В 2026–2030 годах планируется двукратное увеличение грузовых и пассажирских перевозок
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) —Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев ознакомился с результатами работы железнодорожной отрасли и планами её развития на ближайшие годы.
Отмечается, что масштабные преобразования, проводимые в секторе, уже дают ощутимые результаты: отрасль впервые завершила прошлый год с чистой прибылью, а за девять месяцев 2025 года этот показатель превысил 800 миллиардов сумов.
Позитивная динамика наблюдается также в объёмах транзитных и пассажирских перевозок, экспорта и инвестиций.
На совещании подчеркнута необходимость не ограничиваться достигнутыми успехами, а продолжать повышать качество и объём услуг железнодорожного транспорта в соответствии с ростом населения и экономики, а также снижать издержки в отрасли.
Особое внимание уделено внедрению систем контроля на основе искусственного интеллекта, охватывающих весь цикл работы — от учёта перевозок до управления транспортными потоками, анализа затрат и выявления потенциальных потерь. По расчётам специалистов, это позволит сократить себестоимость перевозок на 20 процентов.
В стратегических планах на 2026–2030 годы предусмотрено как минимум двукратное увеличение объёмов пассажирских и грузовых перевозок. Для достижения этой цели планируется строительство 151 километра новых и электрификация 182 километров действующих железнодорожных линий, модернизация 27 существующих станций и обновление 1 тысячи километров железных дорог.
В частности, будут построены новые электрифицированные линии на маршрутах «Нурафшан – Пскент – Бука – Бекабад – Баявут – Янгиер» и «Хаваст – Даштабад», а также электрифицированы участки «Кумкурган – Кудукли», «Самарканд – Ургут» и «Байткурган – Паркент». Предусмотрено увеличение пропускной способности маршрутов «Ташкент – Самарканд», «Тукимачи – Ангрен» и «Ангрен – Пап».
Для развития пригородных перевозок планируется открыть 15 новых маршрутов, которые дополнят существующие 40, включая направления «Ташкент – Нурафшан – Ахангаран – Ангрен», «Навои – Зарафшан – Учкудук», «Каган – Наманган – Андижан – Маргилан», «Термез – Кумкурган – Байсун – Дарбанд», «Нукус – Шават – Ургенч – Хива», «Джизак – Дустлик – Айдар-Арнасай» и «Карши – Шахрисабз». Это создаст комфортные условия для ежедневных поездок жителей.
Важным направлением является расширение сети высокоскоростных железнодорожных линий. Особое внимание уделено ускоренному вводу в эксплуатацию линии «Навои – Бухара» протяжённостью 102 километра, что позволит значительно сократить время и расходы на пассажирские и грузовые перевозки.
В рамках обновления подвижного состава планируется закупка в Китае 38 магистральных и 50 маневровых локомотивов, а также 6 высокоскоростных электропоездов совместно с корейской компанией «Hyundai Rotem».
Первый высокоскоростной поезд будет введён на маршруте «Ташкент – Ургенч – Хива» уже в следующем году, что сократит время в пути с 14 до 7,5 часов. Кроме того, предусмотрено производство 250 современных пассажирских вагонов, закупка 23 междугородних электропоездов, изготовление 10 тысяч и восстановление более 6 тысяч грузовых вагонов, а также капитальный ремонт 12 электровозов.
Особое внимание уделено развитию проектов государственно-частного партнёрства, внедрению цифровых технологий и искусственного интеллекта, оптимизации затрат и созданию более комфортной, безопасной и надёжной среды для пассажиров и бизнеса.
На совещании также рассмотрен ход строительства железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан».
Президент подчеркнул стратегическое значение этого маршрута для повышения транспортной связанности Центральной Азии и укрепления транзитного потенциала страны, поручив обеспечить высокое качество строительных работ.
По итогам встречи ответственным лицам даны конкретные указания по своевременной и качественной реализации всех проектов модернизации и расширения железнодорожной сети, повышению эффективности перевозок и внедрению инновационных технологий во всех направлениях отрасли.
#Шавкат Мирзиёев