Курсы валют от 12/11/2025
$1 – 11990.00
UZS – -0,21%
€1 – 13866.44
UZS – -0,24%
₽1 – 147.55
UZS – -0,51%
Поиск
Fitch Ratings: Приватизация банков в Узбекистане поддерживается более целенаправленной программой

Fitch Ratings: Приватизация банков в Узбекистане поддерживается более целенаправленной программой

Fitch Ratings: Приватизация банков в Узбекистане поддерживается более целенаправленной программой

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Пересмотренная программа приватизации банков в Узбекистане демонстрирует более целенаправленный подход со стороны властей, которые делают приоритетом Узбекский промышленно-строительный банк (SQB, BB/Stable). Об этом говорится в статье Fitch Ratings.

Этот процесс может стать моделью для последующей приватизации других государственных банков, отмечает Fitch Ratings.

«Мы не ожидаем масштабной приватизации банков в ближайшей перспективе из-за медленных изменений в бизнес-моделях, значительной доли устаревших кредитов государственной политики, влияющих на показатели, ограничений капитала, сдерживающих рост кредитования, а также высокой конкуренции на банковском рынке», - подчеркивает агентство.

Ожидается, что продолжающаяся трансформация бизнес-моделей государственных банков, с акцентом на расширение коммерческой франшизы вместо традиционного целевого кредитования, улучшит прибыльность, корпоративное управление, риск-менеджмент и операционную эффективность. Эти улучшения могут способствовать привлечению иностранных инвесторов. Перспективы продажи также могут улучшиться, если международные финансовые институты (IFIs) станут миноритарными акционерами, при этом интерес инвесторов к развивающимся рынкам остается ключевым фактором успеха.

Национальный инвестиционный фонд Узбекистана (UzNIF) играет центральную роль в трансформации Узбекского промышленно-строительного банка (SQB, BB/Stable). Правительство сделало SQB основным объектом приватизации. UzNIF приоритизирует и поддерживает подготовку к продаже, что должно повысить вероятность успешной сделки в среднесрочной перспективе.

Президентский указ от сентября 2025 года поручает Фонду реконструкции и развития Узбекистана передать свою долю в SQB в размере 30% Министерству экономики и финансов, которое затем передаст её UzNIF. Это, наряду с поправками в предыдущее законодательство, снимает цель продажи контрольного пакета SQB к концу 2025 года. Фискальная стратегия правительства июля 2025 года предусматривает приватизацию SQB, Asakabank (BB/Stable), Aloqabank (BB/Stable) и Turonbank в 2026 году или позже.

Эти нормативные изменения подчеркивают решительный сдвиг стратегии в сторону более избирательного подхода. Правительство теперь концентрирует ресурсы и реформаторские усилия на приватизации SQB, третьего по величине банка Узбекистана. Среди банков, заявленных к приватизации, SQB продвинулся дальше всех в переходе на коммерчески ориентированную бизнес-модель, укрепляя корпоративное управление и систему управления рисками. Участие UzNIF, управляемого Franklin Templeton, должно дополнительно ускорить трансформацию банка, повышая его привлекательность для потенциальных стратегических инвесторов.

Знаковый выпуск AT1 на сумму 300 млн долларов США в октябре 2025 года, первый подобный в Узбекистане, укрепил капиталовую базу SQB. Это позволило существенно расширить кредитование и повысить прибыльность, особенно в сегментах малых и средних предприятий (SME) и розничного бизнеса с более высокой маржинальностью. Ожидается, что выпуск увеличит нормативные капитальные коэффициенты примерно на 300 б.п. и поддержит дополнительное кредитование на 2,1 млрд долларов США в 2026–2027 годах, обеспечивая прирост чистого процентного дохода на 80 млн долларов США. Этот капиталовложение демонстрирует коммерческую трансформацию SQB и улучшает его позиции для приватизации.

По базовому сценарию, продажа контрольного пакета SQB вероятна после ожидаемого IPO UzNIF в 2026 году, что станет важным шагом для приватизации банка. Успешная приватизация SQB может стать моделью для других государственных банков, таких как Asakabank и Aloqabank, чьи собственные перспективы приватизации, скорее всего, распространяются на период до 2030 года.

Трансформация бизнес-моделей в этих банках продолжается. Asakabank обладает значительной долей устаревших низкодоходных кредитов, а ограничения капитала препятствуют более быстрому переходу на кредиты SME и розничные кредиты с высокой маржинальностью. Новая политическая роль Aloqabank как ключевого банка по субсидированному кредитованию молодых предпринимателей снижает вероятность его скорой продажи.

Успешное размещение AT1 SQB создаёт прецедент для других государственных банков, заявленных к приватизации, особенно в условиях снижения обычной государственной поддержки роста кредитования в последние годы. Рейтинги поддержки правительства (Government Support Ratings) Fitch на уровне «bb» для SQB, Asakabank и Aloqabank продолжают отражать возможность экстраординарной поддержки со стороны государства, пока они остаются государственными.

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал