В Узбекистане введен в действие Налоговый кодекс Республики Узбекистан (в новой редакции)
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) –На стадии Проекта Налоговый кодекс в новой редакции был обсужден среди широкой общественности, в том числе на портале www.regulation.gov.uz (дано более 600 предложений), проведены семинары, «круглые столы» с участием представителей бизнес-сообщества, налоговых консультантов, аудиторов, адвокатов, а также профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. Об этом сообщает пресс-служба ГНК.
Налоговый кодекс в новой редакции разработан с учетом рекомендаций Международного валютного фонда, Всемирного банка, а также опыта ряда зарубежных стран - России, Казахстана, Беларуси, Италии, Германии, США, Китая и других.
Особенности и структура НК в новой редакции
Налоговый кодекс (НК) в новой редакции состоит из 21 раздела 71 главы и 480 статей.
В нем предусмотрено максимальное упрощение налогового законодательства - из 10 специальных режимов налогообложения остаются 6.
НК в новой редакции - это акт прямого действия с максимальным ограничением отсылочных норм и подзаконных актов. В нем предусматривается установление ставок по всем видам налогов, за исключением акцизного, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами.
Принятый Налоговый кодекс содержит концептуальные изменения, направленные на максимальное упрощение налогового законодательства, устранение противоречий и коллизий, защиту интересов добросовестных налогоплательщиков. Наряду с определением прав и обязанностей налоговых органов также усиливается их ответственность.
В Налоговом кодексе в новой редакции оптимизировано количество налогов и сборов, их видов, а также отдельных налоговых режимов. В частности, предусматривается 9 видов налогов вместо 13, а для небольших компаний с оборотом до 1 млрд. сумов сохраняется специальный налоговый режим в виде налога с оборота.
В соответствии с мировым опытом предусматривается дальнейшее усиление взаимоотношений государственных налоговых органов с налогоплательщиками. В этой связи совершенствуются формы и механизмы налогового контроля путем широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий.
Подобные практические меры, в свою очередь, будут способствовать оказанию помощи добросовестным налогоплательщикам, в том числе выявлению нелегально действующих субъектов.
Налоговым кодексом предусматривается установление правил, по которым налоговые льготы в виде полного освобождения от уплаты, предоставляется только Налоговым кодексом.
При этом налоговые льготы (за исключением НДС, акцизного налога и налога за пользование недрами) могут предоставляться только в виде снижения установленной ставки, но не более на 50 процентов и сроком не более чем на три года.
Установление данных правил позволит качественно регулировать процесс предоставления льгот.
Налогообложение рынков и сельхозпроизводителей
Для выравнивания условий налогообложения Налоговым кодексом в новой редакции предусматривается:
- отмена специального налогового режима для рынков с переводом их на уплату общеустановленных налогов (рынки уплачивали сбор в размере 50 процентов от выручки);
- перевод сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату общеустановленных налогов (включая земельный налог) или налога с оборота (если годовой оборот менее 1 млрд сумов).
В связи с этим сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляется льгота по налогу на имущество в части имущества, используемого для хранения сельхозпродукции, и по земельному налогу в части земель, на которых внедрена система капельного орошения (раньше данная льгота предусмотрена только по единому земельному налогу).
Также для сельскохозяйственных товаропроизводителей предлагается установить «нулевую» ставку по налогу на прибыль для стимулирования их хозяйственной деятельности
Данные меры позволят создать единые правила налогообложения для всех субъектов предпринимательства, включая возможность применения налоговых льгот.
Взыскание задолженности и усиление ответственности
Сохранился действующий механизм обеспечения взыскания налоговой задолженности (направление требования, выставление инкассового поручения и обращение взыскания на имущество должника).
При этом, предусматривается:
- отказаться от инструмента взыскания налоговой задолженности за счет средств дебиторов;
- внедрить механизм ареста имущества налогоплательщика;
- предоставить налоговому органу право принятия решения о взыскании налоговой задолженности за счет имущества хозяйствующих субъектов. Такое право предоставлено налоговым органам Германии, России и Белоруссии;
- применять обеспечительные меры после принятия решений по результатам налоговой проверки в виде запрета на отчуждение имущества.
Также предусматривается усиление ответственности налоговых органов за несвоевременный возврат излишне уплаченной суммы налога или необоснованное взыскание сумм налогов в бесспорном порядке путем выплаты процента налогоплательщикам со стороны бюджета в размере ставки рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан.
НДС в новом Налоговом кодексе
Категория плательщиков НДС в Налоговом кодексе в новой редакции дополняется постоянными учреждениями юридических лиц – нерезидентов Республики Узбекистан, осуществляющих обороты в Республике Узбекистан (ст.237).
Включение в круг плательщиков постоянных учреждений юридических лиц – нерезидентов позволит обеспечить непрерывность цепочки по НДС, а также снизить стоимость товаров (услуг), оказываемых ими на территории Республики Узбекистан.
Кроме того, место реализации услуг будет определяться по месту ведения деятельности лица, которое их приобретает (ст.241).
Переход на данный принцип позволит освободить экспортеров услуг от НДС и предоставить им возможность вернуть из бюджета НДС, уплаченный при приобретении товаров (услуг).
Экспорт большинства услуг сегодня облагается НДС. Это приводит к неконкурентоспособности местных экспортеров, поскольку они вынуждены увеличивать стоимость своих услуг на 15%.
Упраздняются устаревшие методы определения налоговой базы по НДС, привязанные к уровню себестоимости реализуемых товаров (услуг).
В результате налогоплательщики будут заинтересованы в реализации товаров (услуг) исходя из реальной рыночной стоимости, а налоговым органам будет дано право на изучение реализуемых цен, что предотвратит недобросовестную конкуренцию.
Предусматривается концептуальный переход на налогообложение исходя из рыночных цен, сформированных на основе данных налогоплательщика или аналогичных налогоплательщиков.
Данные правила соответствуют международным правилам обложения НДС, предусмотренным Директивой ЕС по НДС и направленным против мошеннических действий со стороны недобросовестных налогоплательщиков.
Без вмешательства человеческого фактора Налоговый кодекс предусматривает новый порядок налогового контроля на основе риск-анализа налогоплательщика- автоматизированного анализа вероятности правонарушения.
Количество проверок сокращается. В частности, предусматриваются:
- камеральная проверка - сопоставление налоговой отчетности с данными таможенных органов, банков, энергопредприятий, кадастра и других. По ее итогам налогоплательщику предоставляется возможность исправления отчетности;
- выездная проверка - изучение с выездом на место отдельных показателей налогоплательщика для проверки их достоверности и фиксация фактов. По ее итогам доначисления налогов не производится, а ее результаты вводятся в базу данных риск-анализа;
- налоговый аудит - полноценное изучение соблюдения налогового законодательства налогоплательщиком, имеющим высокую степень риска при значительных оборотах. По его результатам может быть доначисление налогов и применяются финансовые санкции.
Налоговая проверка, осуществляемая в рамках риск-анализа, широко применяется в международной практике. В частности, среди стран СНГ такой порядок внедрен в России и Казахстане.
Введение Налоговым кодексом в новой редакции новых правил налогового контроля на основе риск-анализа поможет повысить эффективность работы налоговых органов. А предоставление дополнительных полномочий позволит обеспечить полноту поступлений в бюджет и равные конкурентные условия для всех категорий налогоплательщиков.