Опрос «Юксалиш» выявил системные проблемы в дорожной инфраструктуре и безопасности пешеходов в Узбекистане
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Общественное движение «Юксалиш» провело всесторонний социологический опрос, посвящённый вопросам безопасности дорожного движения как для транспортных средств, так и для пешеходов, а также состоянию автомобильных и внутриквартальных дорог и соответствующей инфраструктуры.
В исследовании приняли участие 2743 респондента. Из них 46,36% проживают в сельской местности, тогда как 44,94% — в городских районах.
Оценка состояния автомобильных дорог в регионах показала наличие значительных проблем. Лишь 10,38% опрошенных охарактеризовали дороги как «отличные», 35,55% считают их «хорошими», 27,95% — «удовлетворительными», 18,01% — «неудовлетворительными» и 7,71% назвали их «очень плохими». Подобное распределение мнений свидетельствует о наличии негативного восприятия дорожной инфраструктуры и сомнениях в качестве ремонтных работ.
Что касается внутриквартальных дорог, оценки оказались ещё более критичными. Только 9,28% респондентов охарактеризовали их как «отличные», тогда как 33,1% — как «хорошие». При этом 27,62% выбрали вариант «удовлетворительно», 19,69% — «неудовлетворительно», а 9,68% — «очень плохо». Это говорит о том, что именно состояние внутриквартальных дорог вызывает наибольшее беспокойство среди населения.
Почти половина опрошенных — 47,23% — отметили, что в их районах за последние годы проводился ремонт дорог. Основными видами работ назывались укладка нового асфальта (28,72%) и обновление существующего покрытия (13,96%). Однако 26,17% респондентов заявили об отсутствии каких-либо дорожных работ в их населённых пунктах.
Безопасность дорог для пешеходов остаётся острым вопросом. Почти 40% опрошенных считают, что дороги в их населённых пунктах небезопасны для пешеходов, ещё 39% оценивают ситуацию как «среднюю» и лишь 21% — как «безопасную». При этом только 41% считают, что пешеходные переходы обеспечены необходимыми мерами безопасности. Ещё 31% придерживаются противоположного мнения, а 27% считают принятые меры недостаточными. Эти данные указывают на существенные пробелы в обеспечении пешеходной инфраструктуры и её безопасности.
Лишь 44,61% респондентов отметили наличие тротуаров вблизи места проживания, 28,75% заявили об их полном отсутствии, а 25,47% считают существующие тротуары обустроенными частично или неудовлетворительно. Особенно тревожит положение дел с доступностью тротуаров для людей с ограниченными возможностями. Только 20,64% считают их удобными, тогда как 39,82% назвали их «частично удобными», а 38,98% — «неудобными».
Среди наиболее часто выдвигаемых предложений по улучшению ситуации — расширение дорожного полотна, проведение качественного капитального ремонта, а также модернизация всей системы дорожной инфраструктуры.
Полученные результаты ясно отражают озабоченность граждан состоянием автомобильных и внутриквартальных дорог, а также уровнем защищённости пешеходов, особенно маломобильных групп населения. Всё это указывает на наличие системных проблем, представляющих угрозу не только для эффективности транспортного сообщения, но и для жизни и здоровья граждан, включая детей.
Особую тревогу вызывает рост числа дорожно-транспортных происшествий с тяжёлыми последствиями. Это подчёркивает актуальность перехода к современным подходам в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а также необходимость проведения глубокой и комплексной реформы.
На основе полученных данных движение «Юксалиш» в сотрудничестве с профильными экспертами разработало ряд рекомендаций:
Необходимо утвердить государственную программу по установке необходимых дорожных знаков и устранению лишних и устаревших указателей. Следует обеспечить постоянный контроль за качеством дорожной разметки и её соответствием установленным стандартам.
Все технические регламенты, касающиеся организации дорожного движения — от разметки и знаков до качества дорожного покрытия (включая, например, колейность) — требуют пересмотра с учётом современных международных норм.
Важно внедрить обязательное правило полной адаптации всех новых и модернизируемых объектов дорожной инфраструктуры под нужды маломобильных граждан и лиц с инвалидностью. При этом за каждый участок дороги должно быть закреплено ответственное лицо или организация, отвечающая за его состояние.
Размеры штрафов должны определяться исходя из степени общественной опасности нарушений и уровня платёжеспособности населения. Средства от штрафов следует направлять исключительно на улучшение дорожной инфраструктуры и повышение уровня безопасности, обеспечив при этом полную прозрачность их использования.
Рекомендуется ввести обязательный независимый аудит всех дорожных проектов до начала их реализации, а также вывести службы по эксплуатации и контролю за установкой знаков и разметки из подчинения МВД, преобразовав их в независимые органы.
Следует пересмотреть действующие градостроительные нормативы, обязав включать в проекты безопасные, освещённые и непрерывные пешеходные и велосипедные дорожки, приспособленные для людей с инвалидностью, и ужесточить контроль за соблюдением этих требований.
Особое внимание стоит уделить внедрению электронных дорожных знаков с возможностью динамического изменения ограничений скорости в зависимости от времени суток и погодных условий — в первую очередь вблизи школ и в зонах с высоким уровнем ДТП.
Нужно создать открытую рейтинговую систему оценки состояния дорог, количества ДТП и обращений граждан в каждом районе и городе с регулярным публичным обновлением информации.
Следует разработать интерактивные карты безопасных маршрутов для школьников от дома до школы, с обязательным обеспечением освещения и оборудованных пешеходных переходов.
Необходимо внедрить национальную программу по формированию культуры дорожного поведения, уважительного отношения к пешеходам и взаимопомощи на дорогах. В её рамках предлагается распространение социальных роликов, образовательных курсов и проведение информационных кампаний.
Важной задачей остаётся создание системы оперативного реагирования на сообщения о неисправных светофорах, повреждённых знаках и других нарушениях с обязательным устранением проблем в течение суток.
Наконец, следует закрепить обязательное прохождение общественно-экспертной экспертизы всех дорожных проектов с участием независимых специалистов, представителей уязвимых групп населения и активных граждан — с последующим утверждением только при наличии положительного заключения.
Обеспечение безопасности на дорогах — неотъемлемая часть национальной политики и важнейший элемент современной городской среды. От эффективности решений в этой сфере напрямую зависит сохранение жизни и здоровья граждан.