Другими словами, это «видение» комплекса согласованных стратегических целей и задач, разработанных и реализуемых в рамках конкретного региона, исходя из темпов развития, пропорций, масштабов и индивидуальных особенностей и ориентируемых на достижение устойчивого (интегрированного) развития.
Как показывает мировая практика, формирование стратегии развития региона предполагает увязку долгосрочных целевых ориентиров как по вертикали (отдельные территории, области, страна), так и по горизонтали (отдельные отрасли и сферы экономики). При этом особое внимание уделяется соблюдению интересов субъектов предпринимательства и местного сообщества.
Центральным в выработке стратегии регионального развития зарубежьем является выбор цели. Так, почти у каждого региона имеется своя специфическая задача, как например:
- стать «открытым торговым городом» и транспортным центром (Гуанчжоу, Китай);
- превратиться в «столицу информации» и «центр транспортных перевозок» (Кельн, ФРГ);
- развиваться в качестве ведущего региона в сфере внедрения передовых информационно-коммуникационных технологий (город Бангалор в штате Карнатака, Индия);
- создать европейский центр высококачественного производства (Брэдфорт, Великобритания);
- стать промышленным и финансовым центром (Сеул, Республика Корея);
- реализовать «триединую политику модернизации» (пространственно-экономическая, социальная, управленческая модернизация) и «развиваться в направлении метрополитенской агломерации» (Роттердам, Нидерланды).
Такой подход крайне важен для формирования четкого имиджа региона. В силу различий в уровне развития территорий, приоритетные направления в стратегиях и политике регионов резко отличаются. Тем не менее, они, как правило, без труда могут быть сведены в несколько групп.
Первая группа включает в себя меры по развитию материальной среды производства и жизнедеятельности, в том числе совершенствование инфраструктуры, глобальные и локальные проекты обновления и развития.
Вторая группа нацелена на создание благоприятных организационных условий для социально-экономического развития, в частности поддержки частного предпринимательства, продвижение инноваций, распространение современных технологий, содействие занятости населения, совершенствование профессионального образования, «экологизация» экономики (устойчивому развитию).
Третья группа направлена на поддержание имиджа и развития кооперации. Она включает в себя меры по содействию туризма, укреплению внутрирегионального взаимодействия и маркетинга города.
И, наконец, четвертая группа нацелена на совершенствование структуры и методов управления регионов.
Говоря о политике развития регионов Узбекистана необходимо подчеркнуть, что текущие инструменты планирования, прежде всего, сосредоточены на снижение региональных диспропорций и выравнивание социально-экономического развития территорий. При этом осуществляемая в данном направлении работа больше основывается на общую политику модернизации отраслей и секторов, и не очень тесно взаимосвязана с интегрированным развитием самих регионов.
В результате разрабатываемые программы и проекты редко дифференцированы с учетом особенностей и специфики отдельно взятого региона, что не всегда обеспечивает интегрированного развития территории. Например, хокимияты Джизакской и Наманганской области исполняют практически идентичные программы развития, хотя данные области сильно различаются как в плане численности населения и географического положения, так и нужд и потребностей они имеют свои особенности.
Поэтому сегодня в Узбекистане идет активное обсуждение планов по внедрению практики разработки стратегий развития регионов с использованием инструментария интегрированного планирования и активного вовлечения в процесс планирования представителей частного сектора и местных сообществ.
По мнению аналитиков, интегрированные программы и проекты впоследствии позволят объединить наиболее важные для социально-экономического и экологического развития задачи в одном систематизированном документе, а именно в стратегии развития региона. С одной стороны, это даст возможность сократить существующие отраслевые программы, разрабатываемые на центральном уровне, с другой, - повысит роль местных органов власти в планировании развития регионов с учетом интересов и нужд каждого региона.
Такой интегрированный подход в местном развитии в дальнейшем позволит достичь рационального распределения и эффективного использования ресурсов, создать новые рабочие места и повысить доходы населения, обеспечить доступные и качественные социальные услуги по здравоохранению, образованию и т.д.
Примечательно, что в настоящее время в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 22 февраля 2016 года №ПП-2495 «О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности органов государственного управления на местах по обеспечению комплексного развития территорий» и постановлением Кабинета Министров от 23 марта 2016 года №82 «Об утверждении типовых положений сводных управлений и отделов по комплексному развитию территорий хокимиятов областей, г.Ташкента, районов и городов» во всех регионах республики разрабатываются комплексные программы развития территорий на 2017-2020 годы.
В целях грамотной подготовки данного документа Министерством экономики Узбекистана и Институтом прогнозирования и макроэкономических исследований были разработаны методические рекомендации для хокимиятов, направленные на рациональное использование имеющегося природно-сырьевого, производственного и трудового потенциала регионов, оптимальное размещение производительных сил и неуклонный рост уровня и качества жизни населения, а также дальнейшее совершенствование организации и повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти на местах.
Мировой опыт свидетельствует, что для успешной разработки и реализации программы комплексного и сбалансированного развития территории необходимо в первую очередь обозначить стратегические направления развития региона. Это даст возможность связать комплексную картину имеющихся людских, материальных и производственных ресурсов с наиболее важными социально-экономическими задачами на местном уровне, и определить приоритеты развития региона на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Здесь наиболее важными элементами являются:
- ответственными за реализацию стратегии должны быть местные органы власти (хокимияты), что обеспечит единоначалие процесса исполнения и мониторинга. Примечательно, что сегодня в структурах хокимиятов областей и города Ташкента образованы сводные управления, а в хокимиятах районов и городов – отделы по комплексному развитию территории, которые находятся в прямом подчинении хокимов;
- индикаторы стратегии необходимо ориентировать на нужды населения и бизнеса, что подразумевает активное участие представителей частного сектора и местного сообщества в разработке стратегии развития региона;
- бюджетный процесс в регионах следует связать с финансированием стратегии, и в перспективе создать условия для среднесрочного бюджетирования.
Можно с уверенностью отметить, что качественно разработанная стратегия является инструментом налаживания партнерских отношений или своеобразным камертоном, благодаря которому администрации региона, органы местного самоуправления, бизнес и общество могут совместно взвешенно и согласованно действовать для достижения общих целей. Одним словом, формирование комплексной инновационной политики в регионах и конкретных механизмов ее реализации позволит создать условия для ускорения экономического развития областей и всей страны, усовершенствовать в духе времени общегосударственную стратегию управления, ориентированную на превращение Узбекистана в территорию современной, модернизированной среды проживания.
Статья подготовлена на основе материалов Проекта ПРООН: «Поддержка системы местного управления/Фаза-2»