Придерживаться принципа «одного Китая», отстаивать международный консенсус
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Историческая хронология тайваньского вопроса предельно ясна: Тайвань является неотъемлемой частью территории Китая, и суверенитет Китая над Тайванем не подлежит сомнению.
В последнее время некоторые силы распространяют так называемую теорию о так называемом «неопределенном статусе Тайваня», искажая Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН № 2758 и демонстративно бросая вызов авторитету ООН, международному консенсусу и послевоенному мировому порядку. В связи с этим я хотел бы изложить суть тайваньского вопроса и позицию китайской стороны.
1. Тайвань — неотъемлемая часть территории Китая: железные доказательства не подлежат искажению
Обмены между материковым Китаем и островом Тайвань начались ещё в III веке н. э.. В конце XIII века регион Тайвань был официально включён в административное деление центрального правительства династии Юань, что политически закрепил принадлежность Тайваня Китаю. В 1661 году полководец династии Мин Чжэн Чэнгун разгромил нидерландских колонизаторов, освободил Тайвань и защитил суверенитет Китая. В 1684 году правительство династии Цин учредило на Тайване местное управление, подчинённое провинции Фуцзянь, тем самым усилив руководство и контроль над островом. В течение тысяч лет жители Тайваня и материкового Китая имели общие корни, язык и культуру, вместе созидали блестящую китайскую цивилизацию.
После поражения в китайско-японской войне 1894-1895 годов правительство династии Цин было вынуждено подписать Симоносекский договор, по которому Тайвань и архипелаг Пэнху, были переданы Японии. Тайвань оказался под колониальным господством почти на полвека.
В 1941 году китайское правительство опубликовало «Объявление войны Китая к Японии», в котором заявило недействительными все неравноправные договоры с Японией и провозгласило возвращение Тайваня и архипелага Пэнху.
В 1943 году Китай, США и Великобритания приняли Каирскую декларацию, прямо указав, что «все территории, похищенные Японией у Китая, включая Тайвань, должны быть возвращены Китаю». В 1945 году Китай, США, Великобритания и Советский Союз опубликовали Потсдамскую декларацию, вновь подтвердив положение о возвращении Тайваня Китаю.
Эти документы составляют важную часть международного порядка после Второй мировой войны и обладают несомненной юридической силой, окончательно определив принадлежность Тайваня Китаю.
В октябре 1945 года Тайвань был освобождён и официально возвращён под управление Китая, который восстановил суверенитет и административный контроль над Тайванем и архипелагом Пэнху.
1 октября 1949 года было провозглашено образование Китайской Народной Республики, которое заменило Китайскую Республику. Правительство КНР стало единственным законным правительством, представляющим весь Китай. Это была смена власти без каких-либо изменений статуса Китая как субъекта международного права, суверенитет Китая и присущие ему территориальные границы остались неизменными, а правительство Китайской Народной Республики по праву пользуется и осуществляет суверенитет Китая в полном объеме, в том числе над Тайванем. Статус Тайваня предельно ясен: это неотъемлемая часть территории Китая. Тайвань испокон веков принадлежит Китаю, что является ясным историческим и юридическим фактом.
2.Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 2758: международный консенсус не должен подвергаться оспариванию
25 октября 1971 года на 26-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН подавляющим большинством стран была принята резолюция № 2758. Резолюция ясно и безошибочно провозгласила:«Признать представителя правительства Китайской Народной Республики единственно законным представителем Китая в ООН; решено восстановить все права Китайской Народной Республики, признать представителя ее правительства единственно законным представителем Китая в ООН и немедленно изгнать представителей Чан Кайши со всех незаконно занятых ими мест в Организации Объединенных Наций и всех ее органов.»
С этого времени вопрос о представительстве Китая (включая остров Тайвань) в ООН в политическом, юридическом и процедурном отношении был окончательно разрешен. Законность, действенность и авторитет Резолюции не подлежат сомнению и обсуждению.
Резолюция № 2758 Генеральной Ассамблеи ООН подтвердила и в полной мере воплотила принцип одного Китая, чётко установив, что в мире существует только один Китай, Тайвань является частью Китая и не является самостоятельным государством; место Китая в ООН одно, и правительство Китайской Народной Республики является единственным законным представителем всего Китая, включая Тайвань. Понятия «два Китая» или «один Китай — один Тайвань» вообще не существует.
После принятия Резолюции № 2758 все официальные документы ООН стали использовать единственное название — «Тайвань, провинция Китая».
В юридическом заключении, выданном Управлением по правовым вопросам Секретариата ООН, также подчёркивается: «Организация Объединённых Наций рассматривает Тайвань как провинцию Китая, не обладающую независимым статусом» и «власти Тайваня не обладают каким-либо статусом правительства». Это неизменная позиция ООН, имеющая документальное подтверждение.
Принятие Резолюции № 2758 оказало широкое и глубокое политическое влияние на международные отношения, после которого принцип «одного Китая» стал важнейшей нормой международных отношений и получил всеобщее признание международного сообщества. На сегодняшний день 183 государства установили и развивают дипломатические отношения с Китаем на основе принципа «одного Китая».
3. Принцип «одного Китая» непоколебим: действия по «независимости Тайваня» обречены на провал
В последнее время власти Демократической прогрессивной партии (ДПП) на Тайване упорно продвигают курс на «независимость Тайваня», навязывают ложные идеи «тайваньской независимости», искажают истину, вводят в заблуждение население острова и международное сообщество. Отдельные страны и политиканы, стремясь использовать тайваньский вопрос для сдерживания Китая, поддерживают сепаратистские силы «тайваньской независимости», нарушают Резолюцию № 2758 Генеральной Ассамблеи ООН, спекулируют на так называемой теории о «неопределенном статусе Тайваня».
Это откровенное искажение истории, посягательство на суверенитет и территориальную целостность Китая, а также попирание норм международного права и основополагающих принципов международных отношений.
Смысл принципа одного Китая ясен и недвусмыслен. Хотя стороны Тайваньского пролива ещё не полностью объединены, суверенитет и территория Китая никогда не были и не будут разделены. Статус Тайваня как неотъемлемой части территории
Китая никогда не изменялся и не изменится. В настоящее время главную угрозу миру и стабильности в регионе
Тайваньского пролива представляют именно сепаратистская деятельность сторонников «независимости Тайваня» и внешнее вмешательство. Власти ДПП продолжают распространять ложь, попытаясь «добиться независимости и сопротивляться воссоединению при примении силы», что лишь втянет Тайвань в опасную ситуацию войны. Для поддержания мира и стабильности в Тайваньском проливе необходимо твёрдо придерживаться принципа «одного Китая» и твердо выступать против «тайваньской независимости».
Тайваньский вопрос — это исключительно внутреннее дело Китая. Противодействие попыткам создания «двух Китая» или «одного Китая — одного Тайваня», а также поддержка усилий Китая по достижению полного национального воссоединения — это естественное проявление приверженности международного сообщества принципу «одного Китая».
Китай и Узбекистан являются всепогодными всесторонними стратегическими партнёрами в новую эпоху, которые неизменно оказывают друг другу твёрдую поддержку по вопросам, затрагивающим ключевые интересы обеих сторон. Узбекистан всегда неукоснительно придерживается принципа «одного Китая», чётко выступает против любых форм «независимости Тайваня» и поддерживает усилия правительства Китая, направленные на достижение национального воссоединения. Китайская сторона высоко ценит эту позицию.
Мы готовы вместе с узбекской стороной всесторонне реализовать важные договорённости глав двух государств, совместно отстаивать итоги победы во Второй мировой войне, послевоенный международный порядок, международную справедливость, защищать авторитет Резолюции № 2758 Генеральной Ассамблеи ООН и центральную роль ООН в международных делах, способствовать совершенствованию глобального управления и вносить новый, ещё более весомый вклад в дело мира, стабильности и процветания во всём мире.
Посол КНР в РУ Юй Цзюнь
Высказанные мнения принадлежат автору и не обязательно отражают позицию UzDaily.