Курсы валют от 14/10/2025
$1 – 12149.55
UZS – 0,07%
€1 – 14087.40
UZS – 0,24%
₽1 – 150.44
UZS – 0,69%
Поиск
Изучен международный опыт применения ГЧП для развития железнодорожного сектора
Изучен международный опыт применения ГЧП для развития железнодорожного сектора

Изучен международный опыт применения ГЧП для развития железнодорожного сектора

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – Эксперты Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) изучили международный опыт применения государственно-частного партнерства (ГЧП) для развития железнодорожного сектора.

За годы независимости в Узбекистане были проведены крупномасштабные структурные и институциональные преобразования в транспортном секторе.

Для дальнейшего развития железнодорожная отрасль нуждается в дополнительных инвестициях, которые могут быть привлечены с помощью ГЧП.

Существует несколько определяющих факторов, связанных с подходом каждой страны к внедрению механизмов ГЧП.

Часто вкладом государственного сектора в ГЧП является доступ к земле для застройки.

В рамках Гонконгской программы Rail Plus Property Program государство предоставляло землю частным компаниям под строительство и эксплуатацию железнодорожных линий в обмен на право застройки земли вдоль железной дороги.

В Японии пригородное железнодорожное сообщение финансируется за счет земельных участков и прав на застройку – частные железные дороги в Японии фактически являются одновременно и компаниями по застройке, и железными дорогами. Некоторые японские железнодорожные компании владеют офисными зданиями, квартирами и спортивными стадионами и предоставляют услуги по доставке клиентов к этим объектам.

В России частные операторы имеют в собственности или арендуют подвижной состав, который они используют для обслуживания клиентов. Используя такие возможности рынка, частные операторы в России инвестировали более 20 миллиардов долларов в оборудование для железнодорожных перевозок. 

Франция была первой страной в Европе, которая использовала модель ГЧП для финансирования инвестиций в высокоскоростные железные дороги (ВСЖ). Использование ГЧП позволило значительно ускорить развитие французской сети ВСЖ по сравнению с тем, что она могла бы сделать с традиционным государственным финансированием.

Таким образом, для Узбекистана ГЧП может предоставить возможности для инвестиций, повышения эффективности эксплуатации и внедрения современных и чистых технологий на железнодорожных путях и вокзалах. 

ГЧП в сфере железнодорожного транспорта целесообразно внедрять в улучшение железнодорожной инфраструктуры, строительство новых и модернизацию существующих линий, создание условий и стимулов для обновления парка грузовых и пассажирских вагонов

Операционную деятельность вокзалов оптимально передать под доверительное управление частному лицу, который, исходя из определенных под дополнительные услуги участков, будет развивать вокзальный и привокзальный комплекс. 

Конкретный перечень дополнительных услуг должен формироваться на основе рыночного спроса по конкретному вокзалу путем привлечения частного капитала. При этом государство оставит за собой регуляторную функцию и обеспечит безопасное и комфортное движение пассажиров.

 

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал