S&P повысило суверенный рейтинг Узбекистана до ‘BB’ на фоне устойчивого роста и реформ
S&P повысило суверенный рейтинг Узбекистана до ‘BB’ на фоне устойчивого роста и реформ
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — S&P Global Ratings 21 ноября 2025 года повысило долгосрочные суверенные кредитные рейтинги Узбекистана в иностранной и национальной валюте с уровня ‘BB-’ до ‘BB’ со стабильным прогнозом. Краткосрочные рейтинги подтверждены на уровне ‘B’, а оценка трансферного и конвертационного риска улучшена до ‘BB+’.
Агентство отмечает, что стабильный прогноз отражает баланс между прочными темпами роста экономики Узбекистана и благоприятным профилем государственного долга, с одной стороны, и рисками увеличения внешних и фискальных обязательств — с другой.
S&P допускает понижение рейтингов, если дефицит бюджета и текущего счёта вырастут сильнее ожиданий — например, из-за ухудшения условий торговли, роста государственных расходов, увеличения стоимости заимствований или реализации крупных скрытых обязательств госсектора, который по-прежнему занимает значительную долю в экономике.
Отрицательное действие возможно также в случае, если темпы роста окажутся заметно ниже прогнозов из-за низкой отдачи от инвестиционных проектов, финансируемых за счёт долга, либо необходимости значительно увеличить расходы на их завершение.
Рейтинги могут быть повышены, если бюджетный и внешнеторговый дефициты будут сокращаться без ущерба для экономической динамики.
По мнению агентства, улучшение рейтингов отражает последовательное укрепление макроэкономической политики. Начиная с либерализации валютного курса в 2017 году, Узбекистан продвигает рыночные механизмы ценообразования, наращивает инвестиции и постепенно сокращает роль государства в экономике. Среди ключевых мер — корректировка тарифов в энергетике, усиление регуляторного надзора, приватизация госактивов и подготовка к вступлению в ВТО в 2026 году.
Хотя приватизация продвигается медленнее запланированного, а госкорпорации сохраняют значительное влияние, повестка реформ в сочетании с устойчивым потребительским спросом, поддерживаемым переводами и ростом доходов, позволит экономике расти в среднем на 6,3% в 2025–2028 годах.
Продолжающаяся корректировка тарифов в электроэнергетике и газовой отрасли снижает объём господдержки в энергетике: субсидии сократились с $1,5 млрд в 2023 году до $0,8 млрд в 2024-м. Эти меры ускорили инфляцию, но укрепили фискальную устойчивость.
Рекордно высокие цены на золото привели к удвоению международных резервов с 2023 по 2025 год. Золото и другие металлы составляют около 40% экспорта страны. Несмотря на сохраняющиеся риски для платёжного баланса, их сдерживают льготное внешнее финансирование, длинный профиль долга и умеренный уровень внешней задолженности.
В то же время S&P предупреждает: если долговая нагрузка продолжит быстро расти, особенно при низкой эффективности инвестиционных проектов, это может усилить уязвимости.
Узбекистан остаётся одной из наиболее быстрорастущих экономик СНГ. Инвестиции составляют около 32% ВВП, а рост подкрепляется сильным внутренним спросом. S&P прогнозирует, что ВВП на душу населения вырастет до $3 500 в 2025 году, однако этот показатель остается низким по мировым меркам.
Страна активно развивает проекты ГЧП, главным образом в энергетике, включая зелёную энергетику. К 2030 году доля возобновляемых источников должна увеличиться до 54%, против примерно 20% сегодня.
Продвижение приватизации идёт медленнее, чем планировалось. Тем не менее власти намерены сократить роль 1 800 госпредприятий, а Национальный инвестиционный фонд (UzNIF), созданный в 2024 году, должен вывести акции крупнейших компаний и банков на внутренний и международный рынки.
Экономика остаётся чувствительна к ситуации в России, которая обеспечивает 78% денежных переводов и остаётся крупным торговым партнёром. Несмотря на соблюдение санкционных требований, сохраняется риск вторичных санкций ЕС и США против узбекских компаний, взаимодействующих с Россией.
Благодаря высоким ценам на сырьё и тарифной реформе власти ожидают удержать дефицит бюджета на уровне 3% ВВП. Однако общий госдолг растёт быстрее, чем показывают официальные дефициты, частично из-за заимствований госсектора и ослабления суммы.
S&P прогнозирует рост чистого долга госсектора до 35% ВВП к 2028 году, против чистой позиции по активам в 2017 году. При этом 84% внешнего долга носят льготный характер.
ЦБ Узбекистана постепенно повышает эффективность политики, хотя независимость регулятора остаётся ограниченной. Инфляция ожидается около 9% в 2025 году, после чего должна постепенно снижаться.
Долларизация постепенно уменьшается, но остаётся высокой: 37% кредитов и 25% депозитов номинированы в долларах. Банковский сектор поддерживается стабильным ростом экономики, однако остаётся зависимым от внешнего долгосрочного финансирования.