Сегодня я собрал наиболее распространенные заблуждения в восприятии работодателей о функциях штатного маркетолога, взяв их из обычных объявлений. Заблуждения расположены в порядке возрастания масштабов с пятого по первое:
5 место. Маркетолог – девушка, офис-менеджер, размещающая объявления в СМИ
Как ни смешно, но это одно из самых распространенных заблуждений работодателей о маркетологе. Девушка, офис-менеджер, которая подает объявления в газету и периодически добавляет статьи на корпоративный сайт. Такое заблуждение весьма распространено среди мелких частных организаций с небольшим штатом сотрудников.
4 место. Маркетолог – менеджер по работе с клиентами, просто так звучит круче
«Обзвон клиентов, рассылка коммерческих предложений, встречи с клиентами, проведение переговоров» - какой тут может быть маркетинг? Но по версии некоторых работодателей именно эти обязанности и должен выполнять маркетолог.
3 место. Маркетолог – менеджер по продажам, который проводит презентации
«Встречи, переговоры, база данных, план продаж, проведение презентаций» - обычные обязанности для менеджера по продажам. На самом деле, специалиста, занимающегося прямыми продажами продукта своей компании правильно называть «агентом», но менеджер звучит серьезнее. К маркетингу он не имеет никакого отношения.
2 место. Маркетолог – контент-менеджер, он пишет статьи для сайта компании
Что такое продающий сайт, и какие функции он должен выполнять, я расскажу в одной из ближайших статей. Хотя продвижение в интернете – важная часть работы маркетолога, называть им сотрудника, которому поручено поддерживать корпоративный сайт, писать статьи и загружать фотографии - очередное заблуждение работодателей.
И наш сегодняшний победитель:
1 место. Маркетолог и дизайнер – два в одном! Одна достаточно известная организация уже не первый год ищет такого вот специалиста.
Наверное, незачем рассказывать о том, что грамотный дизайнер просто не может быть одновременно маркетологом, да еще и вести отчетность по расходам. Овладение искусством дизайна отнимает 100% времени – спросите об этом у дизайнеров. Так же и маркетолог – он должен знать графические программы на базовом уровне, чтобы уметь объясниться с дизайнером. Но создавать макеты для всей рекламной и сувенирной продукции не его работа. В нормальной организации с грамотным, четким процессом работы, каждый специалист должен заниматься своим делом. Попытки же сэкономить на сотрудниках, нанимая одного человека вместо целой команды – демонстрируют такую организацию в невыгодном свете.
Вот, что должен знать маркетолог, который работает в вашей компании:
1. Быть в курсе всех процессов, знать, как функционирует компания,
2. Разбираться в управлении продажами и взаимоотношениями с клиентами,
3. Знать сильные и слабые стороны вашего бизнеса,
4. Понимать законы рынка,
5. Разбираться в потребительских предпочтениях,
6. Иметь полное представление о конкурентах, их сильных и слабых сторонах,
7. Знать современные методы продвижения, рекламы, связей с общественностью и СМИ,
8. Разбираться в продвижении в интернете,
9. Знать основы экономики (прибыль-убытки, затраты, рентабельность, окупаемость),
10. Знать, особенности сферы деятельности, в которой он работает
Что маркетолог должен уметь:
1. Составлять краткие и развернутые обзоры рынка, конкурентный анализ, анализ продуктов, сильных и слабых сторон бизнеса, отражать ситуацию по существующим продуктам, запланированным целям и задачам,
2. Составлять маркетинговый план, в котором включены мероприятия по продвижению бренда на рынке,
3. Выбирать наиболее оптимальные по стоимости и результату варианты продвижения продукта,
4. Объясняться с дизайнерами и разработчиками на одном языке,
5. Создавать и проводить презентации перед аудиторией и СМИ,
6. Владеть навыками написания статей и пресс-релизов, общаться с журналистами,
7. Уметь выполнять простейшие операции в графических программах,
8. Составлять технические задания, брифы и заявки на проведение работ,
9. Составлять бизнес-обоснование для новых проектов,
10. Работать с бюджетом, составлять его и использовать.
Что должен делать маркетолог в Вашей компании:
1. Работать с отделом продаж и клиентской службой по повышению их эффективности, проводить работу по удержанию ключевых клиентов и улучшению методов привлечения новых клиентов этими департаментами,
2. Создавать и редактировать рекламные тексты, статьи, пресс-релизы (если нет своей пресс-службы), и коммерческие предложения,
3. Контролировать и участвовать в разработке рекламных материалов, определять приоритетные и наиболее эффективные материалы и рекламоносители,
4. Создавать сценарии рекламных акций, роликов, передач,
5. Заниматься продвижением компании в интернете, контролировать разработку продающего сайта компании, развивать профили в социальных сетях,
6. Разрабатывать стратегию вывода на рынок и продвижения продуктов компании, проводить исследования и обзоры рынка и конкурентов,
7. Следить за активностью конкурентов, работать над повышением конкурентных преимуществ собственных продуктов,
8. Представлять компанию на мероприятиях, участвовать в докладах и презентациях,
9. Работать с обратной связью, разрабатывать и давать оперативные ответы на критику и негативные отзывы (чем, к сожалению, занимаются единицы),
10. Повышать узнаваемость бренда компании среди целевой аудитории, его известность, проводить мероприятия по работе над ошибками и слабыми сторонами бренда.
Маркетолог – специалист, который знает, как сделать так, чтобы ваш продукт продавался лучше, чем продукты конкурентов. Это специалист, который разбирается в том, как думают ваши целевые потребители, чего они хотят. Грамотный маркетолог и готовая к развитию организация – залог успеха вашего предприятия.
Автор рубрики «Люди и бренды» – Артем Сафаров, специалист в области маркетинга и PR. Закончил «Всемирный Технологический Университет» по специальности антикризисное управление. Прошел путь от менеджера до директора по маркетингу и PR. Свой первый проект по выводу на рынок нового продукта – импортного медицинского оборудования, осуществил в 20 лет.