Курсы валют от 10/10/2025
$1 – 12123.38
UZS – 0,43%
€1 – 14094.64
UZS – 0,56%
₽1 – 149.19
UZS – 0,8%
Поиск
Узбекистан трансформирует транспортный сектор, стремясь стать транзитным узлом Центральной Азии

Узбекистан трансформирует транспортный сектор, стремясь стать транзитным узлом Центральной Азии

Узбекистан трансформирует транспортный сектор, стремясь стать транзитным узлом Центральной Азии

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Узбекистан активно реформирует свой транспортный сектор, делая ставку на электрификацию железных дорог, модернизацию автомобильной инфраструктуры и диверсификацию топлива. Эксперты отмечают, что эти шаги могут стать ценным уроком для других «земельно-замкнутых» стран с развивающимися экономиками.

«Узбекистан стремится превратиться в главный транзитный узел Центральной Азии», — говорится в совместном анализе специалистов Asian Transport Outlook и Азиатского банка развития. Авторы исследования подчёркивают, что транспортная сеть страны может стать двигателем экономического роста, способным вывести Узбекистан к уровню стран с доходом выше среднего к концу десятилетия.

Транспортный сектор вносит значительный вклад в экономику — около 8% ВВП, а в отрасли трудоустроено более миллиона человек. За последние три десятилетия производительность труда в секторе утроилась, однако остаётся ниже среднего уровня по странам Азии и Тихоокеанского региона. При этом 97% транспортной сети приходится на автомобильные дороги, из которых 95% асфальтированы и 83% находятся в хорошем состоянии. «Ранее инвестиции направлялись скорее на расширение, чем на поддержание инфраструктуры», — отмечают авторы исследования.

Железные дороги, составляющие всего 3% сети, играют стратегическую логистическую роль. Более половины магистральных железных дорог страны электрифицировано, однако 90% подвижного состава нуждаются в обновлении. Городской скоростной транспорт развивается быстрыми темпами: с 2017 года сеть метро Ташкента почти удвоилась, но доступность общественного транспорта остаётся ниже среднеазиатских и европейских показателей.

«Тирания расстояний» остаётся серьёзным вызовом: внутренние транспортные расходы сопоставимы с соседними странами, но международные затраты выше из-за удалённости от глобальных цепочек поставок. Дорожная сеть должна увеличиться более чем в пять раз к 2030 году, чтобы справиться с прогнозируемыми объёмами грузоперевозок.

Энергопотребление транспортного сектора растёт быстрыми темпами, однако переход на альтернативные виды топлива даёт положительные результаты. Доля природного газа в качестве транспортного топлива выросла с 2,7% в 2010 году до 57% в настоящее время. «Этот переход один из самых быстрых в мире», — отмечают аналитики. Тем не менее дорожный транспорт остаётся основным источником выбросов, а аварии обходятся экономике в 3% ВВП.

Реагируя на эти вызовы, Узбекистан разработал комплекс реформ. Новая транспортная стратегия предусматривает электрификацию железных дорог, модернизацию дорог для увеличения транзитных грузопотоков и обеспечение круглогодичной проходимости сельских дорог к 2035 году. В городах акцент делается на развитие общественного транспорта, сокращение использования личных автомобилей и стимулирование велосипедного движения.

Особое внимание уделяется декарбонизации сектора и снижению выбросов парниковых газов на 35% на единицу ВВП к 2030 году. Эксперты подчёркивают важность диверсификации топлива и внедрения электротранспорта. Несмотря на то, что рынок электромобилей находится на начальном этапе, продажи растут, а локальное производство стимулируется новыми пошлинами на импорт.

«Создание устойчивой транспортной инфраструктуры требует серьёзных инвестиций и чёткой политики с конкретными сроками реализации», — говорят аналитики. Узбекистан ставит перед собой цель не только расширить сеть, но и сделать её эффективной, экологически безопасной и устойчивой.

Авторы исследования: Альвин Мехия и Судхир Гота, сопредседатели команды Asian Transport Outlook, Джеймс Лезер, директор Транспортного отдела АБР.

Мнения авторов не обязательно отражают позицию UzDaily.

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал