Курсы валют от 04/12/2025
$1 – 11912.38
UZS – 0,26%
€1 – 13873.16
UZS – 0,57%
₽1 – 153.39
UZS – 0,07%
Поиск
NDC 3.0 Узбекистана: от обещаний к реальности - почему декларации не защищают от смога

NDC 3.0 Узбекистана: от обещаний к реальности - почему декларации не защищают от смога

NDC 3.0 Узбекистана: от обещаний к реальности - почему декларации не защищают от смога

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — В ноябре 2025 года Узбекистан представил третью версию своего национального вклада в борьбу с климатическими изменениями (NDC 3.0), заявив о цели снизить удельные выбросы парниковых газов на 50% к 2035 году.

Однако реальность оказалась суровой: в конце года Ташкент оказался в эпицентре смога, AQI достиг «опасных» уровней, а десятки тысяч жителей страдали от проблем с дыханием.

Этот контраст демонстрирует, что даже амбициозные климатические декларации не защищают население от локальных экологических кризисов и хронических проблем городской среды.

NDC 3.0 и жестокая реальность воздуха

В ноябре 2025 года Узбекистан официально представил третью версию своего национального вклада (NDC 3.0), повысив климатические амбиции: страна обязалась снизить удельные выбросы парниковых газов на 50% к 2035 году по сравнению с 2010 годом.

Однако за декларациями последовали реальные вызовы: в конце 2025 года Узбекистан оказался в эпицентре смога - AQI и PM2.5 достигали опасных уровней, десятки тысяч людей испытывали затруднения с дыханием, вырос спрос на очистители воздуха; в обществе начали говорить о вынужденной миграции. В материале рассматривается этот контраст, а также, почему макроцели NDC в реальности не защищают население от локальных экологических кризисов.

Что декларируется в NDC 3.0 

Документ содержит амбициозные цели республики: снижение удельных выбросов ПГ к 2035 на 50% (от 2010); б) продолжение политики развёртывания возобновляемых источников энергии и энергоэффективности; в)адаптацию, биоразнообразие и гендерное/социальное измерение - в рамках расширенного подхода к устойчивости.

NDC 3.0 - важный сигнал к международным партнёрам. Но документ по своей природе - рамочный: он фиксирует цели, но не автоматически решает проблемы локальной экологии и городской безопасности.

Что происходит в городах: факты и свидетельства

Ситуация в ноябре-декабре 2025: резкий эпизод смога в Узбекистане, столица возглавила рейтинг самых загрязненных городов в мире. AQI находятся в «опасной» зоне, публичные сообщения врачей, педагогов и предпринимателей о хронических симптомах, массовые покупки очистителей воздуха, обсуждения о миграции семей.

Публичные записи и местные СМИ фиксируют: пик загрязнения совпал с периодом инверсии; однако есть и системные причины, формировавшиеся годами.

Публичный голос и примеры: в социальных сетях врачи, педагоги и жители писали о планах переехать, о страхе за здоровье детей, о хронических бронхитах и покупке очистителей воздуха. Эти свидетельства - важный социологический индикатор: экологический кризис теперь имеет прямую экономическую и демографическую проекцию.

Системная реконструкция причин кризиса

Статистическая картина: город, который рос быстрее, чем его климатическая ёмкость

За последние годы Ташкент развивался темпами, значительно превышающими климатическую и экологическую устойчивость региона. Масштабный рост автопарка, строительства и промышленности совпал с резким ухудшением климатических условий — засухами, снижением скорости ветра и изменением розы ветров. Количество автомобилей в Ташкенте выросло на 50%, выбросы — на 40%, строительство жилья — более чем в 7 раз.

Природные и климатические факторы

Один из факторов — это то, что в городе долгое время не наблюдалось существенных осадков. 

Если в октябре 2024 года выпало 46 мм осадков, то в октябре 2025 - всего 1 мм. Это один из самых низких показателей за последние 170 лет, он близок к рекордно засушливому 1917 году.
Влияние на качество воздуха оказало и ослабление силы ветра. 

Если в 1950−80-х годах средняя скорость ветра в Ташкенте составляла 1,7 м/с, то в 2011- 2024 годах этот показатель снизился до 1,3 м/с. Это усиливает эффект накопления загрязнений.
Немалый вклад в загрязнение воздуха внес и промышленный сектор.

В январе-сентябре 2025 года промышленный рост Узбекистана составил около 6,8% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, при этом на долю Ташкента пришелся самый большой объем продукции в стране. 

Строительный сектор вырос более чем на 14%. 
 

Если в 1991-2016 годах ежегодно строилось в среднем 2200 квартир, то в 2017-2023 годах было построено уже 15,8 тысячи. В 2024 году было построено уже 22,5 тысячи квартир.

Количество автомобилей в столице также быстро растёт. С 2020 года оно увеличилось с 417 тысяч до 624 тысяч на сегодняшний день. Рост составляет 50%.

Объём выбросов в атмосферу в Ташкенте и Ташкентской области увеличился с 345 тысяч тонн в 2016 году до 486 тысяч тонн в 2024 году. Рост составил 40%.

Политологический анализ - Юрий Саруханян

Политолог Юрий Саруханян рассматривает ноябрьский смог как логичный итог системных управленческих провалов, а не природного форс-мажора. Он выделяет три ключевых сюжетных линии:

1. «Бытовые проблемы возвращают власть на землю». Когда власть сосредоточена на «великих проектах», именно простая, ежедневная реальность — воздух, вода, дороги — разрушает любые пропагандистские конструкции. Смог стал тем фактором, который разоблачил разрыв между государственным самопиаром и реальными обязанностями.

2. Смог - это следствие, а не причина. По Саруханяну, грязный воздух — проявление глубинного кризиса городского управления: отсутствия генплана, бесконтрольной застройки, хаоса в строительных нормах, вырубки деревьев, неработающей инфраструктуры и решений, переведших теплицы на уголь. Всё это накапливалось годами, прежде чем вылиться в катастрофу.

3. Система предпочитает «приносить жертвы», а не решать проблемы. Вместо устранения корней кризиса власть часто выбирает жёсткие меры против «удобных виноватых» — то теплиц, то отдельных чиновников, то строителей — без реформирования самой системы. После временных мер и кратковременного улучшения всё возвращается на круги своя.

Саруханян подчёркивает: кризис воздуха — это не уникальный случай, а часть общего паттерна, проявляющегося в скандалах с вырубкой деревьев, насилием, энергетическими сбоями. Законы природы нельзя отменить указами, и никакая пропаганда не изменит объективную реальность.

Гидрологический и урбанистический взгляд - Хуршида Якубова (гидролог)

По словам гидролога Хуршиды Якубовой, Ташкент находится в системе негативной обратной связи:

-Город стоит на лёссе - сверхпылеобразном субстрате; лёсс без влажности и зелени даёт массовые взлёты пыли.

-Система арыков (открытые каналы) была частично разрушена/закрыта, что привело к потере испарительного увлажнения и естественного «кондиционирования».

-Зеленый каркас города сокращается: вырубка взрослых деревьев, замена их саженцами, уплотнение застройки и исчезновение ветровых коридоров.

-Инженерные сети не успевают за ростом плотности: вода, газ, теплоснабжение и электроэнергия работают в предаварийном режиме.

Вывод Якубовой: Ташкент вошёл в фазу, где локальные микроклиматические и инфраструктурные ошибки создают взаимоускоряющийся коллапс — требуется восстановление арыковой сети, зеленых коридоров и пересмотр генплана с учётом розы ветров.

Экспертное мнение (Светлана Хан, архитектор-градостроитель, в отставке)

По словам архитектора-градостроителя Светланы Хан, значительная часть пылевых выбросов в Ташкенте связана не только с природными факторами, но и с человеческой деятельностью. Лёсс, который часто называют «естественным» источником пыли, в действительности попадает в воздух преимущественно в результате строительных работ: земляные разработки, использование тяжелой техники и нарушение поверхностного слоя превращают плотную породу в мелкодисперсную пыль, которую природа не успевает перерабатывать.

Кроме того, существенный вклад, по её словам, дают цементные заводы вокруг города и бетонные узлы, расположенные непосредственно на строительных площадках. Они создают устойчивый фон пылевых выбросов, который накапливается в городской среде.

Хан также обращает внимание на новый потенциальный источник загрязнения - широкое применение базальтовой теплоизоляционной ваты. В условиях высоких летних температур связующие вещества в этом материале могут быстро разрушаться, а частицы — попадать в воздух. Этот материал используется в больших объемах, однако его влияние на качество воздуха, растения и животных, по её словам, изучено недостаточно.

Наконец, она предполагает, что сочетание пылевых выбросов и высотной застройки может способствовать формированию плотного «колпака» загрязнений над городом, который препятствует нормальной циркуляции воздуха. Это может частично объяснять наблюдаемое снижение скорости ветра и ослабление городских вентиляционных потоков.

Научное подтверждение антропогенной природы смога - климатолог Эркин Абдулахатов

Климатолог Эркин Абдулахатов подчёркивает: хотя природная пыль усиливает запылённость воздуха, именно антропогенные выбросы стали токсичными и опасными для здоровья. Симптомы, о которых сообщают жители (жжение в груди, кашель, слезотечение, головные боли), связаны не с природной пылью, а с продуктами сгорания угля, транспорта и промышленности, которые «в условиях инверсии превращаются в ядовитую смесь».

По его словам, Ташкент переживает второй самый засушливый год за 170 лет, что усиливает подъем пыли.

Однако, исключительно сочетание засухи и антропогенного загрязнения создало кризис. Также, ученый объясняет, что при высокой концентрации CO₂ происходит его частичный переход в CO (угарный газ), что опасно для населения.

Эти выводы усиливают тезисы: смог 2025 года — не природная катастрофа, а результат управленческих ошибок и накопленных антропогенных выбросов.

Разрушение розы ветров - официальное признание

Абдулахатов подтверждает ключевой вывод экспертов: хаотичная высотная застройка уничтожила ветровые коридоры Ташкента.

Ранее ветры выдували загрязняющий воздух в сторону Янгиюля и далее — в пустынную зону. Сегодня, со слов климатолога, Ташкент потерял воздушные коридоры, ветер ослаб — он больше не способен продувать город. Столица превратилась в локацию, куда ветер дует со всех сторон, но нигде не выходит.

Это официальное признание того, что городская застройка стала фактором экологического риска, а не нейтральным элементом.

Трансграничные выбросы: влияние теплиц Казахстана

Абдулахатов вводит важный региональный контекст: часть загрязнения в Ташкенте имеет трансграничное происхождение.

По его словам, в южном Казахстане тысячи теплиц работают только на угле - дешёвом и некачественном.

Также, мпутниковые данные фиксируют «чёрный дым», идущий со стороны Казахстана. Эти воздушные массы, со слов климатолога,«напрямую воздействуют на Ташкент».

Это подчёркивает необходимость региональной климатической кооперации (Казахстан - Узбекистан) в рамках реализации NDC 3.0.

Если указ не будет выполнен полностью, проблема не уменьшится

Климатолог подчёркивает: сам указ президента не решит проблему, если его положения останутся частично или выборочно выполненными - что уже неоднократно происходило с экологическими документами.

Эта цитата отражает ключевой вывод статьи: без исполнения и ответственности ни один климатический документ — ни NDC 2.0, ни NDC 3.0 - не будет работать в реальности.

Предпринимательский анализ - Дмитрий Середин

Предприниматель Дмитрий Середин даёт «пошаговую» реконструкцию: кладём вместе строительный бум без генплана, блокировку розы ветров высотной застройкой, перевод теплиц и ТЭЦ на уголь в 2022–2023 гг., массовый ввоз автомобилей на низкокачественном топливе и с удалёнными катализаторами, вырубку взрослых деревьев и строительную пыль — получаем «слоёный пирог ошибок», который в 2025 выдал катастрофический смог.

Экономическая и институциональная критика - Юлий Юсупов

Экономист Ю. Юсупов подчёркивает: ключевую роль сыграли админрешения (отключение от газа, перевод на уголь), принятые без компенсаций и без учёта экспертных предупреждений. Он указывает на отсутствие механизмов ответственности — никто не компенсировал убытки тепличников, никто не понёс последствий за ухудшение здоровья населения.

Общий вывод: это - не только экологическая, но и институциональная ошибка: слабые механизмы регулирования, отсутствие наказаний для нарушителей, несоответствие тарифной и промышленной политики задачам экологической безопасности.

Официальное признание причин смога ещё в 2024 году

Ещё в январе 2024 года Министерство экологии публично признало все ключевые источники загрязнения воздуха в Ташкенте. В ведомстве заявили, что вокруг столицы «вместо зелёного кольца образовалось серое»

- плотный пояс теплиц, перешедших на уголь и дающих масштабные выбросы сажи. 

Согласно анализу министерства, количество теплиц еще в 2024 году с 2019 по 2024 гг. увеличилось в 2,5 раза (в Ташкентской области - в 2 раза). 

Минэкологии также фиксировало резкий рост потребления угля и мазута на ТЭЦ, увеличение числа автомобилей до 4,6 млн, ежедневный поток до 1 млн машин в Ташкент, вырубку 49 тысяч деревьев, отсутствие генплана и взрывной рост строительства (+5400 объектов за пять лет). То есть основные причины кризиса были известны задолго до смога 2025 года — и официально подтверждены государством.

Что обещали власти - и что получилось через год

В январе 2024 года Минэкологии представило масштабный план «безотлагательных мер», куда вошли десятки пунктов — от запрета Аи-80 и мазута до вывода промышленных зон, установки тысяч датчиков мониторинга, фильтров на теплицах, озеленения городской территории и введения моратория на строительство.

Однако через год после этих обещаний, в ноябре–декабре 2025 года, Ташкент возглавил глобальный рейтинг самых загрязнённых городов мира по версии IQAir, достигнув показателя AQI 453 — уровня ( по некоторым районам регистрировали свыше 900 AQI), классифицируемого как чрезвычайно опасный. 

Этот контраст показывает, что принятые меры либо оказались недостаточными, либо не затронули ключевые источники загрязнения, о которых предупреждали независимые эксперты.

Теплицы, энергетика и локальные источники загрязнения

Ключевой элемент - «тепличное кольцо» вокруг столичной агломерации. Массовая конверсия теплиц и части промышленности на уголь в период энергетического дефицита привела к образованию локальных очагов сжигания низкокачественного топлива. Уголь высокого зольного остатка, покрышки и другие твёрдые топлива дают взрывной рост PM и чёрного дыма — особенно опасно в условиях инверсии.

Переход «туда‑обратно» (с газа на уголь, затем частичная конверсия обратно) — дорогостоящ и создаёт долговую нагрузку на агробизнес; при этом локальные внешние издержки (здоровье, загрязнение) — остаются некомпенсированными.
 
Качество воздуха vs удельные выбросы ПГ: объясняем разницу

NDC ориентирован на сокращение удельных выбросов CO₂ (интенсивности), то есть экономическую метрику.

Качество воздуха (PM2.5, NOx, SO₂) - это локальная проблема, напрямую влияющая на здоровье. Страна может показать улучшение «на бумаге» по тоне CO₂ на единицу ВВП и одновременно терпеть ухудшение качества воздуха в мегаполисах.

Вывод: NDC 3.0, если останется только макроэкономическим документом, не даст защиты от эпизодов смога. Нужно дополнить документ явными, измеримыми KPI по качеству воздуха и механизмами мониторинга и ответственности.

Транспарентность, общественное участие и семинары (обращение к BTR/CBIT)

27 июня 2025 года в Ташкенте прошёл публичный семинар по вопросам NDC 3.0 и двухгодичных отчётов по транспарентности (BTR), организованный Узгидрометом при участии ФАО, профильных министерств, научных институтов и НПО. Семинар — положительный знак: он создаёт платформу для согласования индикаторов и обучения. Но практический эффект — в связке «семинары - дорожные карты - финансирование - исполнение».

Ноябрьский-декабрьский смог 2025 показывает: обсуждений было недостаточно, или их выводы не были связаны с оперативными шагами по защите здоровья населения.

Социальные последствия: миграция, здоровье, неравенство

Доказательная база: публикации, петиции и посты в соцсетях,обращение жителей в международные организации, рост спроса на очистители воздуха, сообщения о хронических бронхитах. Это конвертируется в реальные решения: некоторые семьи всерьёз рассматривают переезд, квалифицированные кадры (врачи, педагоги) думают о выводе семей — утрата человеческого капитала станет долгосрочным ударом по экономике.

NDC 3.0 должен учитывать не только абстрактные экономические метрики, но и непосредственные социальные последствия, включая механизмы компенсации и адаптации для уязвимых групп.

Конкретные требования к NDC 3.0

Рекомендации эко-аналитика Павла Волкова: развитие экологической культуры и предотвращение системных ошибок

Павел Волков подчёркивает, что достижение целей NDC 3.0 невозможно без глубокой перестройки экологической культуры, образования и общественного поведения. Его рекомендации дополняют технические и институциональные меры следующими ключевыми направлениями:

1)Экологическое образование и культура с раннего возраста - внедрение обязательных уроков экологической грамотности в школах; обучение школьников практическим навыкам: как сажать деревья, ухаживать за зелёными насаждениями, беречь городскую природу;просветительские программы для взрослых через медиа, районные центры, ННО.

2)Формирование культуры устойчивого потребления - популяризация вторичного потребления, переработки, покупки товаров из recycled-материалов;объяснение населению пользы отходораздельного сбора и повторной переработки; развитие экологичного предпринимательства на основе переработки.

3)Сокращение зависимости от автомобилей на топливе - формирование ценности «меньше машин — чище воздух»;продвижение велосипедов, пешей мобильности;реформирование и удешевление общественного транспорта так, чтобы он стал привлекательной альтернативой авто;поощрение отказа от личного автомобиля как акта экологической ответственности.

4)Охрана и профессиональный уход за деревьями - (запрет варварской обрезки, регламенты, сертификация arborists, запрет на выполнение работ неквалифицированными силами и публичный реестр посадок/вырубок).

5)Включить обязательные индикаторы качества воздуха (PM2.5/PM10/NOx/SO₂) с целями по снижению и публичным мониторингом в реальном времени по основным городам.

6)Привязать финансирование к KPI: международная и национальная поддержка выделяется на проекты с жёсткими KPI по качеству воздуха и прозрачной отчётностью.

7)Механизмы ответственности: штрафы и уголовная ответственность для системных нарушителей; публичные «дорожные карты» с ответственными и сроками.

8)Программа замены отопления в тепличном секторе: кредиты на тепловые насосы/учиcтку; компенсаторные программы для фермеров, чтобы предотвратить перевод на уголь.

9)Городская политика по генплану и ветровым коридорам: запрет точечной высотной застройки в ключевых ветровых траекториях; зелёные коридоры; обязательная экологическая экспертиза.

10)Транспортная декарбонизация: запрет на сернистое топливо стандарта Евро‑2, программы по модернизации автопарка и восстановление катализаторов; стимулирование общественного транспорта.

Общественное недоверие и кризис легитимности экологической политики

Ноябрьский смог стал не только экологической, но и коммуникационной катастрофой.

Под новостями о новых мерах Комитета по экологии тысячи граждан оставляли комментарии, демонстрирующие глубокое институциональное недоверие. Люди прямо указывают: все то, что власти сегодня называют «срочными мерами», граждане годами просили сделать заранее — остановить хаотичную застройку, защитить деревья, прекратить засыпание водоёмов, бороться со стихийными свалками и незаконными выбросами.

Цитаты жителей:

«Где были ваши рабочие группы, когда нам вырубали деревья и засыпали озера? Когда годами добывали гравий прямо в русле рек?» — комментарий жительницы Ташобласти

«Мы писали, требовали, умоляли отменить хаотичную застройку. А теперь нам рассказывают очевидные истины». — комментарий Е. Муминовой

«Почему ваши сотрудники годами отправляли формальные отписки? Почему мусор жгут в Кибрае прямо сейчас?» — комментарий жителя Кибрая

Граждане подчёркивают, что обращения игнорировались годами, ответы ведомств были формальными и не содержали реальных действий, жалобы якобы были «анонимные», нарушения в сфере строительства, озеленения, гравийной добычи и обращения с отходами продолжались бесконтрольно.

Как реагируют другие государства - и как отреагировал Узбекистан

В дни, когда индекс AQI в Ташкенте превышал 400, столица Узбекистана формально продолжала жить в обычном режиме: школы, университеты и рабочие места оставались открытыми, проводились публичные мероприятия, несмотря на многочисленные обращения жителей в соцсетях.

Для сравнения: при аналогичных показателях в Тегеране власти закрывают учебные заведения, переводят сотрудников на дистанционную работу и вводят ограничения на движение транспорта. В одном из городов Казахстана школьников, в связи со смогом, тоже переводили на дистанционное обучение.

На этом фоне особенно показателен официальный ответ Ташкентского городского управления экологии на юридический запрос. В письме от 28 ноября 2025 года ведомство заявило, что текущий уровень загрязнения «не оказывает серьёзного влияния на здоровье человека» — несмотря на то, что международная классификация AQI относит такие показатели к категории «особо опасно» (Hazardous), где риск для здоровья считается максимальным даже при кратковременном воздействии.

Этот разрыв между международными нормами и официальной позицией подчёркивает ключевую проблему: отсутствие системы реагирования на экстремальные эпизоды загрязнения воздуха и игнорирование рисков для населения, включая детей.

Практические шаги оперативного реагирования (короткая дорожная карта на 100 дней)

Чтобы остановить острый кризис и снизить нагрузку на население, необходимо

Объявить временный мораторий на сжигание биомассы и отходов во всей столичной агломерации. Жесткий контроль топлива для теплиц, перевод школ и детских садов, отапливаемых углем, снова на газ;

Запустить мобильные пункты здравоохранения и бесплатные маски для уязвимых групп;

Финансировать программу замены котлов и ухода за зелёными насаждениями в зонах риска.

Эти шаги не решат системных задач, но снизят давление на здоровье людей в краткой перспективе.

Заключение

NDC 3.0 - шанс для Узбекистана не просто продемонстрировать международную амбицию, но и защитить людей внутри страны.

Чтобы это произошло, документ должен выйти за рамки макро‑экономических целей и включать жёсткие, локальные, измеримые меры по качеству воздуха, водным ресурсам и городской адаптации.

Иначе декларации останутся красивыми словами, а жители будут продолжать дышать тем, что официальные отчёты не считают «углеродными метриками».
 

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал