгезур представляет для Армении альтернативный путь, освобождающий её от режима «между Ираном, США и Россией», позволяющий заявлять себя как суверенное государство, принимающее собственные решения и уменьшающее влияние конфликтной культуры.
Коридор Арас: геоэкономический встречный ход Ирана
Коридор Арас рассматривается как альтернативный маршрут, по которому Азербайджан мог бы достичь Нахчывана через территорию Ирана, исключив Армению. Это предложение является стратегическим ответом со стороны Ирана.
Для Тегерана Коридор Арас может означать сохранение ключевой роли в связях между Турцией и тюркским миром, в транспорте и торговле, в частности в связи Нахчывана с Европейским союзом.
Также для Ирана важно стать частью Среднего коридора, повысить свой статус транзитной страны на маршрутах «Нового шелкового пути» и получить экономическую выгоду от региональной логистической активности.
Одновременно, с точки зрения Тегерана, этот проект рассматривается как способ сбалансировать влияние США в Южном Кавказе и сохранить центральную роль в сетях региональной торговли и энергетики, как это было до Второй Карабахской войны.
Заключение
Коридоры Трампа, Зангезур и Арас представляют собой не просто транспортные и торговые маршруты Южного Кавказа, но и процессы переосмысления регионального баланса сил и стратегических ориентиров глобальных акторов. Эти проекты символизируют формирование многоуровневого порядка, где геоэкономическое сотрудничество переплетается с геополитическим соперничеством.
На данный момент говорить о достижении окончательного консенсуса по кавказским коридорам невозможно. Несмотря на то, что проект Коридора Трампа создал определённую «атмосферу мира», ереванские власти затрудняются предпринять конкретные шаги из-за пересечения стратегических интересов США, Ирана и России в регионе. Кроме того, внутриполитические соображения, связанные с парламентскими выборами в Армении 2026 года, ещё больше усложняют процесс принятия решений в Ереване.
Особое значение имеет факт аренды американским частным консорциумом на 99 лет участка территории в Сюникской области Армении для эксплуатации инфраструктуры и экологического управления Зангезурским коридором. Хотя США формально не берут на себя прямых обязательств в области безопасности, этот шаг ясно демонстрирует их стремление к долгосрочному присутствию в регионе. Такая перспектива вызвала резкую реакцию со стороны России и Ирана. Тегеран рассматривает данный проект как стратегию «наземной блокады», направленную на изоляцию Ирана от Южного Кавказа, тогда как иранские аналитики видят в этом продолжение экономического и политического давления со стороны США.
Во время визита президента Исламской Республики Иран Масуда Пезешкиана в Ереван премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что коридор будет функционировать в соответствии с армянским законодательством. Однако, судя по всему, это заявление не убедило Пезешкиана.
В целом, неспособность ереванского руководства действовать как независимое и суверенное государство на протяжении всего процесса — от предварительных договорённостей с Баку до подписания окончательного мирного соглашения — является ключевым фактором, препятствующим доведению всех инициатив до стадии окончательного подписания. Это отчётливо проявилось и в реализации Совместного заявления Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации от 2020 года. В частности, пункт 9 Совместного заявления гласит:
«Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахчыванской Автономной Республикой с целью обеспечения беспрепятственного передвижения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль над транспортным сообщением осуществляется Пограничной службой Федеральной службы безопасности Российской Федерации. По согласованию сторон будут построены новые транспортные коммуникации, соединяющие Нахчыванскую Автономную Республику с западными районами Азербайджана».
Данная норма ясно указывает на то, что Армения, не лишаясь суверенных прав, предоставляет Азербайджану свободу транзита. Здесь речь идёт не о передаче территорий, а о либерализации международных транспортных связей. Правовая основа этого положения восходит к принципу «freedom of transit» (свобода транзита), закреплённому в таких международных документах, как Конвенция ООН по морскому праву (UNCLOS), статья V Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и Нью-Йоркская конвенция 1965 года о транзитной торговле государств, не имеющих выхода к морю.
Тем не менее, используя риторику «суверенных прав», Ереван находит способы блокировать каждый шаг, ведущий к решению. В результате ни один из проектов — будь то мирное соглашение, коридор или транспортный узел — пока не вышел за пределы декларативных намерений.
Однако в последнее время наблюдается определённый оптимизм, связанный с готовностью Армении развивать отношения с Турцией и Азербайджаном. Так, совместная фотография первыx леди Азербайджана, Армении и Турции, сделанная в Китае в ходе 25-го заседания Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), усилила надежды на сближение.
Ахмет Саглам / www.saglamahmet.com / 09.10.2025 / Анкара
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Администрация Президента Азербайджанской Республики (дата обращения: 07.10.2025)
Президенты Азербайджана и Соединённых Штатов Америки, а также Премьер-министр Армении выступили с заявлением для прессы в Белом доме. https://president.az/az/articles/view/69570
Администрация Президента Азербайджанской Республики (дата обращения: 07.10.2025)
Выступление Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева на 80-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций. https://president.az/az/articles/view/70187
Аппарат Премьер-министра Республики Армения (дата обращения: 07.10.2025)
Выступление Премьер-министра Республики Армения Никола Пашиняна на 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. https://www.primeminister.am/en/foreign-visits/item/2025/09/26/Nikol-Pashinyan-visiting-USA/
Аппарат Премьер-министра Республики Армения (дата обращения: 07.10.2025)
Никол Пашинян и Масуд Пезешкиан подписали совместное заявление; между двумя странами были также подписаны другие документы. https://www.primeminister.am/en/press-release/item/2025/08/19/Nikol-Pashinyan-Masoud-Pezeshkian-19-08/
Аппарат Премьер-министра Республики Армения (дата обращения: 07.10.2025)
Рабочий визит Премьер-министра Республики Армения Никола Пашиняна в Китайскую Народную Республику. https://www.primeminister.am/en/foreign-visits/item/2025/08/30/Nikol-Pashinyan-visit-to-China/
Кремль (дата обращения: 07.10.2025)
Совместное заявление Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации. http://kremlin.ru/events/president/news/64384,
Министерство иностранных дел Российской Федерации (дата обращения: 07.10.2025)
Совместное заявление Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации.