Курсы валют от 16/06/2025
$1 – 12760.21
UZS – 0,43%
€1 – 14704.87
UZS – 0,0%
₽1 – 160.08
UZS – 0,55%
Поиск
Узбекистан 16/06/2025 Мирзиёев: «Проблемы не ждут указаний — ждут решений».

Мирзиёев: «Проблемы не ждут указаний — ждут решений».

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Под председательством Президента Шавката Мирзиёева состоялось видеоселекторное совещание, посвященное результативности проводимых реформ, состоянию дел в регионах и поиску решений волнующих население вопросов.

За прошедшие пять месяцев промышленное производство в нашей стране выросло на 6,4%, экспорт увеличился на 18%, объём иностранных инвестиций — на 46%. Введены в эксплуатацию более 2,5 тысячи новых производственных мощностей общей стоимостью 3 миллиарда долларов, а 2 миллиона 400 тысяч человек получили стабильный источник дохода.

Однако в мире вновь вспыхнул новый очаг конфликта, который, по словам президента, окажет влияние не только на Ближний Восток, но и на наш регион. В случае дальнейшей эскалации могут серьёзно пострадать торговые связи и логистические маршруты, которые только начали восстанавливаться после пандемии.

«Потребность в мире, справедливости и уважении к человеческому достоинству становится как никогда актуальной.

Поэтому каждый хоким должен заранее видеть возможности и риски в своём регионе, а министры — в своей отрасли. Не дожидаясь указаний, необходимо проявлять инициативу и работать проактивно.

Самое главное — усилить диалог с населением и бизнесом, оперативно решать волнующие их вопросы. Это и есть основная задача каждого руководителя», — заявил Президент нашей страны.

Глава государства дал критическую оценку существующей практике управления на местах.

В каждом районе работают более 40 различных организаций, где занято в среднем по 500 человек. У всех этих структур есть свои областные управления и руководители.

Однако, как отметил Президент, некоторые районные учреждения даже для решения самых простых вопросов вынуждены обращаться за разрешением сначала в область, а затем — в республиканские органы.

Например, в центре Кумкургона железнодорожный шлагбаум, который закрывается 20 раз в день, создаёт пробки для 8 тысяч автомобилей. Если бы его просто перенесли на 200 метров, проблема была бы решена. Но ни районный, ни областной хоким не имеют на это полномочий — нужно получать разрешение у "Ўзбекистон темир йўллари".

Другой пример — половина железной дороги "Термез–Сариосиё" не электрифицирована. Из-за этого тепловозы тратят 3 часа на путь, который электровоз преодолевает за 1,5 часа. В результате большинство людей предпочитают передвигаться на автомобилях.

По словам главы государства, если бы предложения от хокимов районов и местных жителей были услышаны и этот участок был полностью электрифицирован, можно было бы обеспечить безопасное и удобное сообщение 10 районов с Термезом.

Однако Министр транспорта Илхом Маҳкамов и председатель «Ўзбекистон темир йўллари» Зуфар Нарзуллаев были раскритикованы за проявленную безучастность к этим вопросам.

Всего 10% средств, поступающих от услуг водоснабжения и канализации, остаются на уровне районов. Однако, как отметил Президент, из-за отсутствия заранее подготовленных материалов, аварии, которые можно было бы устранить за 2–3 часа, затягиваются на 4–5 дней. Материалы закупаются только после возникновения аварии.

«Районные организации считают себя “контролёрами”, а не предоставляющими услуги, чтобы облегчить жизнь людей!», — подчеркнул Президент.

Например, в карантинном отделе Кумкурганского района работают 8 инспекторов, которые занимаются только поиском недостатков и выдачей сертификатов на экспорт, но не оказывают услуг по фумигации.

А отдел экологии в этом районе ограничивается лишь контролем за вырубкой деревьев, но не предлагает решений, куда и какие саженцы высаживать в рамках программы «Яшил макон», и не определяет источники финансирования.

На заседании было отмечено, что затягивание выполнения реформ связано с тем, что ответственные в правительстве, включая министров, не уделяют должного внимания дисциплине и порядку.

В частности, в поставках сжиженного газа наблюдаются перебои длительностью до 60–70 дней. Особенно тяжёлая ситуация в Андижанской и Сурхандарьинской областях, где 70% обращений граждан связано именно с этой проблемой.

«Если в жаркую погоду столько проблем с газом, то чем люди зимой будут варить пищу? Это последнее предупреждение для руководителей: пусть найдут решение за две недели — иначе пусть сами освободят своё место», — заявил Президент.

Обсуждён был и вопрос повышенного потребления электроэнергии в связи с наступлением жаркой погоды. Хотя лето началось сравнительно прохладно, в ближайшие недели ожидается рост температуры и потребления электроэнергии.

Два месяца назад был создан Агентство по энергоэффективности, которому из бюджета было выделено 100 миллиардов сумов.

Теперь Министерству энергетики и Агентству поручено сформировать списки работников министерств, хокимиятов и госкомпаний, чьё ежемесячное потребление превышает 500 кВт·ч. Этим гражданам будет оказана помощь в переходе на энергоэффективные технологии через «зелёные» кредиты на ремонт или субсидии. При необходимости возможна выдача ссуд из внебюджетных фондов.

За счёт этих мер до конца года на энергоэффективные системы должны перейти не менее 100 тысяч домохозяйств с высоким потреблением энергии.

Президент напомнил, что на прошлой неделе было утверждено новое постановление, согласно которому, чтобы не допустить резкого роста цен на мясо, молоко, мясо птицы и яйца, а также вывести предприятия из «тени», государство будет возвращать половину суммы НДС в виде кэшбэка.

Ответственным лицам было сделано строгое предупреждение: «Кэшбэк не должен задерживаться ни на один день».

Кроме того, глава государства обратился и к хокимам: «Предупреждаю и хокимов — по новой системе цена на мясо, молоко, мясо птицы и яйца должна быть стабильной. Кто с этим не справится — уйдёт с должности»,
— подчеркнул Президент.

Ещё одной темой обсуждения стала проблема невыполнения судебных решений. Было отмечено, что количество жалоб на несвоевременное исполнение судебных актов остаётся высоким.

В частности, в прошлом году одно из каждых пяти решений, направленных в Бюро принудительного исполнения, не было исполнено, что подверглось серьёзной критике.

На прошлой неделе в рамках форума в Ташкенте зарубежные инвесторы проявили ещё больший интерес к вложениям в Узбекистан — были подписаны торгово-инвестиционные соглашения на сумму 30,5 миллиарда долларов.

В рамках программы текущего года также запланировано привлечение ещё 26,5 миллиарда долларов инвестиций, при этом подчёркнуто, что до 1 сентября безусловно должны быть запущены 35 крупных проектов на общую сумму 3,3 миллиарда долларов.

Отмечено, что ряд инфраструктурных проектов в сферах дорожного строительства, водоснабжения и электроэнергетики, реализуемых за счёт средств международных финансовых организаций, затягиваются на 3–5 лет.

Например, если бы вовремя было прекращено проведение повторных тендеров по проекту строительства логистических центров, на который в 2019 году был получен заём в 197 миллионов долларов от Азиатского банка развития, то не пришлось бы выплачивать 200 тысяч долларов процентов по кредиту за проект, который даже не начался.

Аналогично, если бы вовремя обеспечили финансирование процентов по займам в размере 6 миллионов долларов, привлечённым на проекты в сфере водоснабжения, экологии и сельской инфраструктуры, ни один проект не был бы задержан.

На совещании критически рассмотрена деятельность Инспекции по контролю Администрации Президента.

«Зачем Инспекции по контролю Администрации Президента были даны такие полномочия? Чтобы понравиться министрам? Почему она, вместо того чтобы просто передавать наверх то, что ей говорят, не проводит самостоятельного изучения проблем и не вносит предложения о наказании виновных?», — заявил Глава нашего государства.

Учитывая выявленные недостатки и проблемы в её деятельности, было принято решение о немедленном расформировании Инспекции по контролю при Администрации Президента.

В связи с этим обозначено, что будет создана абсолютно новая система для усиления исполнительской дисциплины и более эффективной работы с обращениями граждан.

С этого момента ответственность за исполнительскую дисциплину возлагается на Счётную палату, полномочия которой будут существенно расширены.

Теперь Счётная палата будет отслеживать не только целевое расходование бюджетных средств, выделенных по решениям правительства,
но и оценивать эффективность принятых мер и уровень удовлетворённости населения.

Председатель Счётной палаты ежемесячно будет анализировать результаты исполнения решений, выявлять слабые звенья, неэффективных руководителей и неработающие системы, а также представлять свои предложения непосредственно Президенту.

Счётной палате поручено в течение одного месяца запустить по всей республике электронный портал “Народный контроль”, который ранее успешно зарекомендовал себя в городе Ташкенте.

Через этот портал жители смогут направлять фото- и видеообращения по проблемам в сфере строительства, благоустройства и инфраструктуры, указывая точный адрес через мобильное приложение.

Решение проблемы также должно сопровождаться фотоотчётом.
В зависимости от скорости и качества решения таких обращений будет осуществляться ежедневная оценка деятельности хокимов.

Эта система станет единой платформой для обращений граждан, к которой будут подключены все министерства, ведомства и хокимияты.

«Система народных приёмных тоже превратилась из механизма, слышащего голос народа и решающего его проблемы, в “диспетчерскую”, просто перенаправляющую обращения в госорганы», — заявил Президент нашей страны.

В частности, в прошлом году 55% обращений, направленных через Виртуальную приёмную и народные приёмные, не были решены положительно.

Из-за того, что проблемы не решаются, всё чаще граждане высказываются через социальные сети.

Наибольшее количество жалоб в соцсетях связано с правоохранительными органами, судами, хокимиятами, системой образования и экологией. Почти в тысяче обращений содержалась просьба о личной встрече с Президентом.

«Особенно в Ташкенте и Бухаре увеличилось количество жалоб на должностных лиц. Когда хокимы последний раз анализировали эти обращения? Если министры и хокимы не дают людям ответа, к кому тогда обращаться народу?
Каждое обращение — это за ним стоит судьба человека, его боль и надежда. Об этом мы не имеем права забывать!», — подчеркнул Глава государства.

Учитывая выявленные недостатки в системе, было отмечено, что все сотрудники Народных приёмных с сегодняшнего дня будут освобождены от занимаемых должностей, а их места займут самоотверженные и способные решать проблемы кадры.

Отныне Народными приёмными будут руководить лично хокимы областей и районов.

Хокимы начнут каждый рабочий день непосредственно в приёмных, выслушивая проблемы и заботы населения.

«Хокимы должны чётко понять: отныне недопустимо откладывать проблему, возникшую сегодня, на потом. Никаких перенаправлений обращений — каждое из них должно решаться здесь и сейчас, на месте», — заявил Президент.

Для этого будут расширены полномочия хокимов районов. Им также будут предоставлены дополнительные ресурсы для решения актуальных вопросов населения.

Президент проанализировал проблемы в ряде сфер и обозначил конкретные пути их решения.

С начала года для обеспечения водой 867 махаллей, отнесённых к категории «тяжёлых», было выделено 1,4 трлн сумов. Благодаря этим мерам впервые за последние 25–30 лет вода дошла до 80 тысяч гектаров приусадебных участков, принадлежащих 662 тысячам домохозяйств.

Однако было отмечено, что население не обучается выращиванию высокодоходных культур и сбору урожая 2–3 раза в сезон.

«Если на каждый сум, вложенный в подачу воды на приусадебный участок, будет создана продукция хотя бы на 2–3 сума, то 662 тысячи семей смогут дополнительно за сезон заработать по 5–6 миллионов сумов!», — подчеркнул глава государства.

В качестве примера он привёл Каракалпакстан: на обеспечение водой 89 махаллей там было направлено 150 млрд сумов.

Ответственным лицам поручено создать систему, позволяющую получить с этих приусадебных участков дополнительную продукцию на сумму 350–400 млрд сумов.

На инфраструктуру 1 156 драйверных проектов (по 5 в каждом районе) было выделено 300 миллиардов сумов.

Однако выяснилось, что по 27 проектам в Бухарской и 22 — в Навоийской областях строительство так и не началось. Также было отмечено, что в Джизакской, Кашкадарьинской, Ферганской и Ташкентской областях реализация проектов отстаёт от графика на 1–2 месяца.

Кроме того, на ускоренное развитие 16 районов было направлено по 70 миллиардов сумов на каждый. Хотя на первом этапе было уже выдано 336 миллиардов сумов, хокимы Чимбая, Асаки и Чартакского района в течение трёх месяцев неоднократно меняли собственные проектные предложения, за что были подвергнуты критике. Также были указаны на отставание в реализации проектов в Сирдарьинском, Яккабагском районах и городе Янгиюль.

Хокимы были предупреждены, что в случае отсутствия результатов выделенные средства будут изъяты.

Для внедрения современных агротехнологий в выращивание, хранение и переработку плодовоовощной продукции, а также для увеличения экспорта, в 16 районах были созданы компании «Agrostar», которым выделено 300 миллиардов сумов. Банки также начали предоставлять этим компаниям ресурсы в размере по 10 миллионов долларов.

Однако в 5 из этих районов объёмы экспорта фруктов и овощей не выросли, а наоборот, снизились по сравнению с прошлым годом. Президент задал прямой вопрос:
«Если по всем направлениям компаниям Agrostar обеспечены необходимые ресурсы, то когда начнутся реальные результаты?»

От хокимов требуют увеличения производства продовольствия и экспорта. Однако большая часть земель в районах — это лесные и пастбищные угодья, находящиеся в ведении республиканских организаций. Из-за отсутствия полномочий хокимы районов не могут использовать не засаженные деревьями лесные территории для выращивания продовольствия.

В целом было отмечено, что огромный резерв в обеспечении продовольственной безопасности составляет 16 миллионов гектаров пастбищ и 12 миллионов гектаров лесных земель, которые пока используются недостаточно эффективно.

Президент подчеркнул: «Имея такие ресурсы, мы могли бы полностью покрыть внутренние потребности в мясе и выйти на экспорт!»

Премьер-министру поручено взять этот вопрос под контроль, в течение месяца рассчитать, сколько лесных и пастбищных земель можно передать населению для выращивания продуктов и кормов, а также выставить эти участки на аукцион. Кроме того, поставлена задача — обеспечить оборотные средства для фермеров и животноводов, получающих данные земли.

В первом полугодии было запланировано обеспечить занятостью 2 миллиона 600 тысяч человек и вывести 722 тысячи граждан из бедности.

Однако, несмотря на наличие необходимых ресурсов и условий, в 15 районах план по трудоустройству выполнен не полностью. Речь идёт о следующих районах: Муборак, Бўстан, Вабкент, Мархамат, Фергана, Зангиота, Дустлик, Чартак, Караузак, Уйчи, Ханабад, Янгибазар, Паркент, Арнасай и Учкуприк.

Отмечено, что если хокимы этих районов не выйдут на выполнение плана в течение трёх месяцев — все будут освобождены от должности.

Также было указано на слабую работу по выводу населения из бедности в городах Учкудук, Ангрен и в Карманинском районе.

С начала года поступления в бюджет в регионах выросли на 26 процентов. Однако в Республике Каракалпакстан, Джизакской, Кашкадарьинской и Хорезмской областях рост даже не дотянул до среднереспубликанского уровня.

Налоги на землю, имущество и воду остаются в распоряжении местного бюджета. Но 70–80 процентов времени сотрудников налоговой тратится исключительно на обход домов и сбор именно этих налогов.

«Разве это не то же самое, что тратить 2 сумa ресурса ради сбора 1 сума налога?

На самом деле, если бы руководство Налогового комитета, а также областные и районные налоговики выступали на телевидении, в газетах, в социальных сетях и объясняли, что уплата налогов — не просто обязанность, а конституционный долг, то люди бы сами платили налоги!

Если бы налоговик в махалле тратил своё время не на хождение по домам, а на расширение налоговой базы, поступления увеличились бы в разы», — сказал Президент.

Ответственным лицам поручено разработать новый механизм сбора налогов на землю, имущество и воду в разрезе махаллей.

В нашей стране 1 024 махалли отнесены к категории «тяжёлых», в 1 294 махаллях зафиксирован рост преступности, а в 1,5 тысячи — увеличение числа разводов. Больше всего «тяжёлых» махаллей находится в Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областях.

На сегодняшний день выборы состоялись в 8 481 махалле. В 3 590 из них избраны новые председатели, а в 4 891 — переизбраны прежние.

Отмечено, что Ассоциации махаллей необходимо обучить председателей махаллей и «группы из семи» работать по-новому. В целом подчёркнуто, что в системе махаллей накопилось немало проблем, и после завершения выборов они будут рассмотрены отдельно.

За последние семь лет на строительство и ремонт дорог было выделено 61 трлн сумов, основная часть которых направлена на международные и республиканские дороги. Однако 75–80 процентов дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом происходит именно на этих дорогах.

Особо отмечено недовольство населения качеством общественного транспорта и пробками.

Ещё одно частое недовольство граждан — это размещение дорожных камер. Они работают исключительно на фиксацию нарушений и выписку штрафов. Подчёркнуто, что камеры должны служить управлению транспортными потоками, снижению аварийности и заторов.

Подвергнута критике медленная работа по правильной разметке перекрёстков, нанесению линий и дорожных знаков, а также переходу светофоров на «умное» управление.

Указано, что, несмотря на то, что презентация по внедрению регулирования движения на основе искусственного интеллекта в столице проводилась давно, реального результата до сих пор нет.

Подвергнута критике ситуация, когда в Ташкенте и областных центрах ни один хоким не занимается поиском свободных участков для создания зелёных зон, мест отдыха на свежем воздухе, спортивных площадок и фонтанов.

Жители также выражают недовольство тем, что существующие спортивные и детские площадки, а также зелёные зоны между домами передаются под застройку.

К примеру, было поручено закрепить прилегающие к многоквартирным домам территории за управляющими компаниями. Однако решением хокима Ташкента от 5 мая кадастрово оформлены только участки под зданиями 9 802 многоквартирных домов.

«Цель одна — продать оставшиеся участки предпринимателям под строительство! Где контроль исполнения поручения? Где сила закона?», — заявил Президент.

Заместителю Генерального прокурора С.Самадову и министру юстиции А.Тошкулову поручено совместно с агентствами «Узбеккосмос» и Кадастр провести инвентаризацию: если где-либо зелёные зоны, спортивные или детские площадки были переданы под другие нужды, — всё должно быть выявлено и возвращено.

Также поручено изучить решения хокимов о передаче прилегающих территорий управляющим компаниям и отменить те, что противоречат закону.

«Важно чётко понять одну вещь: если районное звено не будет работать эффективно, никакие указания сверху не помогут достичь поставленных целей»,
– заявил Президент.

В качестве примера было отмечено, что из-за того, что зарплата сотрудников в районах в 3–4 раза ниже, чем в министерствах, в районах наблюдается высокая текучесть кадров.

Хотя на районного хокима возложено около 500 функций на основании более 100 законов и постановлений, он не знает более половины из них. Причина в том, что сам хоким и его заместители тратят 40% времени на проведение совещаний.

У хокима нет полномочий по распределению штатной численности районных организаций, поощрению хороших руководителей и замене неэффективных. Штатная структура нижнего звена не соответствует задачам социально-экономического развития территории.

Ни одно ведомство, ответственное за комплексное развитие района, не способно разработать и представить хокиму программу целей и планов на 3–5 лет, все заняты лишь выполнением текущих заданий.

В результате в некоторых районах не могут найти даже проект на уже выделенные ресурсы.

В связи с этим было принято решение о том, что в районном звене изменятся как методы работы, так и система управления.

До конца года эта система будет полностью внедрена в Сурхандарьинской области, а также в 15 районах и городах, обозначенных как приоритетные для интенсивного развития: Кунгирот, Чимбой, Асака, Гиждуван, Галлаарал, Яккабог, Хатирчи, Чортоқ, Булунгур, Сирдарё, Кува, Шовот, Хазарасп, Маргилан и Янгийуль. В Ташкенте — в Бектемирском районе.

За внедрение новой системы будут отвечать Администрация Президента, представители Правительства и хокимы областей.

Президент также разъяснил новую систему на примере Сирдарьинского района.

В частности, районные подразделения 9 министерств, отвечающих за комплексное развитие, будут переданы в систему хокимията. Это — министерства экономики и финансов, инвестиций, сельского хозяйства, занятости, строительства, экологии, культуры, дел семьи и женщин, а также дел молодёжи.

Хоким получит право самостоятельно распределять штат между хокимиятом и этими 9 ведомствами, решать, сколько сотрудников должно работать в каждом из них, а также принимать и увольнять работников.

Увеличатся и собственные источники доходов Сирдарьинского района. К примеру, часть поступлений от административных и финансовых штрафов, пени по налоговым проверкам, компенсации за потерю сельхозземель, арендные платежи за лесные участки, а также часть доходов от оказания государственных услуг — всё это останется в распоряжении района.

Это обеспечит району дополнительно около 12 миллиардов сумов в год.

Теперь у хокима будет четыре заместителя. В зависимости от приоритетов развития района сам хоким будет определять направления их деятельности.

Например, хоким Сирдарьинского района рассматривает туризм, сферу услуг и логистику как основные драйверы на ближайшие три года. Поэтому его первый заместитель по экономике будет одновременно отвечать за эти три направления. Ему будет поручено 10 чётких задач, каждая из которых будет обеспечена финансовыми ресурсами.

Аналогично, для хокима и трёх других его заместителей будут установлены конкретные задачи с соответствующим финансированием.

Если хоким и его заместители полностью выполнят KPI, объём финансирования на следующий год будет увеличен на 10–15 процентов. В противном случае финансирование не увеличится, а ответственный руководитель будет освобождён от должности.

Хоким Сирдарьинского района создаст «Штаб реформ», в состав которого войдут сотрудники 9 ведомств, представители Торгово-промышленной палаты, банков, налоговой службы, кадастра, а также ведущие предприниматели.

«Штаб реформ» в течение трёх месяцев разработает трёхлетнюю программу, охватывающую по 38 махаллям района проекты, инфраструктуру, источники финансирования и кадровые вопросы. На её основе будут утверждены программы бюджета, инфраструктуры, производства, сферы услуг, инвестиций и занятости на следующий год.

В зависимости от результатов этот новый подход будет внедрён по всей республике с будущего года.

Ещё одно важное нововведение — с 1 августа во всех областных и районных хокимиятах будут повышены заработные платы, работникам будет начисляться ежемесячная надбавка и дополнительные бонусы в зависимости от их эффективности.

«Но, как говорится, хлопок слышен, только если ударяют обеими руками.
С теми сотрудниками, кто не справится с возложенными задачами, будут приняты меры.
Вот тогда все начнут работать дисциплинированно и по плану.

Хокимы областей и районов, их заместители, министры, руководители банков — пусть хорошенько запомнят: по итогам полугодия я буду спрашивать жёстко, кто что сделал, без прикрас», – подчеркнул в завершение своей речи Президент.

Были заслушаны отчёты советников Президента, членов Правительства, министров и хокимов.

#Шавкат Мирзиёев  
Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал