logo
РУ
РУ EN ЎЗ
  • Узбекистан
  • Экономика
  • Финансы
  • Технологии
  • Биржи
  • Культура
  • Спорт
  • Туризм
РУ
РУ EN ЎЗ

Бюджет, ориентированный на результат

Бюджет, ориентированный на результат

14/09/2015 00:49

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Бюджетная реформа в Республике Узбекистанпредусматривает масштабные преобразования в управлении государственными финансами: переход на казначейское исполнение бюджета, внедрение подушевых нормативов в финансировании здравоохранения,среднего общего и высшего образования, реформирование системы бухгалтерского учета и отчетности, развитие межбюджетных отношений.

В этом контексте должны меняться и подходы к формированию и исполнению бюджета.Основой формирования бюджета должны стать четко заданные цели и приоритеты государственной политики, а расходы государственного бюджета должны быть увязаны с конкретными и измеримыми результатами деятельности органов власти. В этом и заключается суть нового подхода планирования и исполнения бюджета - бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).

В мировой практике данная методология применяется уже много лет, сложились различные модели БОР. В частности, одной из моделей является программный метод планирования и исполнения Государственного бюджета. Новизна и преимущества этого метода заключаются в том, что планирование и распределение бюджетных средств осуществляется не по видам затрат, а по программам, каждая из которых содержит цели, задачи и поддающиеся оценке количественные и качественные индикаторы. Исполнение бюджета оценивается не с точки зрения его освоения, а с точки зрения достижения поставленных целей и полученных результатов, то есть учитывается не только куда и на что потрачены бюджетные средства, но и какой конечный результат при этом получен. Соответственно акцент переносится с контроля над «целевым» (в соответствии с утвержденным планом) использованием бюджетных средств на ожидаемые и фактические результаты предоставления бюджетных услуг.Таким образом, программный метод устанавливает взаимосвязь между поставленными целями, осуществляемыми для их финансирования расходами и достигнутыми результатами.

Сам по себе новый метод не дает быстрого прямого эффекта в виде экономии бюджетных ресурсов, но создает условия для повышения эффективности использования государственных средств, позволяет улучшить управление расходами и обеспечить их предсказуемость.

Для общества ценность программного метода и других моделей БОРсостоит в том, что он позволяет лучше понять, на какие цели и приоритеты направляются бюджетные средства, насколько они отвечают потребностям различных групп населения, как они используются и в какой степени правительству удается достичь поставленных целей.

В развитых странах внедрение и применение БОР началосьещё в середине прошлого века, а в последние десятилетия различные модели или отдельные элементы БОР внедряются и в целом ряде развивающихся стран, параллельно или опережая другие направления бюджетной реформы.

В Узбекистане содействие в адаптации новой методологии планирования и исполнения бюджета оказывается совместным проектом ПРООН и Министерства финансов Республики Узбекистан "Реформа бюджетной системы в Узбекистане". После разработки пилотных проектов по апробации элементов программного метода бюджетирования на базе отдельных министерств, элементы программного бюджетирования введены Бюджетным кодексом в практику планирования Государственного бюджета и в Узбекистане. Так,ключевым документом при планировании бюджета является бюджетный запрос, который теперь включает в себя не только финансовые документы (бюджетная заявка), но и нефинансовые – Программа развития, аналитический отчет и реестр расходных обязательств. Нефинансовые документы используются для подготовки и обоснования бюджетной заявки и как информация для принятия решений и планирования расходов финансовыми органами.

В целях ознакомления с новой методологией при поддержке проекта организуются обучающие семинары и круглые столы для специалистов центрального и регионального уровня. В частности, новой методологии планирования и исполнения государственных расходов был посвящен семинар «Стратегическое планирование и бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в Узбекистане», который проводился с привлечением международного эксперта. Семинар позволил ознакомить специалистов Министерства финансов, отраслевых министерств и специалистов областных финансовых управлений с международным опытом практического применения БОР (включая программный метод), в частности опытом стран Азии и стран Организации экономического сотрудничества и развития. Всего в семинаре приняли участие около 40 представителей различных министерств и ведомств.

Для вовлечения более широкого круга специалистов такой же семинар был организован для специалистов региональных финансовых управлений (включая управления Казначейства) и тренеров Учебного центра при Министерстве финансов.

Ознакомление с новой методологией и расширение ее применения на практике особенно актуально в контексте выработки приоритетов государственной политики, когда обсуждается разработка страновой долгосрочной стратегии «Видение 2030», разрабатываются Стратегии развития регионов, принимаются и реализуются государственные целевые программы.

Новости по теме

Бюджет является важнейшим инструментом политики, осуществляемой правительством. То, каким образом государственные бюджеты привлекают и распределяют финансовые средства и ресурсы, доходы и расходы, влияет на благосостояние и развитие как отдельных мужчин и женщин, так и нации в целом.

03/11/2015

Одним из направлений реформы бюджетной системы Узбекистана является совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности для общественного сектора на основе Международных стандартов МСФО ОС (Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора)).

10/08/2015

В первой части статьи о «зелёных» гос.закупках мы рассказали о понятии, актуальности внедрения концепции «зелёных» государственных закупок и опыте Узбекистана в реализации мероприятий по повышению энерго- и ресурсоэффективности экономики. Исходя из международного опыта применения ЭРЭГЗ и результатов анализа авторы доклада предложили основные направления их внедрения в Узбекистане.

30/07/2015

«Зелёные государственные закупки» это закупки, которые подразумевают рациональное, оптимизирующее расходование государственных средств, использование рыночных возможностей для значительного увеличения экологического и социального преимущества на местном и национальном уровнях.

16/07/2015

Система государственных закупок в любой стране связана с оказанием государственных услуг, при этом если её усовершенствовать - то можно добиться значительной экономии бюджетных средств, а также повышения качества государственных услуг. Одним из направлений реформ является электронизация государственных закупок, которая помогает развитию конкуренции, способствует оперативности и прозрачности закупок.

29/06/2015

Государственные закупки - это приобретение товаров и услуг для государственных нужд полностью или частично за счёт государственного бюджета. Их важность заключается в том, что они обеспечивают государственный сектор, в том числе школы, больницы и т.п. учреждения всеми необходимыми товарами, работами и услугами высокого качества, в нужном количестве и по приемлемым ценам.

16/06/2015

Последние новости

Авиакомпания Wizz Air увеличивает частоту полетов в Ташкент и Самарканд

25/03/2023Подробнее

В ГНК рассказали о доходах «Яндекс. Такси» в Узбекистане

25/03/2023Подробнее

Эксперты Института прогнозирования и макроэкономических исследований проанализировали динамику производства основных видов химической и газохимической продукции за период 2016-2022гг.

25/03/2023Подробнее

Курсы валют на 17/03/2023

$ 1 11417.98 -0.276%
€ 1 12123.61 -0.837%
₽ 1 149.33 -1.256%
Другие валюты »
  • Роналду в Узбекистане
  • Меры по развитию Коканда
  • Узбекистан в цифрах. 2009 год.
  • 43-е Ежегодное заседание АБР
  • Узбекистан в I полугодие - языком цифр
  • Art Week Style.uz 2010
  • Узбекистан в цифрах. Девять месяцев 2010 года.
  • Узбекистан в цифрах. 2010 год.
  • Узбекистан в цифрах. 1 кв. 2011 года.
  • Лондон 2012
  • Инчхон-2014
  • Выборы-2014
  • Реформирование системы управления государственными финансами
  • Рио-2016
  • Выборы-2016
logo
  • Свидетельство о регистрации Интернет
  • СМИ № 0601 от 28.10.2009 г.
  • Учредитель: ЧП DAILY MEDIA
  • Главред: Умаров Анвар Абрарджанович
  • Адрес: Узбекистан, 100180, г. Ташкент, Юнусабад 12-27-73

О нас

  • О нас
  • Правила
  • Конфиденциальность
  • Гаджеты
  • Реклама

Социальные страницы

  • Facebook

  • Twitter

  • Google+

  • Telegram

© 2007-2022 UzDaily.uz. Все права защищены.Свидетельство о регистрации Интернет СМИ № 0601 от 28.10.2009 г. Все услуги лицензированы, товары сертифицированы.

18+