Мирзиёев: качественное образование — ключ к сильной экономике и будущему страны — UzDaily.uz
Курсы валют от 09/09/2025
$1 – 12439.41
UZS – -0,65%
€1 – 14583.96
UZS – -0,34%
₽1 – 151.87
UZS – -1,19%
Поиск
Мирзиёев: качественное образование — ключ к сильной экономике и будущему страны

Мирзиёев: качественное образование — ключ к сильной экономике и будущему страны

Мирзиёев: качественное образование — ключ к сильной экономике и будущему страны

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев провёл видеоселекторное совещание, посвящённое реализации реформ в сфере образования и задачам на будущее.

«Развитие экономики, будущее нашей страны и наших детей зависит исключительно от образования и учителя. С первого дня нашей работы я говорю: образование, образование, образование, учитель, учитель, учитель», — отметил глава государства.

Было подчеркнуто, что созданы значительные условия для достойной работы педагогов: строительство и оснащение детских садов и школ, привлечение иностранных специалистов, внедрение современных учебников и образовательных программ, и эти меры будут продолжены.

«Однако каждый хоким районов и областей, а также руководители детских садов, школ, техникумов и вузов должны точно осознавать одну истину:

Чтобы люди жили хорошо, наша экономика должна быть сильной! Для этого нужны новые товары, новые услуги, новые технологии! Добиться этого мы можем только через качественную систему образования! Другого пути нет!

Понимая эту истину и ежедневно трудясь, руководитель, несомненно, добьётся изменений и результатов в своём районе, детском саду, школе, техникуме или вузе», — подчеркнул Президент.

На совещании также отметили, что необходимо готовить квалифицированные кадры в соответствии с инвестициями и открывающимися новыми предприятиями.

За прошедший период для учителей введено более 10 дополнительных надбавок к зарплате.

«Обратите внимание: сегодня более 60 тысяч учителей, работавших над собой, получают зарплату 10–12 миллионов сумов. Когда такое было?» — сказал Президент.

С этого месяца зарплата директоров школ, заведующих детскими садами и их заместителей превысила 10 миллионов сумов. Из 1,5 тысячи школ, перешедших на новую систему оценивания, 300 показали положительный результат, и за это весь коллектив получает надбавку до 40%.

«Мои слова о том, что когда-нибудь зарплаты учителей достигнут тысячи долларов, за три года стали реальностью», — отметил глава государства.

С начала этого года наши школьники завоевали 195 медалей на международных олимпиадах по наукам. На премии им выделено 10 миллиардов сумов, а их наставникам — 3,5 миллиарда сумов.

В более чем тысяче школ, где задействованы специалисты по иностранным языкам, количество учащихся, получивших сертификаты, выросло за год в 2,5 раза.

«Да, в дошкольном и школьном образовании происходят изменения, программы работают, есть результаты. Но ответственные за профессиональное и высшее образование ещё полностью не поняли содержание образовательных реформ», — отметил Президент.

По этой причине объявлено об освобождении от должности всех заместителей министра высшего образования, науки и инноваций — первого заместителя Шохруха Далиева и заместителей Отабека Махкамова и Сарвархона Бузрукхонова.

Кроме того, в связи с переходом на другую работу освобождены директор Национального агентства по обеспечению качества образования при Администрации Президента Адхам Худайкулов и директор Агентства инновационного развития при Министерстве высшего образования, науки и инноваций Шароф Раджаббаев.

Президент подчеркнул, что теперь министры дошкольного, школьного и высшего образования, науки и инноваций, их заместители и хокимы должны работать превентивно и проактивно, добиваясь серьёзных изменений во всех направлениях образования.

В этом году планируется увеличить количество мест в детских садах на дополнительные 182 тысячи, из которых 82 тысячи придётся на новые детские сады.

Было подвергнуто критике, что хокимы районов не продумывают, за счёт чего будут созданы оставшиеся места.

Например, в 118 детских садах 255 помещений простаивают, нуждаясь в ремонте. Или строительство и ремонт 8 детских садов в отдельных районах затягивается уже 2–3 года.

В Чимбое, Галлаарале, Кызырыке и Бойсунде по одному детскому саду до сих пор не отремонтированы. В Дехканабаде, Сариасие, Бустонлыке и Нурафшоне строительство одного нового детского сада ещё не завершено.

Хокимам областей и районов поручено до 1 ноября отремонтировать и оборудовать помещения в 118 детских садах, а также полностью ввести в эксплуатацию 8 детских садов; в противном случае им грозят соответствующие меры.

В ходе открытого диалога с предпринимателями в 80 районах были объявлены льготы для открытия детских садов.

Было подчеркнуто, что необходимо эффективно использовать этот механизм для увеличения числа мест в детских садах.

Во всех районах Кашкадарьи за два года количество мест в детских садах и школах в частном секторе и у иностранных партнёров увеличилось в три раза. Хокимам областей поручено изучить этот опыт.

В целом установлено требование, чтобы охват детскими садами в каждом районе составлял не менее 80%. Для этого хокимам областей и районов поставлена задача находить свободные участки, выводить их на аукционы и совместно с Министерством дошкольного и школьного образования планировать строительство детских садов там, где есть свободные места.

Ответственным лицам поручено принять трёхлетнюю программу по созданию детских садов на свободных участках с участием частного партнёрства или инвестиций, предоставлять субсидии новым частным детским садам и внедрять механизм частичной оплаты зарплаты воспитателей.

В течение года строится 2 тысячи многоквартирных домов, четверть из которых расположена в микрорайонах «Новый Узбекистан».

В таких микрорайонах уже имеется опыт открытия частного детского сада на 100 мест на первом этаже домов в районах Бектемир и Янгиҳаёт.

Было подчеркнуто, что все хокимы районов и городов должны внедрять подобный опыт в своих территориях.

Теперь льготы, объявленные для 80 районов в ходе открытого диалога, будут предоставляться предпринимателям, открывающим детские сады на первых этажах новых многоквартирных домов.

Ответственным лицам поручено разработать порядок организации детских садов в строящихся многоквартирных домах.

«Для повышения охвата мы создаём все условия, но в детские сады должен войти новый дух, новые методики, а потенциал воспитателей должен соответствовать этим изменениям», — отметил Президент.

В летний период квалификация 118 тысяч воспитателей была повышена, однако этого признано недостаточным.

По этой причине с нового учебного года в педагогических вузах для воспитателей со средним специальным образованием будет внедрена форма обучения «1+5» (1 день учёбы, 5 дней работы) на уровне бакалавриата. Это позволит ежегодно привлекать в детские сады около 10 тысяч специалистов с высшим образованием.

Было подчеркнуто отсутствие единого подхода к качеству образования и воспитания между частными и государственными детскими садами.

В связи с этим в следующем году в каждом регионе будут созданы опорные детские сады «Новое поколение», оказывающие методическую поддержку для повышения педагогического мастерства воспитателей.

Ответственным поручено разработать проект детского сада «Новое поколение», отходя от старых и однотипных подходов, с использованием новых методов.

Следующий вопрос повестки заседания касался школьного образования.

Было отмечено, что 74 тысячи учащихся из отдалённых районов до сих пор добираются в школу на расстояние 5–7 километров.

Хокимы Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей детально подошли к решению этого вопроса, выделили средства и организовали бесплатное автобусное сообщение в 100 школах. Хокимы Самаркандской и Джизакской областей также выступили с инициативой за месяц обеспечить автобусное сообщение в 100 таких школах.

Было подчеркнуто, что это служит примером для остальных районов.

В течение трёх лет для одарённых учеников было создано 201 специализированная школа. Однако в 12 из них строительные и ремонтные работы ещё не завершены.

Соответствующим хокимам областей дано поручение завершить работы до конца года.

С прошлого года в первых классах введены уроки информационных технологий. Со следующего учебного года для старших классов будут введены занятия по искусственному интеллекту.

Для этого необходимо оснастить 2 тысячи классов компьютерами и 6 300 интерактивными досками. Ответственным поручено предусмотреть необходимые средства в государственном бюджете на следующий год.

Для создания условий для одарённых учеников в регионах будут открыты филиалы специализированных школ: по информационным технологиям — школы им. Аль-Хорезми, по инженерии — школы им. Мирзо Улугбека, по естественным наукам — школы им. Ибн Сино.

Теперь все эти школы будут напрямую закреплены за региональными техническими университетами. Выпускники, показавшие высокие результаты, будут зачисляться сразу на второй курс этих университетов.

В 2026 году в Узбекистане впервые среди стран Центральной Азии пройдут два престижнейших международных олимпиады — по химии и информатике.

Премьер-министру поручено взять под контроль все организационные вопросы по проведению этих олимпиад на высоком уровне в столице.

Цифровизация более десяти услуг в детских садах и школах резко сократит уровень коррупции в этой сфере.

Вместе с тем приём учащихся в школы и посещаемость детсадов ещё полностью не переведены на цифровую платформу.

Например, из-за отсутствия точного определения микрорайонов в 144 районах 8 тысяч школ продолжают принимать учеников по старой системе, а в детских садах табели сотрудников ведутся на бумаге.

Ответственным поручено до конца года точно определить микрорайоны всех школ в 144 районах. Отмечено, что к следующему учебному году все услуги в школах и детсадах должны быть полностью переведены в цифровой формат.

На днях Президент ознакомился с единой концепцией воспитания молодого поколения.

Теперь будет создана национальная модель воспитания по возрастным категориям. Она обеспечит формирование у детей современных компетенций наряду с воспитанием в духе национальных ценностей.

Первым шагом в этом направлении с нового учебного года во всех детсадах, школах и вузах каждое понедельник проводятся уроки «Час будущего».

На этих занятиях детям современными методами передаются общечеловеческие и национальные ценности, идеи патриотизма и реформ в Новом Узбекистане, адаптированные к условиям технологической эпохи.

В связи с этим Центр развития детского контента совместно с учёными Национального института педагогики им. Кори Ниёзий будет создавать интересные видеоролики.

Созданный контент будет регулярно размещаться на платформе «Национальное воспитание» и освещаться на телеканалах.

На днях Президент подписал решение о выводе внеурочного образования на новый уровень и организации содержательного досуга учащихся.

На базе 219 местных «Школ гармоничного поколения», спортивного общества «Ёшлик», Центра молодёжи и Организации детей Узбекистана будут созданы республиканские, региональные и районные центры «Будущее».

Центры «Будущее» будут тесно сотрудничать со школами, организовывать целевые мероприятия и привлекать учащихся в кружки по инженерии, науке, культуре, искусству, чтению, спорту и экологии.

Отмечено, что все школы будут охвачены этой системой. В каждой средней школе будет введена должность наставника. Наставники будут формировать кружки по языкам, профессиям, инженерии, творчеству, искусству и спорту с учётом способностей и интересов учащихся.

Заместители директора по воспитательной и образовательной работе совместно с классными руководителями и школьными психологами будут сопровождать учеников с отрицательными изменениями в поведении, помогать им преодолевать трудности в учёбе и семье.

Местные молодёжные лидеры будут ответственны за организацию содержательного досуга учащихся вне школы.

Самое главное, что теперь в школах формируется «цифровое портфолио» учащихся по достижениям в кружках, спорте, волонтёрской деятельности и олимпиадах, которое отображается в электронных сертификатах.

«Меня беспокоит вопрос — создать условия, чтобы наша молодёжь осваивала профессии и получала стабильный доход. Если мы правильно организуем этот процесс, в районах не останется бедных и безработных», — отметил Президент.

Во время визита Президента в Китай был сформирован пакет перспективных проектов на 35 миллиардов долларов с участием десятков крупных компаний в сферах энергетики, геологии, химии, транспорта, сельского хозяйства и водного хозяйства.

Подчеркнуто, что для реализации таких проектов нужны тысячи специалистов, владеющих технологиями и китайским языком. Для внедрения опыта Китая в подготовку кадров поручено открыть в каждом регионе по две «Мастерские Узбекистан — Китай».

Для обучения китайскому языку в вузах, техникумах и школах будут приглашены более 100 носителей языка и волонтёров.

«У нас есть 598 техникумов, которые могут принять 450 тысяч учащихся. Это огромный ресурс, возможности и условия для молодёжи.

Однако в этом году 608 тысяч учеников окончили 9-й класс, а в техникумы поступает только 182 тысячи.

С этого момента год будет посвящён обучению молодёжи профессиям», — сказал Президент.

Ответственным поручено совместно с хокимами областей и районов на базе опыта Президента и специализированных школ в этом году создать современную профессиональную среду в 598 техникумах по международным стандартам.

В целом хокимам областей и районов поручено в следующем учебном году обеспечить охват техникумами не менее 50% выпускников 9-х классов, а также дополнительно ещё 200 тысяч учащихся.

Для ведения этой работы на единой политической основе создаётся Агентство профессионального образования.

С этого года система формирования квот при поступлении в вузы будет строиться на основе потребностей инвестпроектов в кадрах.

Теперь по заказу инвестора в техникумах будут целенаправленно готовить специалистов. Программы обучения в техникумах могут быть изменены до 30% в соответствии с запросом инвестора.

Предприятия, внедрившие дуальное обучение с техникумами, будут получать льготные кредиты.

При этом отраслевые объединения сообщили о проблеме: они не могут подготовить кадры по требованиям своих членов-работодателей, из-за чего страдают предприятия, а техникумы не знают, чему обучать.

Ответственным поручено совместно с новым агентством до конца года разработать стандарты и требования для нужных профессий на предприятиях отрасли.

Во время заседания были заслушаны отчёты ответственных за отрасль и регионы, проведён диалог с руководителями образовательных организаций.

#Шавкат Мирзиёев  
Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал