Узбекистан может извлечь выгоду из проекта железной дороги Герат — Мазари-Шариф
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Афганистан, Иран и Турция достигли соглашения о совместном строительстве железной дороги между Гератом и Мазари-Шарифом. Соглашение было подписано 22 октября на Региональном собрании Международного союза железных дорог в Стамбуле.
Каждая из стран обеспечит проект финансовыми, техническими и кадровыми ресурсами, а техническо-экономическое обоснование стоимостью $10 млн планируется завершить к марту 2026 года с последующими испытаниями грузоперевозок через год.
По данным The Jamestown Foundation, проект является частью концепции Железнодорожного коридора пяти стран (Five Nations Railway Corridor, FNRC), инициированной в начале 2000-х годов, протяжённость маршрута составляет 2 100 км.
Коридор объединяет Китай, Киргизию, Таджикистан, Афганистан и Иран с дальнейшей связью с Турцией и Европейским Союзом, обеспечивая кратчайшую сухопутную логистику между Восточной Азией, Ближним Востоком и ЕС.
Развитие FNRC потенциально влияет на транзит через Узбекистан. Запуск линии Герат — Мазари-Шариф даст Ташкенту дополнительный доступ к портам Ирана, минуя Туркменистан, при условии активного участия страны в развитии Коридора пяти стран. В противном случае, FNRC может перераспределить грузопотоки в пользу Таджикистана и Ирана, снижая роль Узбекистана как транзитного хаба.
Исторически Иран возглавил реализацию FNRC в 2007 году, построив 225 км пути от Хаф до Герата. Ожидается, что последний участок будет введён в эксплуатацию в следующем году, что позволит ежегодно транспортировать до 3 млн тонн грузов через афгано-иранскую границу. Продление маршрута к северо-восточным провинциям Афганистана и далее в Таджикистан и Киргизию откроет движение грузов в обратном направлении с доставкой в Китай.
Узбекистан ранее подписал соглашение о строительстве железной дороги Мазари-Шариф — Шеберган — Маймана — Герат, потенциально связав маршрут с линией Хаф — Герат. Однако страна выбрала альтернативный трансафганский маршрут через Пакистан. После прихода к власти талибов проект вновь стал актуальным, включая план железной дороги Мазари-Шариф — Герат — Кандагар, при этом первый этап предусматривает строительство 657 км пути от Мазари-Шарифа до Герата.
FNRC строится на европейской стандартной колее 1 435 мм, тогда как Трансафганский коридор через Пакистан использует колею СНГ 1 520 мм. Присоединение маршрута Китай — Киргизия — Узбекистан к Южному железнодорожному коридору через Иран и Турцию сокращает путь из Восточной Азии в ЕС примерно на 900 км, предоставляя Узбекистану стратегическое преимущество при условии включения страны в FNRC.
The Jamestown Foundation подчеркивает, что активное участие Узбекистана в FNRC позволит стране стать бенефициаром международного транзитного проекта, укрепив её роль в евразийской логистике.