Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – В настоящее время население Узбекистана составляет более 35 млн. человек, 2,8 млн из которого составляют дети от 3 до 7 лет. Ежегодный прирост населения составляет 800 000 детей.
Организация дошкольного образования подразделяется на следующие типы: дошкольные образовательные организации общего типа для детей 3-7 лет, дошкольные образовательные организации для детей с особыми образовательными потребностями для детей 2-7 лет и бесплатная обязательная одногодичная подготовка к начальному образованию для детей 6 лет.
В нашей стране ведется масштабная работа по охвату детей 3-7 лет дошкольным образованием.
В частности, если просмотреть по годам, то в 2017 году дошкольным образованием охвачены 708,247 детей (27,7%), в 2018 году – 932,310 детей (37,7%), в 2019 году – 1,413,290 детей (52,3%), в 2020 году – 1,699,566 детей (60,9 %), по состоянию октябрь 2021 года – 1,829,328 (64,9%) детей в возрасте от 3 до 7 лет. Следовательно, можно увидеть, что процентные показатели растут из года в год.
Кроме того, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года» к 2030 году планируется обеспечить охват детей дошкольным образованием на 80,8% от 3-х-7 лет.
Согласно статистическим данным, расходы государственного бюджета на развитие данной сферы растут из года в год. Доля расходов государственного бюджета на образование по отношению к ВВП увеличилась с 15,5% в 2017 году до 21,8% к 2021 году.
В рамках Госпрограммы на 2018-2021 годы построено и реконструировано 1447 дошкольных образовательных учреждений, освоено 4 690,5 млрд сумов капитальных вложений.
Из которых:
В 2018 году - 991,2 млрд сумов; (В 3,7 раза больше, чем в 2017 году)
В 2019 году - 1585,6 млрд сумов;
В 2020 году - 1286,5 млрд сумов;
В 2021 году - 900,0 млрд. сумма.
В результате этих мероприятий было сдано в эксплуатацию
1447 дошкольных организаций общей мощностью 201 396 мест
(92 новых, 1324 реконструированных, 31 капремонт) и дополнительно создано
57 593 новых мест. В том числе:
- 15 830 мест за счет нового строительство;
- 30 405 мест за счет реконструкция пустующих зданий;
- 25 963 мест за счет реконструкция действующих ДОО.
Об организации разработки проектной документации по объектам Инвестиционной программы на 2022 год.
Согласно Протоколу Кабинет Министров Республики Узбекистан № 130 от 8 сентября утвержден первичный адресный перечень проектов строительства, реконструкции, капитального ремонта и оснащения дошкольных учреждений.
Согласно утвержденному адресному списку, запланирована строительство и реконструкция 212 объектов общей вместимостью 31 250 мест, в том числе строительство 25 новых, и реконструкция 187 ДОО. На эти цели направлено 1030,0 млрд. сумов.
В результате этих мероприятий будет создано дополнительно 13 275 мест (мест), в том числе 3 870 мест за счет строительство 25 объектов, 4 980 мест за счет реконструкции 36 пустующих зданий и 4 425 мест за счет увеличения вместимости 151 существующих ДОО.
Следует отметить, что в 2017-2021 гг. в сфере дошкольного образования принято 98 нормативно-правовой актов. Эти документы включают указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Кабинета Министров, а также ведомственные нормативно-правовые акты. По мере развития сектора растет потребность в увеличении количества дошкольных образовательных организаций.
В 2017 году в Узбекистане насчитывалось 5211 дошкольных образовательных организаций, к 2018 году - 7104, в 2019 году - 13 530, в 2020 году - 18 254, а в октябре 2021 года – 24 922. Из них 6 382 - государственные дошкольные образовательные организации и 18 540 - негосударственные дошкольные образовательные организации.
Продвигалась идея о том, что у учащегося, поступающий в первый класс системы общего среднего образования, должны быть базовые основы начального образования. Это, в свою очередь, означает охват дошкольным образованием 6-летних детей. Так, в 2018 году было охвачено 250,669 детей (44,8%), в 2019 году – 436,003 ребенка (69,1%), в 2020 году – 507,145 детей (77,0%), а в 2021 году – 567,129 детей (82,0%). Ожидается, что к 2025 году будет охвачено 744,532 ребенка в возрасте от 3 до 7 лет и данный показатель достигнет 100%.
Неоценима роль педагогов в системе дошкольного образования. Создаются условия для увеличения числа педагогов-воспитателей в системе.
И так, число педагогов воспитателей с высшим образованием в 2018 году составляло 23 272, в 2019 году - 34 180, в 2020 году - 37 тысяч, по состоянию на сегодняшний день в 2021 году - 40 457 человек. Это означает, что за последние 4 года этот показатель вырос с 27,6% до 31,8%.
Кроме того, увеличены квоты на поступление в высшие учебные заведения, создан филиалы университетов Пучон и РГПУ им. А.И. Герцена для подготовки специалистов в сфере дошкольного образования. В частности, трехлетняя программа бакалавриата позволит кратчайшие сроки подготовить специалистов в сфере дошкольного образования.
Государственная учебная программа «Илк кадам» разработана в соответствии с Государственными требованиями к развитию детей раннего и дошкольного возраста в системе дошкольного образования, а главное на основе международных стандартов. Известно, что в основе учебного процесса лежит познавательные игры. Кроме того, личные качества ребенка развиваются посредством игр, общения и социальных навыков. Что очень важно, в рамках государственной учебной программы «Илк кадам» в каждой дошкольной образовательной организации создано 5 развивающих центров, где педагоги-воспитатели обучают детей математике, искусству, науке и природе, языку и речи, сюжетно-ролевым играм.
Постановлением Кабинета Министров от 18.09.2019г. №ПКМ-786 «О мерах по реализации пилотного проекта по оказанию дошкольных образовательных услуг на базе мобильных групп» по всем регионам республики запущена деятельность мобильных дошкольных образовательных организаций под названием «Аклвой» на базе переоборудованных автобусов ISUZU, организованного при поддержке АК «Узавтосаноат», создано 65 автобусов, охвативших все регионы Узбекистана. Кроме того, для обеспечения безопасности и создания условий для игровой деятельности воспитанников мобильных групп построены 142 площадки, которые оборудованы всем необходимым игровым оборудованием и дидактическими материалами.
В целом, пилотным проектом было охвачено около 4 706 детей, которые ранее не были охвачены дошкольным образованием, преимущественно в труднодоступных и отдаленных районах республики. В свою очередь подобного рода инновационная альтернативная форма дошкольного образования позволит повысить качество и привлекательность предоставляемых дошкольных образовательных и воспитательных услуг.
Министерство дошкольного образования наладило сотрудничество в соответствующей сфере с Республикой Корея, Китайской Народной Республикой, Российской Федерацией, Японией, Сингапуром, Турцией, Польшей и другими странами. На сегодняшний день между Министерством дошкольного образования и зарубежными партнерами подписано 66 меморандумов и соглашений, направленных на развитие системы дошкольного образования в Республике Узбекистан. Также ведется работа с международными организациями и финансовыми институтами, как UNICEF, UNESCO, KOICА, JICA, TIKA, EXHT, Группа Всемирного банка, Саудовский фонд развития, «Россотрудничество». Для привлечения иностранных инвестиций в сферу дошкольного образования достигнуты международные договоренности на общую сумму в размере 141 млн долларов США. Эти инвестиции представлены в виде грантов, спонсорских средств, прямых иностранных инвестиций и кредитов под гарантии государства, достигнуты соглашения на предоставление 73,8 млн. долларов США от Республикой Корея, 21,7 млн долларов – от правительства США, 12 млн - Россия (Лукойл), 10.9 млн - Саудовский фонд развития и 4,3 млн от других организаций. Кроме того, министерством ведутся договоры с Исламским банком развития (30 миллионов долларов) и Кувейтским фондом арабского экономического развития (20 миллионов долларов) о привлечении иностранных инвестиций для расширения сети негосударственного дошкольного образования по реализации проектов на общую сумму 50 млн долларов США.
В 2019-2020 гг. Министерство дошкольного образование совместно с экспертами ВОЗ пересмотрели стандарты питания детей, включая нормативы и перечень продуктов питания, технологию приготовления блюд. С целью внедрения этих принципов в практику и обеспечения детям здорового питания была разработана Книга рецептов для дошкольных образовательных организаций, в которой мы постарались охватить ожидания родителей и потребности детей.
Необходимо отметить, что ключевые изменения в новых стандартах питания детей - это снижение уровня соли и сахара в рационе дошкольников, увеличение количества овощей и фруктов, и исключение вредных жиров из рациона детей. Также изменены физиологические нормы калорийности белков, углеводов и жиров (в том числе насыщенных/ненасыщенных), введены йодированная соль, клетчатка и микроэлементы.
Книга рецептов ломает устоявшиеся понятия относительно питания детей, например, компот или напитки могут быть без сахара, но вкусными и даже полезными, если они приготовлены из фруктов или сухофруктов; тыква может придать сладкий вкус каше или подаваться в качестве десерта, салат можно не солить, а заправить лимонным соком, использовать естественные красители, такие как сок свеклы, зелени или шпината. Представленные блюда являются здоровыми, питательными и привлекательными и даже веселыми.
Изучены виды организации питания и приготовленных по ним рецептов блюд в дошкольных учреждениях и с целью обеспечения норм и потребностей детей в питательных веществах и необходимых источниках энергии, белках, жирах, углеводах, витаминах и минералах, основных пищевых продуктах, их качественные характеристики, признаки низкого качества, все требования к их транспортировке, приему, хранению, безопасности, сырью, их составу, маркировке, питанию и применению всех этих принципов на практике и здоровье детей разработана книга «Рецепты блюд для детского сада «Аклвой ошпаз», презентация которой состоялась 1 июня 2021 года.