Курсы валют от 08/05/2025
$1 – 12910.15
UZS – -0,11%
€1 – 14660.77
UZS – 0,27%
₽1 – 159.78
UZS – -0,1%
Поиск
Узбекистан 07/05/2025 Неинфекционные заболевания ежегодно наносят ущерб экономике Узбекистана на около $1 млрд

Неинфекционные заболевания ежегодно наносят ущерб экономике Узбекистана на около $1 млрд

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Под председательством Президента Шавката Мирзиёева прошло видеоселекторное совещание, посвящённое обсуждению приоритетных задач следующего этапа реформ в сфере здравоохранения.

Было подчеркнуто, что за последние 7 лет финансирование медицины увеличилось в 6 раз и в текущем году достигло 42 триллионов сумов.

Создана комплексная система, соединяющая первичное звено в махаллях с профильными медицинскими службами. Более 400 высокотехнологичных операций, которые ранее проводились только в столице, теперь выполняются в областях и районах. Только трансплантаций почки проводится в среднем две в день.

В Узбекистане на каждые десять тысяч жителей приходится 27 врачей — это сопоставимо с показателями США, Великобритании и Финляндии. В то же время в Турции и Канаде этот показатель в 1,5 раза ниже.

«Как видите, у нас нет проблем ни с количеством медицинских работников, ни с финансированием. Но что насчёт качества? В этом вопросе возникает множество обоснованных претензий», — заявил глава государства.

Подсчитано, что неинфекционные заболевания ежегодно наносят ущерб экономике нашей страны на сумму около 1 миллиарда долларов. Каждый четвёртый вызов скорой помощи приходится на пациентов с хроническими заболеваниями.

Так, при изучении ситуации в 12 махаллях Ферганы выяснилось, что 8 из 10 пациентов минуют участкового врача и напрямую обращаются в больницы или частные клиники. В Хорезме больные предпочитают вызывать скорую помощь, а не обращаться к семейному врачу. Проще говоря, скорая помощь фактически выполняет функции поликлиники.

В городах Андижан, Наманган и Самарканд врачи поликлиник принимают по 50–60 пациентов в день, что не соответствует никаким медицинским стандартам.

Отмечено, что в Бухаре семейные врачи, вместо того чтобы заниматься профилактикой, скринингом и лечением, превратились в "диспетчеров", перенаправляющих пациентов в стационары.

Также было подчеркнуто, что ни представители сферы здравоохранения, ни хокимы (главы администраций) не задумывались о решении этих проблем.

Выявлены недостатки в правильном распределении врачей, койко-мест и финансов в областных и районных больницах.

Например, в Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областях, где уровень заболеваемости высок, на каждые 10 тысяч жителей приходится по 25 койко-мест, тогда как в Навоийской области — 31, а в Сырдарьинской — 34.

В больнице города Кургантепа, где население сопоставимо с районом Наманган, имеется 310 койко-мест, а в Наманганском районе — 420. В результате расходы на лекарства на душу населения составляют в Кургантепе 3,5 тысячи сумов, а в Наманганском районе — 16 тысяч сумов.

Другой пример — в государственной больнице города Андижан на каждые 10 койко-мест приходится 26 сотрудников, финансируемых из бюджета. Между тем в частной клинике такую же работу выполняют всего 5 человек.

Резко раскритиковано затягивание внедрения системы медицинского страхования. В прошлом году эта система должна была начать работать в Ташкенте, а в этом году — в Республике Каракалпакстан, а также в Навоийской, Самаркандской, Ферганской, Сурхандарьинской и Хорезмской областях. Однако отмечено, что Фонд медицинского страхования фактически превратился лишь в распределителя уже готовых денежных средств.

«Какими бы правильными ни были запланированные реформы, если система не будет цифровизирована, достичь ожидаемого результата не удастся», — заявил Президент.

При этом было подвергнуто критике, что ответственные лица не смогли не только полностью цифровизировать систему, но даже внедрить элементарный «электронный рецепт». Также имеются серьёзные сбои в реализации инициатив «Электронная поликлиника» и «Электронная больница».

«Если руководители министерства не изменят свой образ мышления, не проявят самоотдачи, не почувствуют ответственности и не усилят контроль, реформы не дойдут до уровня махалли», — подчеркнул глава государства.

В связи с этим за допущенные недостатки и ошибки от должности освобождены заместители министра здравоохранения Д. Султанов и Ф. Шарипов. Заместитель министра О. Омонов предупреждён о том, что будет уволен, если в течение шести месяцев не добьётся изменений в сфере цифровизации.

Глава государства обозначил необходимые меры по решению существующих проблем и выдвинул новые инициативы.

Отмечено, что по вопросам, рассматриваемым на сегодняшнем совещании, велась подготовка в течение почти двух лет, с привлечением экспертов из передовых зарубежных медицинских центров.

«Если мы наладим работу первичного звена, цифровизацию и страхование, повысим уровень знаний и практических навыков медицинских работников, а главное — поднимем медицинскую культуру населения, мы сможем достичь поставленных целей», — заявил Президент.

Определено, что теперь будет внедрена новая система по повышению качества медицинских услуг на уровне первичного звена. Президент подробно разъяснил это на примере одной из поликлиник в Иштиханском районе, основываясь на глубоких аналитических данных.

К поликлинике «Узбекистан» в Иштиханском районе прикреплены 7 махаллей. Однако 6 семейных врачей занимают 9 штатных единиц и не справляются с нагрузкой. При этом в самой поликлинике остаются вакантными ещё 6 врачебных ставок.

Из-за того, что в гарантированный пакет лекарств без должного анализа включено 90 наименований препаратов, до поликлиники фактически доходит лишь половина из них. Лабораторные анализы, проводимые в поликлинике, не признаются ни одной больницей.

Несмотря на то, что наибольшее число обращений связано с детскими заболеваниями, из-за недостатка навыков семейные врачи не могут в полной мере исполнять обязанности педиатра. На 9 тысяч женщин репродуктивного возраста приходится всего 1,5 штатной единицы гинеколога.

35% населения страдает от хронических заболеваний — сердечно-сосудистых, сахарного диабета, болезней желудочно-кишечного тракта. Работа медицинских бригад по раннему выявлению, профилактике и снижению осложнений таких заболеваний остаётся незаметной.

В связи с этим было решено изменить существующую систему.

Теперь между медицинской бригадой и прикреплённым населением будет заключаться двусторонний договор, определяющий права и обязанности обеих сторон. Население сможет свободно выбирать семейного врача, и в этот процесс будут вовлечены также частные семейные врачи.

Будет утверждён гарантированный пакет медицинской помощи, в рамках которого медицинские услуги и лекарственные средства будут полностью покрываться за счёт государственного бюджета.

Кроме того, количество акушеров-гинекологов в поликлиниках увеличится в два раза. Будет введена новая штатная единица педиатра — один врач на каждые 3 тысячи детей.

Отныне в первичном звене не будет долевых ставок — 0,5 или 0,25. Все врачи и медсёстры будут работать только на полную ставку.

В целом, деятельность махаллинских и семейных врачебных пунктов, а также семейных поликлиник в районе будет оптимизирована: 7 крупных поликлиник, обслуживающих свыше 12 тысяч человек каждая, будут реорганизованы, а оставшиеся 27 учреждений станут малыми поликлиниками.

Центральная районная поликлиника будет преобразована в консультативно-диагностическое отделение районной больницы. Все профильные специалисты будут работать именно там.

В этих поликлиниках базовая заработная плата семейного врача составит 500 долларов, медсестры — 300 долларов. При наличии сертификата квалификации семейному врачу и медсестре будет выплачиваться доплата в таком же размере.

Если они будут обходить махаллю, уделять внимание пациентам с хроническими заболеваниями, обучать их жизни с болезнью и её контролю, своевременно выявлять онкологические, диабетические, инсультные и инфарктные состояния, предотвращать тяжёлые осложнения, а также снижать обращения в скорую помощь и стационары, то дополнительно врачу будет выплачиваться ещё 500 долларов, а медсестре — 300 долларов.

«Одним словом, мы создаём систему, при которой семейные врачи будут получать 1,5 тысячи долларов, а медсёстры — 600–800 долларов в месяц. Таким образом, мы повышаем не просто зарплату, а человеческое достоинство. Но и результат должен быть соответствующим», — заявил Президент.

Также было подчёркнуто, что теперь в махалле даже один случай инфаркта, инсульта, ранней материнской или детской смертности, инвалидности в результате хронических заболеваний должен восприниматься как чрезвычайная ситуация.

Определено, что необходимо полностью отказаться от коррупционной системы ВКК — врачебно-консультационных комиссий — при установлении инвалидности. Теперь инвалидность будет определяться на основании документации, оформленной семейным врачом, комиссией медико-социальной экспертизы.

Ответственным лицам поручено внедрить эту систему с 1 июня в городе Ташкент и Навоийской области, а до 1 сентября — во всех остальных регионах страны.

Одновременно будет внедрена новая махаллинская система раннего выявления заболеваний и снижения их осложнений.

Например, к поликлинике в Иштихане и соответствующим махаллям будут прикреплены врачи областных центров кардиологии, эндокринологии, материнства и детства, а также центральной районной больницы. Они будут обходить махалли, проводить полную диагностику населения, обучать прикреплённых семейных врачей раннему выявлению и лечению заболеваний на местах, а также внедрять новые подходы в диагностике и лечении непосредственно в поликлинике.

Профессора, преподаватели и выпускники магистратуры Самаркандского медицинского университета будут писать здесь свои научные работы.

Если по итогам года будут достигнуты результаты, прикреплённые специалисты получат премию в размере двухкратной месячной заработной платы.

Президент дал указание внедрить упомянутую новую систему в текущем году в Иштихане, а также в городе Самарканде, Булунгурском районе и одном районе каждой области, а начиная с следующего года — полностью в Самаркандской области, и поэтапно внедрять её во всех регионах страны начиная с 2027 года.

Министерству здравоохранения поручено до конца года организовать обучение 4 700 семейных врачей и медсестёр по программе «Здоровье семьи» в 15 районах, а также провести обучение руководителей по менеджменту в медицинских учреждениях.

Для организации работы поликлиник и больниц по новой системе в 15 районах в этом году выделено 285 миллиардов сумов, а также минимум 10 миллиардов сумов будут выделены региональными властями.

Объявлено о запуске программы «90 дней изменений в медицине».

В рамках этой программы хокимы областей будут отвечать за увеличение количества удобных мест для ожидания, организацию очередей, создание комнат для матерей и детей, обеспечение доступности для людей с инвалидностью через удобные входы и выходы, создание инклюзивной среды в помещениях и коридорах, а также организацию чистых туалетов с горячей водой для мытья рук.

«Простыми словами, мы должны привнести в медицинские учреждения культуру, порядок и атмосферу, которые создадут у людей позитивное настроение», — заявил Президент.

На эти цели каждый губернатор области выделит по 10 миллиардов сумов.

Ответственным лицам поручено организовать эти мероприятия по всей республике, а по результатам 90 дней представить Президенту подробный отчет.

Отмечено, что 35–40 процентов инфекционных заболеваний возникают в результате несоблюдения элементарных правил гигиены.

В связи с этим во всех школах, детских садах, техникумах, вузах, поликлиниках и больницах будет реализована программа «Чистые руки».

Согласно программе:

в образовательных и медицинских учреждениях все места для мытья рук будут полностью обеспечены санитарно-гигиеническими средствами;

в 126 школах с тяжёлыми санитарными условиями туалеты будут размещены внутри зданий и построены заново; более чем в 6 000 детских садах будут установлены гелиоколлекторы;

в 4 295 социальных учреждениях будут установлены резервуары и цистерны с водой.

На реализацию этих целей в текущем году из бюджета будет выделено 780 миллиардов сумов.

Подчёркнуто, что каждое учреждение социальной сферы должно быть чистым, ухоженным и обеспечивать комфортные санитарно-гигиенические условия для людей.

Отмечена важность организации масштабной информационно-просветительской кампании о сути программы «Чистые руки» и о правилах личной гигиены.

Отмечено, что несмотря на наличие возможностей проведения высокотехнологичных операций в регионах, пациенты по-прежнему едут в Ташкент. Например, в прошлом году 80 процентов процедур коронарографии и стентирования, назначенных пациентам с ишемической болезнью сердца, были проведены в столице.

Даже пациенты с ишемической болезнью сердца, не требующие хирургического вмешательства, продолжают направляться в Ташкент.

Хотя от старой системы «ордеров» отказались и уже два года действует механизм направления льготных категорий пациентов через «электронное направление», отмечено, что ни один из республиканских медицинских центров не заинтересован в том, чтобы пациенты оставались на лечении в областях или районах. Причина — основная часть бюджетных средств по-прежнему выделяется именно республиканским центрам.

В связи с этим принято решение, что в республиканских центрах за счёт бюджета будут проводиться исключительно высокотехнологичные и сложные операции. По тем случаям, когда лечение можно организовать на районном или областном уровне, направление в республиканский центр выдаваться не будет.

Соответствующим ведомствам поручено утвердить перечень заболеваний, по которым направление будет выдаваться на республиканский, областной или районный уровень.

В этом году на лечение по электронной системе направлений из бюджета выделено 1,1 трлн сумов.

Поручено увеличить долю средств, направляемых регионам, с 14 до 30 процентов. Если в прошлом году регионам было выделено 100 млрд сумов, то в этом году эта сумма составит 350 млрд сумов.

Система выдачи и распределения электронных направлений также будет кардинально изменена. Для заболеваний, включённых в перечень по направлению, будет утверждена единая базовая стоимость медицинских услуг. Теперь направление, выданное пациенту для лечения на республиканском уровне, будет размещаться на единой электронной платформе.

На этой платформе смогут участвовать республиканские центры, государственные и частные клиники других регионов. По направлению будет проводиться конкурс: клиники предложат свои условия приёма пациента, способы лечения, а при необходимости – направят специалиста в регион для оказания помощи на месте. Пациент сможет выбрать наиболее удобное для него учреждение.

«Таким образом, между республиканскими и региональными клиниками возникнет свободная конкуренция», – подчеркнул Президент.

Также поручено подготовить проект постановления о коренной модернизации системы медицинского страхования.

К сожалению, более половины онкогематологических заболеваний у детей выявляются на поздних стадиях.

В связи с этим, по аналогии с онкологией, будет принята пятилетняя программа по борьбе с детским раком, на которую будет направлено не менее 110 млн долларов.

При Центре детской онкогематологии будет создан академический хаб по детскому раку, в который пригласят высококвалифицированных зарубежных специалистов.

Этот единственный в Центральной Азии хаб будет готовить врачей региона по раннему выявлению и лечению детских онкологических заболеваний по международным стандартам.

Кроме того, отделения онкогематологии в детских больницах на местах будут оснащены самым современным оборудованием для ранней диагностики.

Поручено внести проект соответствующего постановления.

Каждый год в стране тратится от 600 до 700 млн долларов на лекарства, эффективность которых не доказана и не изучена. Доля таких препаратов в импорте составляет 42%.

Развитые страны опираются на доказательную медицину и используют препараты, безопасность и эффективность которых подтверждена крупномасштабными клиническими исследованиями.

Министерству здравоохранения поручено начать исключение из клинических протоколов препаратов, признанных в международных источниках как «неэффективные» или «с недостаточной доказательной базой».

Во всех медицинских учреждениях, особенно в детских больницах, будет проведена комплексная ревизия обоснованности применения антибиотиков, и в случае нарушения протоколов к медицинским работникам будут применены меры.

Генеральной прокуратуре поручено обеспечить неотвратимость ответственности за незаконную продажу рецептурных препаратов.

Система «электронный рецепт» будет в полном объёме внедрена в Юнусабадском районе города Ташкента и станет образцом для всей страны.

За последние 7 лет приём в медицинские вузы увеличился в 4,5 раза — ежегодно на обучение поступают 25 тысяч молодых людей, 40% из которых — в частные вузы.

Отмечено, что из-за отсутствия прозрачной системы итоговой оценки знаний и навыков, когда выпускной экзамен проводится самими вузами, на рынок труда выходят специалисты с недостаточной теоретической и практической подготовкой.

Теперь овладение современными методами диагностики и лечения будет отдельно оцениваться по прозрачной системе для выпускников медицинских вузов и техникумов. Эта система будет применяться и к работающим врачам и медсёстрам.

С этой целью будет создан Национальный центр оценки в сфере медицины, к работе которого привлекут международную признанную зарубежную организацию. Государственные и частные клиники пройдут аккредитацию.

Повышение квалификации медицинских работников будет возложено на государственные и частные медицинские вузы, специализированные центры и региональные учреждения.

Поручено разработать единые квалификационные требования к подготовке врачей и медсестёр.

Подчёркнуто, что медицинская сфера — наиболее подходящая для полного внедрения дуального образования.

Однако препятствием является то, что ни одна из клиник при медицинских вузах не находится у них на балансе.

В связи с этим поручено предоставить финансовую автономию медицинским вузам Каракалпакстана, Ферганы и Ургенча, а также передать в структуру Каракалпакского, Бухарского, Самаркандского, Ташкентского, Ферганского и Ургенчского медвузов их клиники.

Кафедры вузов будут непосредственно управлять лечебной деятельностью в отделениях своих клиник.

Ректоры медицинских вузов также будут нести ответственность за ремонт и оснащение других учреждений, являющихся их клиническими базами.

Было отмечено, что реализация крупных инициатив в сфере медицины, озвученных на совещании, должна быть обеспечена, в первую очередь, на местах — в первичном звене здравоохранения.

Особо подчеркнуто, что если каждый министр, хоким, депутат и сенатор лично ознакомится с условиями на местах, а также будет вместе с членами своей семьи обращаться в семейную поликлинику и лечиться в районной больнице по месту жительства, это послужит ускорению реформ и их внедрению на местах.

Ответственным руководителям поручено установить полный контроль за реализацией реформ по следующим направлениям: производство и поставка лекарств, отпуск рецептурных препаратов через аптеки, цифровизация всех процессов, эффективное использование средств в медицине, внедрение цифровых решений и страхования, искоренение коррупции — словом, обеспечение удовлетворённости населения системой здравоохранения.

Во всех поликлиниках, больницах и медицинских центрах должны быть установлены дисциплина, культура обслуживания и ориентация на удовлетворённость граждан. Назначены ответственные за регулярное обсуждение исполнения этих задач и персональную ответственность руководителей.

В ходе совещания заслушаны отчёты руководителей отрасли и регионов, а также их планы по выполнению поставленных задач.

#Шавкат Мирзиёев  
Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал