Пространство возможностей: Ферганская долина как точка роста всего региона
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — На 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Президент Узбекистана подчеркнул стремление к дальнейшей трансформации Центральной Азии в пространство мира, добрососедства и партнёрства.
Этот тезис отражает реальные позитивные процессы, происходящие в регионе, особенно заметные в Ферганской долине — ключевой точке притяжения экономической и социальной активности.
Совокупный валовой внутренний продукт региона за последние годы вырос в два раза и по итогам 2024 года достиг $520 млрд.
На узбекской территории Ферганской долины функционирует свыше 13 тыс. промышленных предприятий, из которых более 1,1 тыс. относятся к высокотехнологичному сектору.
Активно развиваются приграничные торгово-индустриальные зоны, которые способствуют формированию новой архитектуры регионального сотрудничества. В двустороннем формате действуют Узбекско-Кыргызский и Узбекско-Таджикский инвестиционные фонды, направленные на финансирование совместных проектов и стимулирование промышленной кооперации.
Значительную роль в укреплении экономических связей играет транспортная инфраструктура. Регулярные автомобильные маршруты обеспечивают устойчивое сообщение между Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном. С 2018 года функционирует железнодорожное сообщение Ташкент — Бишкек — Балыкчи, проходящее через Ферганскую долину, а восстановление маршрута Бекабад — Канибадам в Таджикистане стало важным шагом для усиления взаимосвязанности.
Саммит лидеров Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, состоявшийся в марте 2025 года в Худжанде, ознаменовал начало нового этапа в отношениях между странами региона. Встреча дала мощный импульс развитию экономического сотрудничества, транспортной взаимосвязанности и промышленной кооперации, создав благоприятные условия для укрепления стабильности и устойчивого роста в Ферганской долине.
С учётом выгодного географического положения региона приоритетом становится системная реализация совместных мер, направленных на развитие кооперационной экономики, приграничной торговли и транспортных коммуникаций.
Особое значение имеют проекты формирования международных транспортных коридоров — железнодорожного и автомобильного маршрутов Китай — Кыргызстан — Узбекистан, а также скоростной автомагистрали Ташкент — Андижан. Их реализация позволит создать новые сухопутные экономические коридоры Китай — Центральная Азия — Западная Азия с выходом к Каспийскому морю, Персидскому заливу и Пакистану. Эти проекты откроют широкие перспективы для интеграции транспортных сетей Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана и укрепления их роли в евразийской логистике.
Реализация таких инфраструктурных инициатив оказывает выраженный мультипликативный эффект: создаются новые рабочие места, в том числе в отдалённых районах, растёт спрос на продукцию смежных отраслей и повышается покупательная способность населения Ферганской долины.
М.Тураев ,
главный специалист Института
Макроэкономических и региональных исследований