Министр иностранных дел Узбекистана предложил создать под эгидой ООН Контактную группу по Афганистану
«Позвольте очень коротко остановиться на некоторых, на наш взгляд, важнейших аспектах обсуждаемой на сессии Генеральной Ассамблеи ООН повестки дня», - отметил глава МИД Узбекистана.
«Первое. В наши дни, в век глобализации и стремительно изменяющейся обстановки и роста напряженности и противостояния во многих регионах мира, на повестку дня все более настойчиво выдвигается необходимость поиска нестандартных, неординарных решений для преодоления кризисных ситуаций и войн, продолжающихся вот уже многие десятилетия», - отметил он.
«К большому сожалению, вместо того, чтобы глубоко вникать и своевременно разрешать возникающие проблемы и противостояния в тех или иных регионах мира, находить подлинные причины их возникновения, сосредоточить внимание мирового сообщества на то, чтобы не допустить их разрастания до масштабных кризисов и войн, упускается самое главное – время. Что влечет за собой огромные жертвы, огромные ресурсы», - заявил Камилов.
«Приведу отдельные примеры. Еще в 1993 году Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов, выступая на 48-й сессии Генассамблеи ООН, заострил внимание мирового сообщества на необходимости срочного урегулирования афганской проблемы в условиях неделимости региональной и глобальной безопасности, уважения национальных и религиозных прав народа Афганистана, имея в виду не допустить разрастания конфликта в масштабную гражданскую войну, превращения проблемы Афганистана в больную, жгучую проблему, над которой бьется сегодня все мировое сообщество», - сказал он.
«Трудноразрешимые проблемы могут сложиться в связи с предстоящим выводом из Афганистана миротворческих сил АЙСЕФ до конца 2014 года и передаче ответственности за обеспечение стабильности в стране вновь создаваемым афганским силам безопасности», - подчеркнул он.
«Представляется сегодня очевидным, что такое развитие событий может привести к росту противоборства между противостоящими силами в самом Афганистане и вокруг него, росту экстремизма и радикализма, дальнейшему увеличению наркотрафика, повышению напряженности в целом регионе», - добавил он.
«В складывающейся ситуации наиболее приемлемый путь решения афганской проблемы – это создание Контактной группы под эгидой ООН с участием стран – соседей Афганистана, а также США, НАТО и России», - отметил глава МИД Узбекистана.
«Главной целью их усилий должно стать достижение компромисса и согласия между враждующими силами и формирование на этой основе коалиционного правительства, представляющего основные этно-национальные и религиозные группы Афганистана, вовлеченные в военно-политическое противостояние», - сказал министр.
«Об этом узбекская сторона неоднократно заявляла на саммитах НАТО в Бухаресте в 2008-м и Чикаго в текущем году, а также на саммите ООН по Целям развития тысячелетия в 2010 году в Нью-Йорке», - отметил Камилов.
«Республика Узбекистан всегда проводила и будет впредь проводить добрососедскую и дружественную политику в отношении Афганистана. Узбекистан строит отношения с ИРА на двусторонней основе, с учетом национальных интересов обеих стран, уважая при этом выбор, который сделает афганский народ относительно будущего своей страны», - сказал глава МИД.
«Сегодня Узбекистан оказывает всемерное содействие в восстановлении мирной жизни ИРА. Помощь, уже оказанная соседней стране, включает в себя строительство мостов и автомобильных дорог, стратегически важной железнодорожной линии Хайратон – Мазари-Шариф, соединяющей Афганистан с государствами Центральной Азии, а также бесперебойное обеспечение Кабула электроэнергией. Узбекистан играет ключевую роль в Северной распределительной сети, обеспечивая ее стабильное и эффективное функционирование», - сказал он.
«Второе. В современном мире в условиях изменения климата и ухудшения экологической обстановки в глобальном масштабе, обеспечение разумного, рационального использования водных ресурсов становится все более злободневной проблемой. Подтверждением тому является растущий дефицит пресной воды, необходимой для обеспечения продовольственной безопасности и, в целом, жизнедеятельности человечества», - отметил глава МИД Узбекистана.
«В этой связи хотелось бы высказать принципиальный подход Республики Узбекистан к этим проблемам, имеющим жизненно важное значение для всех государств Центральной Азии», - отметил он.
«По нашему глубокому убеждению, все вопросы водно-энергетической проблематики в нашем регионе, где основными источниками водных ресурсов и жизнедеятельности проживающих здесь миллионов людей, являются такие крупнейшие трансграничные реки, как Аму-Дарья и Сыр-Дарья, должны рассматриваться в соответствии с общепризнанными нормами международного права, закрепленными в Конвенциях ООН «Об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер» от 17 марта 1992 года и «О праве несудоходных видов использования международных водотоков» от 21 мая 1997 года», - сказал глава МИД.
«Эти документы требуют соблюдения принципов ненанесения ущерба окружающей среде и интересам сопредельных государств при использовании ресурсов трансграничных рек», - заявил Камилов.
«Именно поэтому Узбекистан призывает руководствоваться этими принципами и нормами для поиска взаимоприемлемых компромиссных решений. Мы выступаем за то, чтобы все проекты по строительству гидротехнических сооружений в верховьях бассейнов Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи были подвергнуты международной авторитетной экспертизе под эгидой ООН и в обязательном порядке согласованы со странами низовья. И только после согласования приступить к строительству предусматриваемых двух практически самых крупнейших плотин в мире – Рогунской, высотой 350 м. в верховьях Аму-Дарьи и Камбаратинской ГЭС-1 в верховьях Сыр-Дарьи, высотой 275 м. При этом в горной местности, где сейсмичность составляет 9-10 баллов по шкале Рихтера», - заявил он.
«В соответствии с международными требованиями необходимо четкое выделение приоритетов в использовании воды. Ограниченные водные ресурсы региона должны, в первую очередь, использоваться для удовлетворения питьевых и санитарных нужд, и только затем для обеспечения продовольственной безопасности, экологических нужд и нужд промышленности и энергетики», - подчеркнул глава МИД.
«Третье. Узбекистан остается приверженным сохранению мира, стабильности и безопасности в регионе. Эта принципиальная позиция закреплена в Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан, разработанной по инициативе Главы узбекского государства», - отметил он.
В частности, в ней заложены следующие важные положения:
- Республика Узбекистан оставляет за собой право заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования, а также выходить из них, руководствуясь высшими интересами государства, народа, его благосостояния и безопасности, приоритетными направлениями модернизации страны, действующим национальным законодательством и принятыми международными обязательствами.
- Узбекистан проводит миролюбивую политику и не принимает участия в военно-политических блоках, оставляет за собой право выхода из любого межгосударственного образования в случае его трансформации в военно-политический блок.
- Республика Узбекистан принимает политические, экономические и иные меры по предотвращению своего вовлечения в вооруженные конфликты и очаги напряженности в сопредельных государствах, а также не допускает на своей территории размещения иностранных военных баз и объектов.
- Вооруженные Силы Республики Узбекистан не принимают участие в военных операциях за рубежом.
- Главным приоритетом внешнеполитической деятельности Узбекистана является регион Центральной Азии, с которым связаны его жизненно важные интересы. Проблемы Центральной Азии должны решаться самими государствами региона без вмешательства внешних сил. Узбекистан неизменно остается приверженным проведению открытой, доброжелательной и прагматичной политики в отношении своих ближайших соседей, выступает за решение всех насущных политических, экономических и экологических проблем региона на основе взаимного учета интересов, конструктивного диалога и норм международного права.
«Мы возлагаем большие надежды на Организацию Объединенных Наций как универсальную, не имеющую аналогов в мире структуру, способную обеспечить безопасность, стабильность и поступательное развитие, в том числе нашего региона. Узбекистан готов продолжить эффективное сотрудничество с ООН и ее специализированными структурами для достижения этих высоких и благородных целей», - сказал он.