Узбекистан оценивает риски инвестиций в иранский порт Чабахар / Фото: Tasnimnews
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Американский Jamestown Foundation опубликовал статью «Узбекистан оценивает риски инвестиций в иранский порт Чабахар»
В стетье отмечается, что 29 сентября вступило в силу решение Госдепартамента США о повторном введении санкций против иранского порта Чабахар.
Как отмечает аналитический центр Jamestown Foundation, этот шаг отражает политику «максимального давления» Вашингтона, направленную на изоляцию иранского режима. Новые санкции создают серьёзные препятствия для дальнейшего развития порта, что затронет экономические интересы не только Ирана, но и таких стран, как Индия и Россия, участвующих в проектах, связанных с данным морским узлом.
Порт Чабахар имеет стратегическое значение для реализации Международного транспортного коридора «Север–Юг» (INSTC), связывающего Индию, Иран и Россию. Через этот маршрут страны стремятся ускорить взаимную торговлю, обеспечив альтернативу морским путям через Европу или Китай.
В мае 2024 года Индия подписала с Ираном десятилетний контракт на управление портом Чабахар и обязалась инвестировать дополнительно 370 млн долларов в его инфраструктуру. Этот шаг, по мнению экспертов Jamestown Foundation, подчёркивает стремление Нью-Дели закрепить своё присутствие в евразийском регионе и обеспечить выход к Центральной Азии через южные маршруты.
Торговля между Индией и Центральной Азией в 2023 году составила 1,7 млрд долларов, при этом Узбекистан стал крупнейшим покупателем индийских товаров в регионе. В 2024 году двусторонний торговый оборот Узбекистана и Индии приблизился к 1 млрд долларов. Власти двух стран рассматривают возможность увеличения этого объёма за счёт нового мультимодального транспортного коридора Узбекистан–Туркменистан–Иран–Индия, который предполагает использование порта Чабахар.
С 2020 года Ташкент участвует в трёхсторонних переговорах с Нью-Дели и Тегераном по совместному использованию глубоководного порта Чабахар, имеющего прямой выход к Индийскому океану. В 2023 году стороны достигли соглашения о создании логистического центра, терминалов и складских комплексов на территории порта. Однако, как отмечает Jamestown Foundation, эти планы пока не реализованы, что свидетельствует о взвешенном подходе Узбекистана к инвестициям в иранскую инфраструктуру.
«Возобновление санкций США, вероятно, усилит осторожность Ташкента, — подчёркивают эксперты фонда. — Вместе с тем Узбекистан вряд ли откажется от оценки транзитного потенциала Чабахара, так как стремится диверсифицировать свои южные транспортные маршруты и снизить риски, связанные с безопасностью и логистическими издержками».
9 сентября в Тегеране состоялись первые трёхсторонние политические консультации между Ираном, Индией и Узбекистаном. Стороны обсудили эффективное использование иранских портовых и транспортных мощностей, однако, как отмечает Jamestown Foundation, узбекская делегация не упоминала реализацию инвестиционных проектов в Чабахаре, что может указывать на сохраняющиеся риски.
По оценкам экспертов, прямые инвестиции Ташкента в порт вряд ли будут экономически оправданы: на долю Узбекистана приходится лишь 5,5% грузооборота между Центральной Азией и Индией, тогда как Казахстан и Туркменистан обеспечивают 90% торговли.
Вместе с тем Узбекистан развивает альтернативный проект — Транс-Афганский транспортный коридор, соединяющий Россию, Центральную Азию, Афганистан и Пакистан с выходом к Индийскому океану. Этот маршрут, проходящий по линии Термез–Наибабад–Майданшахр–Логар–Харлачи, оценивается в 7 млрд долларов и, по прогнозам, сможет перевозить до 22 млн тонн грузов в год к 2030 году.
Jamestown Foundation отмечает, что Ташкент активно продвигает проект как часть инициативы по созданию единого транспортного пространства ШОС, которое должно объединить железнодорожные сети стран-участниц организации. Несмотря на сложную обстановку в Афганистане, Узбекистан видит в этом направлении долгосрочную стратегическую альтернативу Чабахару, способную укрепить его позицию как ключевого логистического узла региона.