Курсы валют от 18/12/2025
$1 – 12059.78
UZS – -0,38%
€1 – 14129.24
UZS – -0,73%
₽1 – 150.07
UZS – -1,63%
Поиск
Стратегическое партнерство Центральной Азии и Японии в новых условиях

Стратегическое партнерство Центральной Азии и Японии в новых условиях

Стратегическое партнерство Центральной Азии и Японии в новых условиях

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — 18–20 декабря 2025 года в Токио состоится историческое событие в отношениях между Центральной Азией и Японией — первый саммит глав государств в формате «Центральная Азия + Япония». Эта встреча станет важной вехой, открывающей новую страницу стратегического партнёрства и придающей мощный импульс многоплановому сотрудничеству между регионом и одной из ведущих экономик мира. Саммит приурочен к 20-летию диалога «Центральная Азия + Япония», инициированного в 2004 году, что подчёркивает длительность и устойчивость двусторонних отношений.

Сегодня Япония делает приоритетным направление всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества со странами Центральной Азии, признавая стратегическую значимость региона. Эта позиция получила отражение в «Синей книге по дипломатии» Японии за 2023 год, где Центральная Азия обозначена как одно из ключевых внешнеполитических направлений. Такой подход стал возможен благодаря конструктивной внешней политике Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, который заложил основы нового этапа консолидации Центральной Азии. Прагматичная линия региона на международной арене усилила его субъектность, создала условия для совместной работы по нейтрализации региональных угроз и развития крупномасштабных межгосударственных проектов в сфере торговли, транспорта и энергетики.

Япония рассматривается странами Центральной Азии как стратегически важный партнёр, способный внести значительный вклад в укрепление стабильности и стимулирование экономического развития региона. С первых дней независимости Япония оказывала поддержку центральноазиатским государствам, способствуя реализации инфраструктурных проектов и сотрудничеству в рамках международных организаций, включая ОЭСР, ЕББР, АБР и ЦАРЭС. Участие Японии охватывало ключевые сектора экономики, от водоснабжения и канализации до аэропортов, железных дорог и тепловых станций, а также поддерживало развитие социальной инфраструктуры, включая школы и больницы, и способствовало подготовке кадров в бизнесе и сельском хозяйстве.

Принципиальным отличием японской политики является основание на равноправии, взаимном уважении и учёте интересов партнёров без выдвижения политических условий, что создаёт атмосферу доверия и воспринимается как искреннее стремление к поддержке суверенного развития региона. Научно-технологическая база Японии, одна из ведущих в мире, становится важнейшим ресурсом для модернизации экономик Центральной Азии, внедрения инноваций и передачи комплексных знаний, включая подготовку кадров и формирование институциональной среды.

Япония является крупнейшим поставщиком официальной помощи развитию (ОПР) для Центральной Азии, направляя усилия на модернизацию институтов, развитие инфраструктуры и создание благоприятной бизнес-среды. За годы сотрудничества страна реализовала проекты, направленные на продвижение рыночной экономики, демократического управления, образования и здравоохранения. Особое внимание уделялось развитию человеческого капитала: по состоянию на 2024 год 911 специалистов из Центральной Азии прошли обучение в японских университетах, обеспечивая преемственность стратегического курса и углубление двусторонних связей.

Япония также стала первой крупной державой, которая признала Центральную Азию регионом, требующим комплексного подхода, создав формат диалога «Центральная Азия — Япония» в 2004 году. Инициатива предусматривала гибкость встреч и ориентацию на решение конкретных практических задач — от управления границами и водными ресурсами до экономической диверсификации и обеспечения региональной безопасности — без жёстких договорных обязательств. Эффективность такого подхода впоследствии была признана другими глобальными игроками, включая ЕС, США, Китай, Россию и Южную Корею.

Перспективные направления дальнейшего сотрудничества включают продвижение интересов стран ЦА в международных организациях, где Япония активно поддерживает инициативы региона в ООН, участие в резолюциях по вопросам безопасности, устойчивого развития и экологических инноваций, а также содействие региональным проектам ООН по борьбе с наркотиками и транснациональной преступностью. В транспортной сфере стратегическое расположение Центральной Азии создаёт потенциал для развития железнодорожных и автомобильных магистралей, цифровизации таможенных пунктов и строительства логистических центров, что позволит эффективнее использовать транзитный потенциал региона.

Сотрудничество в области критически важных минеральных ресурсов также выходит на новый уровень: Центральная Азия обладает значительными запасами марганца, хрома, свинца, цинка и титана, а японские инвестиции и технологии помогут создать полную цепочку добавленной стоимости и обеспечить устойчивое экономическое развитие. Важным направлением остаётся борьба с изменением климата: Центральная Азия входит в число наиболее уязвимых регионов, и японские технологии в сфере возобновляемой энергетики, энергосбережения, мониторинга стихийных бедствий и сейсмостойкого строительства будут способствовать повышению устойчивости региона.

Особое значение имеет социальное развитие: демографический рост и увеличение потребностей в трудовых ресурсах подчёркивают важность программ по созданию рабочих мест, устойчивого сельскохозяйственного производства и развития человеческого капитала. Современная динамика сотрудничества характеризуется переходом от традиционной помощи к технологически ориентированным и взаимовыгодным проектам с участием японских компаний, включая JBIC и Sojitz Corporation, что открывает новые возможности для экономического развития и инноваций в регионе.

Таким образом, предстоящий саммит в Токио станет платформой для укрепления стратегического партнёрства между Центральной Азией и Японией, определит новые горизонты сотрудничества и создаст условия для устойчивого развития региона в современных международных условиях.

Бахтиёр Мустафаев, 
заместитель директора Института стратегических 
и межрегиональных исследований 
при Президенте Республики Узбекистан

Бахромжон Сотиболдиев,
руководитель отдела Института стратегических
 и межрегиональных исследовании 
при Президенте Республики Узбекистан

 

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал