logo
РУ
РУ EN ЎЗ
  • Узбекистан
  • Экономика
  • Финансы
  • Технологии
  • Биржи
  • Культура
  • Спорт
  • Туризм
РУ
РУ EN ЎЗ

Госзакупки: Зелёные и энерго- и ресурсоэффективные закупки (часть 1)

Госзакупки: Зелёные и энерго- и ресурсоэффективные закупки (часть 1)

16/07/2015 00:09

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- «Зелёные государственные закупки» это закупки, которые подразумевают рациональное, оптимизирующее расходование государственных средств, использование рыночных возможностей для значительного увеличения экологического и социального преимущества на местном и национальном уровнях.

Актуальность внедрения концепции «зелёных» государственных закупок в условиях Узбекистана, прежде всего, диктуется чрезмерной энерго- и ресурсоёмкостью его экономики, деградацией почвенных ресурсов, возрастающей нехваткой воды и пр. Неэффективное использование энергетических и прочих ресурсов является основным препятствием для достижения устойчивого экономического роста национальной экономики. Согласно данным Всемирного банка и ООН, Республика Узбекистан только из-за низкой энергоэффективности экономики Узбекистан ежегодно теряет порядка 4,5% ВВП.

Ввиду вышеизложенного среди наиважнейших задач социально-экономической политики правительства особое место занимает кардинальное сокращение высокой энерго- и ресурсоёмкости экономики. Среди основных мероприятий в данном направлении это модернизация энергетики, сельского хозяйства и системы водопользования, создание эффективной системы энергосбережения, снижения материальных затрат в производственном процессе.

Необходимым условием реализации мероприятий по повышению энерго- и ресурсоэффективности (ЭРЭ) экономики является применение механизма «зелёных» и энерго- и ресурсоэффективных гос. закупок (ЭРЭГЗ). Как показали расчеты Всемирного банка, расходы на повышение энергоэффективности промышленности в 2-4 раза меньше чем расходы по введению в строй новых источников первичной энергии.

Кроме решения вышеназванных проблем, применение «Зелёных» и ЭРЭГЗ гос. закупок позволит поддержать программы импортозамещения, стимулировать инновационные производства, решит экологические проблемы, обеспечит водную, продовольственную и энергетическую безопасность страны. Ввиду сложности и большого охвата концепции «зелёных» закупок на первых порах целесообразнее остановиться на энерго и ресурсоэффективных закупках. Кроме того в условиях Узбекистана ЭРЭГЗ в отличие от «зелёных» ГЗ дают очевидный и большой экономико-финансовый эффект.

С целью оценки выгод и издержек применения ЭРЭГЗ в Узбекистане проектом «Реформа бюджетной системы в Узбекистане» подготовлен доклад «Внедрение «зелёных» (энерго- и ресурсоэффективных) государственных закупок: международный опыт, возможности для Узбекистана и влияние на государственный бюджет». В данном докладе описывается международный опыт применения ЭРЭГЗ и опыт реализации мероприятий по повышению энерго- и ресурсоэффективности экономики в Узбекистане, приводятся комплексные расчеты выгод и издержек, а также препятствий при их реализации и на их основе предлагаются рекомендации по применению ЭРЭГЗ в Узбекистане. Но обо всем по порядку.

Опыт Узбекистана в реализации мероприятий по повышению энерго- и ресурсоэффективности экономики

В Узбекистане реализуется ряд мероприятий по повышению энерго- и ресурсоэффективности. В качестве примера можно привести инвестиционные проекты по замене устаревшего оборудования в электроэнергетике, пилотные инициативы по реконструкции зданий социального назначения, применение капельного орошения и т.п.

Авторами вышеупомянутого доклада был проведён комплексный расчёт долгосрочной упущенной выгоды при текущей системе ГЗ, рассчитанный на основе 5 пилотных школ, в которых был проведен эксперимент по применению ЭРЭ решений. Согласно этим расчётам, при расходах на 305,7 млн. сумов на применение ЭРЭ решений, в течении 10 лет получается выгода в 954,5 млн. сумов или чистый положительный финансовый поток составит 648,8 млн. сумов. Но при этом в будущем сокращаются сметы бюджетных организаций на сэкономленную сумму в результате применения энергоэффективных решений, что не создает у них стимулов в данной сфере.

Другой пример показывает распределение выгоды от ЭРЭГЗ между различными субъектами – расчеты на основе модернизации теплоэлектростанции (ТЭС) показывают, что только 16,5% от выгоды ЭРЭГЗ получает сами ТЭС, а остальное госбюджет, государственные целевые фонды и НХК «Узбекнефтегаз». Но при этом все расходы по реализации энергоэффективных решений несёт ТЭС в одиночку.

Третий пример касается применения капельного орошения в низкоурожайных землях, в которых выращивается хлопок. Расчеты показали, что в этом случае фермеры, внедрившие капельное орошение получают 12,5% от всей выгоды. Подобные правила бюджетного планирования, распределение выгод де-стимулирует применение ЭРЭ решений в стране. Кроме того, энерго- и ресурсоэффективные товары обычно стоят дороже, но в процессе эксплуатации окупаются с лихвой. Но сложившаяся практика закупки самого дешевого при игнорировании качественных параметров усложняет закупки энерго- и ресурсоэффективных товаров.

Исходя из результатов анализа, авторы доклада предложили основные направления применения ЭРЭГЗ в Узбекистане.

Дальнейшие детали внедрения концепции «зелёных» закупок в Узбекистане мы рассмотрим во второй части данной статьи.

Новости по теме

Бюджет является важнейшим инструментом политики, осуществляемой правительством. То, каким образом государственные бюджеты привлекают и распределяют финансовые средства и ресурсы, доходы и расходы, влияет на благосостояние и развитие как отдельных мужчин и женщин, так и нации в целом.

03/11/2015

Бюджетная реформа в Республике Узбекистанпредусматривает масштабные преобразования в управлении государственными финансами: переход на казначейское исполнение бюджета, внедрение подушевых нормативов в финансировании здравоохранения,среднего общего и высшего образования, реформирование системы бухгалтерского учета и отчетности, развитие межбюджетных отношений.

14/09/2015

Одним из направлений реформы бюджетной системы Узбекистана является совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности для общественного сектора на основе Международных стандартов МСФО ОС (Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора)).

10/08/2015

В первой части статьи о «зелёных» гос.закупках мы рассказали о понятии, актуальности внедрения концепции «зелёных» государственных закупок и опыте Узбекистана в реализации мероприятий по повышению энерго- и ресурсоэффективности экономики. Исходя из международного опыта применения ЭРЭГЗ и результатов анализа авторы доклада предложили основные направления их внедрения в Узбекистане.

30/07/2015

Система государственных закупок в любой стране связана с оказанием государственных услуг, при этом если её усовершенствовать - то можно добиться значительной экономии бюджетных средств, а также повышения качества государственных услуг. Одним из направлений реформ является электронизация государственных закупок, которая помогает развитию конкуренции, способствует оперативности и прозрачности закупок.

29/06/2015

Государственные закупки - это приобретение товаров и услуг для государственных нужд полностью или частично за счёт государственного бюджета. Их важность заключается в том, что они обеспечивают государственный сектор, в том числе школы, больницы и т.п. учреждения всеми необходимыми товарами, работами и услугами высокого качества, в нужном количестве и по приемлемым ценам.

16/06/2015

Последние новости

В республике прошел конкурс «Защитим птиц» по случаю Международного дня птиц

01/04/2023Подробнее

В Ташкенте пройдет выступление популярного израильского исполнителя Адама Бен Эзра

01/04/2023Подробнее

Рассмотрены вопросы интеграции онлайн-сервисов Yandex.Go с информационными системами налоговых органов

01/04/2023Подробнее

Курсы валют на 17/03/2023

$ 1 11417.98 -0.276%
€ 1 12123.61 -0.837%
₽ 1 149.33 -1.256%
Другие валюты »
  • Роналду в Узбекистане
  • Меры по развитию Коканда
  • Узбекистан в цифрах. 2009 год.
  • 43-е Ежегодное заседание АБР
  • Узбекистан в I полугодие - языком цифр
  • Art Week Style.uz 2010
  • Узбекистан в цифрах. Девять месяцев 2010 года.
  • Узбекистан в цифрах. 2010 год.
  • Узбекистан в цифрах. 1 кв. 2011 года.
  • Лондон 2012
  • Инчхон-2014
  • Выборы-2014
  • Реформирование системы управления государственными финансами
  • Рио-2016
  • Выборы-2016
logo
  • Свидетельство о регистрации Интернет
  • СМИ № 0601 от 28.10.2009 г.
  • Учредитель: ЧП DAILY MEDIA
  • Главред: Умаров Анвар Абрарджанович
  • Адрес: Узбекистан, 100180, г. Ташкент, Юнусабад 12-27-73

О нас

  • О нас
  • Правила
  • Конфиденциальность
  • Гаджеты
  • Реклама

Социальные страницы

  • Facebook

  • Twitter

  • Google+

  • Telegram

© 2007-2022 UzDaily.uz. Все права защищены.Свидетельство о регистрации Интернет СМИ № 0601 от 28.10.2009 г. Все услуги лицензированы, товары сертифицированы.

18+