Курсы валют от 15/10/2025
$1 – 12185.11
UZS – 0,29%
€1 – 14081.11
UZS – -0,04%
₽1 – 152.58
UZS – 1,42%
Поиск
Президент Узбекистана выдвинул важные инициативы по развитию цифровой экономики на пространстве ШОС
Президент Узбекистана выдвинул важные инициативы по развитию цифровой экономики на пространстве ШОС

Президент Узбекистана выдвинул важные инициативы по развитию цифровой экономики на пространстве ШОС

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- На фоне продолжающейся рецессии в мировой экономике, связанной с пандемией COVID-19 и геополитической напряженностью в мире, а также продовольственным и энергетическим кризисами, выход государств из сложившейся ситуации видится в наращивании «цифрового иммунитета».

 

Благодаря цифровой индустриализации – передовым технологиям, большим данным, искусственному интеллекту и 5G – цифровая экономика становится важным фактором экономического роста.

Согласно оценкам ЮНИДО, в 2021 г. доля цифровой экономики в глобальном ВВП составила порядка 15,5%. Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе уровень цифровизации глобальной экономики превысит 40%. Уже сегодня почти 60% интернет-пользователей трудоспособного возраста каждую неделю совершают покупки в Интернете.

По подсчетам экспертов ЮНКТАД, глобальный рынок цифровой торговли, к 2030 году составит 29 трлн. долларов США.

Вместе с тем, прослеживается стабильный рост охвата населения мира Интернетом. Так, за последние 10 лет количество пользователей увеличилось более чем вдвое с 2,18 млрд. в начале 2012 г. до 5 млрд. в первой половине 2022 г. (63,1% от населения мира). Исследования показывают, что в среднем каждый пользователь тратит почти 7 часов в день на Интернет.

На этом фоне одним из главных посылов статьи Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, опубликованной в преддверии Самаркандского саммита ШОС, стал аргумент об имеющихся у Организации отличных перспектив для трансформации и роста, не только за счет количественного пополнения, но и через открытие новых стратегических векторов. Это – транспорт и взаимосвязанность, энергетическая, продовольственная и экологическая безопасность, инновации, цифровая трансформация и зеленая экономика».

Действительно на пространстве ШОС созданы все необходимые условия для цифровой трансформации и развития цифровой экономики, включая организационно-правовые и институциональные основы.

Возьмем хотя бы принятую в 2019 г. в Ташкенте Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС до 2035 года с акцентом на высокие технологии.

Затем в 2020 г. принято Заявление Совета глав государств-членов ШОС о сотрудничестве в области цифровой экономики, в котором четко выражена заинтересованность сотрудничать в сфере цифровизации путем внедрения информационно-коммуникационных технологий в такие области, как промышленность, транспорт, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, туризм, энергетика, торговля, финансы и таможня.

Кроме того, утверждена Концепция сотрудничества государств-членов ШОС в сфере цифровизации и информационно-коммуникационных технологий, принят ряд документов по развитию цифровой экономики.

Эксперты заметили наметившуюся тенденцию: если в прошлые годы

в рамках ШОС узбекская сторона проявляла активность в основном в сфере безопасности, то сегодня она активно выдвигает качественно новые

и практически значимые инициативы в сфере экономического развития, в том числе цифрового и «зеленного».

К примеру, в рамках ШОС узбекской стороной выдвинут ряд инициатив, в числе которых Концепция взаимодействия в области «умного» сельского хозяйства и внедрения агроинноваций, Программа по развитию цифровой грамотности, План совместных действий по развитию внутрирегиональной торговли ШОС, а также механизм регулярных встреч руководителей ведомств, ответственных за информационные технологии, регулярное проведение Экономического форума, которые воплощаются в жизнь на пространстве ШОС.

Кроме того, у стран-участниц Организации имеются огромный потенциал и опыт, а также достаточные возможности для развития сотрудничества в сфере цифровой трансформации различных отраслей экономики.

В этом контексте особый интерес вызывает опыт Китая. В 2021 году масштаб цифровой экономики Китайской Народной Республики достиг 7,1 трлн. долл., заняв второе место в мире.  Цифровая экономика Поднебесной росла в среднем на 15,9 процента с 2012 по 2021 год. За этот период доля цифровой экономики в ВВП страны увеличилась с 20,9 процента до 39,8 процента, что фиксирует среднегодовое увеличение примерно на 2,1 процентных пункта.

Быстрый рост сопровождается расширением строительства цифровой инфраструктуры. На сегодняшний день количество базовых станций 5G

в Китае составило 1,43 млн., а число пользователей 5G превысило 500 млн. чел. Китай обладает одними из крупнейших и самых передовых сетевых объектов в мире. Кроме того, страна также ускорила интеграцию больших данных, облачных вычислений и искусственного интеллекта. К 2025 году на Китай будет приходиться почти 30 процентов от общего объема данных в мире с самым большим разнообразием типов данных.

В этом плане не отстает и Индия. Так, в 2015 году правительство запустило инициативу «Цифровая Индия» по улучшению онлайн-инфраструктуры и повышению доступности Интернета. Инициатива преследует три основные цели: создание безопасной и стабильной цифровой инфраструктуры, предоставление цифровых услуг и обеспечение каждого гражданина Интернетом.

По прогнозам специалистов, если по итогам 2021 года объем цифровой экономики Индии составил 200 млрд. долл., то к 2025 году данный показатель достигнет 1 трлн. долл. путем развития производственного сектора на основе искусственного интеллекта, облачных вычислений, Интернета вещей, блокчейнов и робототехники.

В свою очередь Узбекистан, в период с 2015 по 2020 гг. увеличил объем валовой добавленной стоимости, созданной в секторе информационной экономики и электронной коммерции почти в 3 раза – с 3,8 трлн. до 11,2 трлн. сумов, его доля в ВВП составила 2 процента. Кроме того, объем рыночных услуг в сфере связи и информатизации в 2021 г. достиг 17,1 трлн. сумов, что почти в 3 раза превышает показатели 2016 г. (6,1 трлн. сумов)

Учитывая, что 2020 год в Узбекистане был обозначен Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики, в стране были приняты основополагающие документы, заложившие правовой фундамент дальнейших реформ. Для ускорения развития цифровой экономики была утверждена Стратегия «Цифровой Узбекистан – 2030». Ее приоритеты – цифровая инфраструктура, электронное правительство, цифровая индустрия и цифровое образование.

В итоге, благодаря последовательной работе по развитию цифровой инфраструктуры пропускная способность международного канала связи в стране в 2016-2022 гг. увеличилась в 32 раза до 1800 Гбит/с.  В настоящее время реализуется проект по расширению этого показателя до 3200 Гбит/с в 2022 году. Стоимость услуг Интернета для операторов и провайдеров составила 30 тыс. сум за 1 Мбит/с, что на 42,9 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Помимо этого, в принятой в текущем году Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022−2026 годы одной из ключевых целей заявлено определение цифровой экономики в число основных «драйверов» роста и увеличение ее объема не менее, чем в 2,5 раза.

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что цифровая трансформация – веление времени и это прекрасно понимает каждый член  ШОС. Поэтому вполне логичным продолжением работ по активизации практического сотрудничества «шанхайской семьи» в сфере диджитализации явилась инициатива Узбекистана, озвученная в рамках Самаркандского саммита, о ежегодном проведении Большой торговой ярмарки с созданием на ее базе единой электронной платформы.

Реализация данной инициативы будет способствовать установлению новых контактов и активизации многостороннего сотрудничества в сфере торговли, а также облегчит допуск на новые международные рынке.

Кроме того, это позволит объединить на одной электронной торговой платформе поставщиков и потребителей различных товаров и услуг, предоставить этим участникам ряд сервисов, что, конечно же, повысит эффективность их бизнеса.

Более того, это будет способствовать существенному увеличению скорости бизнес-операций, благодаря минимизации расстояния и времени,

в том числе сокращения времени и усилий субъектов предпринимательства

по поиску новых партнеров и рынков.

В целом, значимость данной инициативы, по оценкам экспертов, как никогда велика, поскольку все страны-члены ШОС находятся в не простых условиях периода реабилитации экономик от последствий кризисов.

Алишер Низамов, руководитель отдела Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан

 

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал