Узбекистан реформирует систему экологического и туристического управления
Узбекистан реформирует систему экологического и туристического управления
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Узбекистан запускает масштабную реформу в сферах экологии, климата и туризма в соответствии с новым указом Президента Шавката Мирзиёева.
Президент Узбекистана подписал указ «О мерах по созданию системы управления по оперативному реагированию на требования населения в сферах экологии и туризма».
Документ предусматривает создание новых ведомств, усиление экологического контроля и введение системы финансовых санкций для юридических лиц за нарушение природоохранного законодательства.
Согласно указу, на базе Министерства экологии учреждается Национальный комитет по экологии и изменению климата, который будет отвечать за реализацию единой экологической политики, расширение зелёных зон, борьбу с последствиями изменения климата и опустыниванием. Отдельно формируется Комитет по туризму, который будет выделен в самостоятельный орган.
К Комитету по экологии переходят ключевые национальные проекты, включая «Территорию, свободную от отходов», «Чистый воздух», «Яшил макон», «Экокультуру» и «Бионаследие». До 2028 года планируется создание новых ботанических и дендрологических парков общей площадью не менее 100 гектаров.
Для разработки экологических инициатив при комитете создаётся «Фабрика экопроектов», куда привлекут зарубежных и местных экспертов.
С 1 апреля 2026 года в стране вступает в силу новый порядок применения финансовых санкций к юридическим лицам за экологические нарушения. Штрафы будут взиматься только с компаний, при этом введён запрет на двойное наказание работников за одно и то же нарушение.
Одним из ключевых нововведений станет создание Экополиции — специального подразделения при Комитете по экологии, которое получит функции правоохранительного характера и полномочия контролировать соблюдение природоохранного законодательства. Экополиция будет формироваться на базе существующих инспекций и специализированных природоохранных подразделений прокуратуры.
Комитет по экологии будет регулярно докладывать президенту о крупных экологических правонарушениях, выполнении ведомствами своих задач и отмене решений, противоречащих нормативам в сфере охраны окружающей среды.
В ближайшие месяцы ведомства должны подготовить законопроекты и поправки в законодательство для внедрения новых механизмов регулирования.
Президент Узбекистана также подписал указ «О мерах по организации деятельности Национального комитета Республики Узбекистан по экологии и изменению климата».
Национальный комитет по экологии получает функции упразднённого Министерства экологии и становится ключевым координатором государственной экологической политики.
В официальном статусе подчеркивается его независимость: вмешательство со стороны государственных органов и должностных лиц запрещено.
Текущей деятельностью комитета руководит советник президента по вопросам экологии — председатель нового органа. В структуре предусмотрены четыре заместителя председателя, назначаемые главой государства.
Комитет становится правопреемником прежнего министерства и получает право утверждать структуры охраняемых природных зон и лесных хозяйств. Региональные подразделения — в Каракалпакстане, областях и Ташкенте — выводятся из подчинения местных органов власти и напрямую подчиняются комитету.
Одним из ключевых элементов реформы является создание Государственной инспекции экологического контроля — Экополиции. Она получает статус силового подразделения с правом применения физической силы, электрошоковых устройств и служебного оружия с резиновыми пулями. Все сотрудники будут работать в форме и оснащаться нагрудными видеокамерами.
Для Экополиции утверждена отдельная программа технического переоснащения на период 2025–2027 годов.
В систему также введён порядок присвоения специальных званий сотрудникам.
Экологическая система управления переходит на цифровой формат. До сентября 2026 года должна заработать Единая экологическая онлайн-платформа, которая обеспечит прозрачный мониторинг загрязнения и интеграцию данных.
Предприятия I и II категории воздействия на окружающую среду обязаны до марта 2026 года установить станции фонового мониторинга и подключить их к Национальному центру экологического мониторинга, который создаётся на базе существующей аналитической структуры.
За невыполнение требований вводятся штрафы — компенсационные выплаты, увеличенные в пять раз.
С 1 марта 2026 года отменяются все действующие льготы по освобождению от компенсационных выплат за ущерб экологии — такие исключения будут возможны только на основании закона.
Также строго запрещается выдача любых решений, разрешающих вырубку или пересадку деревьев без соблюдения всех экологических нормативов.
С апреля 2026 года жители смогут инициировать запрет на изъятие земельных участков с деревьями, не входящими в лесной фонд. При поддержке не менее 10% жителей махалли Комитет по экологии будет обязан наложить запрет на переоформление таких участков.
Это нововведение фактически вводит механизм общественного экологического вето.
Охраняемые природные территории подчиняются напрямую Национальному комитету и приобретают статус объектов общегосударственного значения. Их ликвидация или уменьшение площади теперь возможны только решением палат парламента.
Местные органы власти смогут создавать свои природные парки и заказники, однако порядок их ликвидации также ужесточается — потребуется решение соответствующих местных кенгашей.
До ноября 2026 года в Каракалпакстане и регионах должны быть созданы как минимум два новых природных парка местного значения.
Постановление учреждает Государственный целевой фонд по устранению общенациональных экологических проблем.
Его финансирование будет формироваться из нескольких источников, включая:
- 900 млрд сумов из бюджета в 2025 году;
- 548 млрд сумов — в 2026 году;
- 20% доходов от торговли углеродными единицами;
- компенсационные выплаты, штрафы и санкции;
- часть утилизационных сборов;
- с 2027 года — 100% утилизационного сбора за шины и покрышки.
Совет управления фондом ежегодно будет утверждать программу проектов с обязательной отчётностью перед обществом.