Курсы валют от 15/12/2025
$1 – 12097.93
UZS – 0,42%
€1 – 14194.50
UZS – 0,68%
₽1 – 151.77
UZS – -0,09%
Поиск
Воздушный груз как «предохранительный клапан»: IATA о вызовах и перспективах отрасли в условиях торговой войны

Воздушный груз как «предохранительный клапан»: IATA о вызовах и перспективах отрасли в условиях торговой войны

Воздушный груз как «предохранительный клапан»: IATA о вызовах и перспективах отрасли в условиях торговой войны

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Ассоциация воздушного транспорта (IATA) представила подробный анализ мирового рынка грузовых авиаперевозок, подчеркнув его критическую роль в обеспечении устойчивости глобальных цепей поставок на фоне беспрецедентного роста торгового протекционизма и геополитической напряженности.

Доклад, представленный директором по грузовым перевозкам IATA Бренданом Салливаном и руководителем отдела отраслевого анализа Джулией Сирман, выявил, что 2025 год стал моментом драматических перемен, кардинально изменивших маршруты и объемы грузов.

Авиация — «Амортизатор» глобальных потрясений

По словам Брендана Салливана, мировая торговля более не является предсказуемой и стабильной. Эскалация таможенных пошлин, в частности, между крупнейшими экономиками, такими как США и Китай, вынуждает компании перестраивать модели поиска поставщиков, производства и дистрибуции. «Мы действуем в мире, где тарифы и торговая напряженность меняют глобальные цепи поставок. Воздушные перевозки — это предохранительный клапан в случае нарушения глобальной торговли», — заявил Салливан.

В условиях, когда торговля становится все более фрагментированной, гибкость становится не просто опцией, а жизненной необходимостью. Авиаперевозки обладают уникальной способностью быстро адаптироваться, перенаправлять мощности между рынками и обеспечивать срочную доставку товаров при любых сбоях — будь то тарифные, геополитические или природные. В то время как морской или наземный транспорт требуют времени для перенастройки, авиация выступает в роли «амортизатора» для глобальной экономики.

Тарифная волна 2025 года и эффект «предварительной загрузки»

Экономический обзор Джулии Сирман пролил свет на масштабы торговых изменений. Самым значительным фактором стало изменение торговой политики США, где средний уровень тарифов на импорт взлетел до 17% в 2025 году. Это стало самым высоким показателем с 1933 года.

Резкий рост пошлин спровоцировал так называемый эффект «предварительной загрузки» (frontloading): в первом квартале 2025 года, пока компании стремились ввезти товары до вступления тарифов в силу, импорт США резко вырос, а объем авиаперевозок (измеряемый в грузовых тонно-километрах, CTK) достиг пика в марте, превысив показатели предыдущего года почти на 40%.

Однако после введения тарифов в апреле месячный импорт США стабилизировался, а к августу даже снизился. При этом влияние тарифов привело к массивному перенаправлению торговых потоков: экспорт Китая в США сократился более чем на 15%. Эти потери были с лихвой компенсированы ростом экспорта в другие азиатские страны и, в особенности, в Европейский Союз.

Соответственно, в авиагрузовых перевозках маршрут Дальний Восток — Северная Америка сократился, в то время как маршрут Дальний Восток — Европа вырос более чем на 4 миллиарда CTK, подтверждая, что именно воздушный транспорт обеспечил эту стратегическую перебалансировку.

Рост, обусловленный стоимостью и e-commerce

Аналитики IATA подчеркивают, что хотя доля авиагруза составляет менее 1% от мирового объема торговли, по стоимости она достигает почти 25%.

Авиация остается предпочтительным способом доставки для дорогостоящих, срочных и требующих специальных условий товаров, таких как микрочипы, фармацевтика, драгоценные металлы и, что важно, продукция, связанная с бумом искусственного интеллекта (AI).

Несмотря на общее замедление роста мировой торговли (прогноз роста всего 0,5% на 2026 год), IATA прогнозирует более устойчивый рост авиагрузоперевозок: 3,1% в 2025 году и 2,6% в 2026 году.

Этот рост будет обеспечен продолжающимся структурным сдвигом в сторону e-commerce, растущим спросом на высокоценные товары и инвестициями в AI-технологии. Основными региональными драйверами роста остаются Азиатско-Тихоокеанский регион и Европа.

Путь к совершенству: Цифровизация и справедливый доступ

Для сохранения и приумножения своей гибкости, отрасль грузовых авиаперевозок должна решить ряд системных проблем. Салливан выделил три ключевых направления для модернизации:

Цифровизация: Отрасль до сих пор чрезмерно зависит от бумажных процессов. В ответ IATA разработала стандарт «One Record», призванный создать единый цифровой язык для всей отрасли. Этот стандарт обеспечит единственный источник достоверной информации, позволяя всем участникам цепи (авиакомпаниям, экспедиторам, регуляторам) обмениваться данными в реальном времени, сокращая ошибки и задержки.

Гармонизация процессов и безопасности: Существующие режимы безопасности (например, декларация безопасности груза) устарели или применяются непоследовательно, а отсутствие единых трансграничных правил замедляет движение. Модернизация Директивы ICAO Annex 18 (опасные грузы) и цифровизация декларации безопасности являются критически важными шагами для обеспечения скорости без ущерба для безопасности.

Доступ к слотам: Грузовые перевозчики часто сталкиваются с несправедливым отношением при выделении слотов в крупных узлах (например, Богота, Дубай, Хитроу, Гатвик), где им, в отличие от пассажирских авиалиний, не предоставляются исторические или постоянные слоты. IATA призывает к справедливому доступу в соответствии с Глобальными рекомендациями по слотам (WASG), чтобы грузовые и пассажирские операторы могли конкурировать на равных условиях.

В заключение, Брендан Салливан подчеркнул, что модернизация и гибкость не являются выбором, а являются обязательным условием для выживания в современном торговом ландшафте. «Мы не просто перевозим коробки. Мы обеспечиваем устойчивость глобальной торговли», — подытожил он.

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал