Узбекистан активизирует строительство Трансафганской железной дороги: проект получил политическую и финансовую поддержку
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Заместитель министра транспорта Узбекистана Жасурбек Чориев в интервью телеканалу O’zbekiston 24 поделился подробностями масштабного инфраструктурного проекта — строительства Трансафганской железной дороги, которую он назвал вторым по значимости стратегическим проектом страны после железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан.
Чориев отметил, что 17 июля Узбекистан, Афганистан и Пакистан подписали рамочное межправительственное соглашение о разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) будущей железнодорожной магистрали по маршруту Термез – Найбабад – Майданшахр – Логар – Харлачи.
Документ открыл путь к практическим шагам: трассировке маршрута, геологическим изысканиям, экономическому и финансовому анализу.
«Это соглашение — первый и очень важный шаг, к которому мы давно стремились. Оно позволит обосновать проект не только для нас, но и для международных партнеров», — подчеркнул Чориев. По его словам, уже после подписания рамочного соглашения начали поступать отклики и проявился интерес к совместному развитию проекта.
Железная дорога обеспечит Узбекистану кратчайший выход к морю — к пакистанским портам Карачи. На первом этапе планируется перевозка до 3 млн тонн грузов в год с перспективой увеличения до 15–20 млн тонн к 2035–2040 годам.
Проект рассчитан на пять лет. Афганская сторона предоставила гарантии безопасности, включая охрану инфраструктуры во время всех этапов строительства. В Минтрансе подчеркивают, что Афганистан сам заинтересован в развитии транзитных коридоров, без которых его экономика не сможет выйти на устойчивую траекторию роста.
Маршрут на территории Пакистана включает сложные горные участки, где планируется строительство пяти тоннелей и 312 мостов. Для реализации проекта будут использованы современные инженерные решения и ускоренные методы строительства.
Отвечая на вопрос о стратегическом значении проекта, Чориев отметил, что Трансафганский коридор рассматривается как параллельная и более короткая альтернатива существующим маршрутам через Россию и Иран. Узбекистан испытывает сложности при перевозках через эти страны, что делает поиск новых коридоров особенно актуальным.
Проект Трансафганской железной дороги станет частью более широкой стратегии формирования Узбекистаном роли ключевого транзитного хаба в Евразии, объединяя Центральную и Южную Азию в единую транспортную сеть.