Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Узбекский и арабский народы объединяют общие исторические, культурные и духовные ценности. На Арабском Востоке важным партнёром Узбекистана является Королевство Саудовская Аравия.
Истоки культурных связей наших народов берут начало ещё в середине VII столетия, когда арабские войска стали прибывать в Центральную Азию, которая в те времена была территорией с разными политическими и религиозными традициями.
По мнению узбекских учёных, благодаря миссионерской работе суфиев в Средней Азии началось быстрое распространение Ислама,но при этом, адаптированного к местным условиям и древним религиозным учениям.
Специалисты считают, с приходом Ислама в Центральную Азию начался активный период в развитии этой религии, так как люди приняли её не формально, а осознанно. Весь исламский мир с большим уважением упоминает Мухаммада аль-Бухари, Имама ат-Термизи, Имама аль-Мотуриди, которые входят в число наших известных соотечественников, прекрасно знавших Ислам, Священный Коран и сунну Пророка, мир ему и благословение.
Без преувеличения Мавераннахр стал одним из главных центров развития исламских наук и культуры и внёс большой вклад в развитие общечеловеческой и мусульманской цивилизаций.
Нижеследующие учёные и деятели нашей страны прочными узами, связывают народы Узбекистана и Саудовской Аравии.
Имам аль-Бухари (Абу Абдуллох Мухаммад ибн Исмаил ибн Иброхим ибрн Магийра ибн Бардазбех Жуафий Бухорий) родился 20 июля 810 г. в г. Бухаре.
Он зафиксировал около 600 тысяч хадисов Пророка, классифицировал их и логически проанализировал, разделив на «сахих» (достоверные) и «гайри сахих» (недостоверные). Имам аль-Бухари с уважением упоминается в исламском мире и среди мухаддисов как “Имам уль-Мухаддисин” (лидер всех мухаддисов).
Сборник, составленный Имамом Бухари, по сей день является первым важным священным источником после Корана.
Абу Мансур аль-Матуриди (870-944 гг.), великий теолог,который вошел в историю как ведущий исламский вероучитель, благодаря многим другим исключительным качествам, а также борец с религиозным невежеством через просвещение, является выдающейся личностью в исламском мире.
Абу Мансур аль-Матуриди – один из основателей школы Мотуриди, одной из двух основных ветвей суннитской веры.
О его жизни сохранилось очень мало сведений. Великий имам слова и искусный правовед был родом из селения Мотурид в Самаркандской области (находится в нынешнем Джамбайском районе). Своё религиозное образование Аль-Матуриди получил в Самарканде, который считался религиозным и образовательным центром Мавераннахра.
Аль-Матуриди считал своими учителями Абу Бакра Ахмада аль-Джужани, Абу Насра Ахмада аль-Ияди, великого учёного последователя Имама Азама, Наср ибн Яхья аль-Балхи и Мухаммада ибн аль-Фадла.
Трудно представить себе религию Ислам без учения о мотуридии. Особенно в нынешних условиях усилившихся процессов глобализации важны мнения, высказанные имамом аль-Матуриди несколько веков назад, и его взгляды на сохранение чистоты нашей святой религии.
Великий факих Али ибн Абу Бакр ибн Абд уль-Джалиль аль-Фаргани ар-Риштани аль-Маргинани родился 23 сентября 1123 г. в древнем городе Риштон. Он известен под именами Бурхан уд-дин и-Л-Милла и Бурхануддин аль-Маргинани. Слово «милла» означало, что он сторонник мусульманского права и традиций местных народов. Эти почетные титулы были удостоены ему не зря. По воспоминаниям его современников, он в совершенстве владел Священным Кораном, науками о хадисах, обладал глубокими познаниями в области исламской юриспруденции и создал несравненные шедевры в этой области.
Абуль Касим Махмуд ибн Умар Замахшари - выдающийся лингвист, историк, географ, литературный критик мусульманского мира. Родился в 1075 г. в г. Замахшаре в Хорезме.
Его работа “Аль-Муфассал”, посвящённая арабской грамматике, занимает второе место после “аль-Китаб” арабского учёного Сибавайха и по сей день является основным источником по изучению арабского языка.
Махмуд Замахшари написал около 50 работ по логике, грамматике, религии, литературе, литературоведению, педагогике, истории и географии. В исламском мире его считают “учителем всего мира", (“Устоз уль-араб ва-ль-Аджам”), «Славой Хорезма».
Многие свои произведения он создал в Мекке, поэтому получил почётное прозвище Жоруллох ("сосед Аллаха").
Интересные культурные связи Узбекистана и Саудовской Аравии прослеживаются и в нашей недавней истории.
Согласно источникам, в 1979 г. надпись и украшения на Золотых воротах Священной Каабы были написаны нашим соотечественником Абдурахимом Амином Бухари (1917-1993 гг.). Абдурахим Амин Бухари родился в 1917 г. на территории бывшего Кокандского ханства.
Эмигрировал в Саудовскую Аравию в начале 1920-х годов, получив известность в 1960-х годах как один из известных каллиграфов Королевства Саудовской Аравии.
В 1962 г. указом Короля Саудовской Аравии назначен руководителем предприятия по пошиву кисвы Священной Каабы.
Он работал на этом посту до выхода на пенсию в 1979 г. Также участвовал в проекте по созданию флага Саудовской Аравии.
Научное сообщество Саудовской Аравии хорошо знает нашего соотечественника, выдающегося дипломата Назира Туракулова. Назир Туракулович Туракулов родился в 1892 г. в Коканде в семье крупного торговца хлопком. Отец будущего дипломата был хорошо образованным человеком для своего времени. По настоянию матери он поступил в кокандскую школу джадидов, где преподавали арабский язык, основы и историю Ислама. В 1906 г. он окончил
русско-туземную школу в г. Коканде. В 1914-1916 гг. учился на экономическом факультете Московского коммерческого института.
В 1922-1926 гг. Н.Туракулов работал в Москве. Наряду с руководством Центральным издательством народов Советского Союза занимался научной и педагогической работой.
В ноябре 1927г. Н. Туракулов был назначен Полномочным представителем в Королевстве Хиджаз, Султанате Неджд и присоединённых к ним областях (ныне Королевство Саудовская Аравия).
Благодаря своему высокому профессиональному уровню и личному обаянию он заслужил искреннее уважение Короля
и правящей семьи. Король Абдель Азиз Аль Сауд называл Н. Туракулова «моим братом». Посол также был в хороших отношениях с сыновьями Короля, особенно с принцем Фейсалом бин Абдулазизом.
В 1932 г. Советский Союз с десятидневным визитом посетила делегация Саудовской Аравии во главе с принцем Фейсалом бин Абдулазизом. Без преувеличения, это было одно из главных политических достижений Н. Туракулова в качестве Посла.
За 8 лет он проделал грандиозную работу как руководитель дипмиссии атеистического государства, сблизив королевскую семью с народами СССР, особенно с его мусульманской частью.
С 1936 г. Н. Туракулов работал в Институте народов Востока в Ленинграде, Институте языка и письменности народов Востока в Москве и зарекомендовал себя как крупный филолог.
Он как автор "Русско-узбекского общественно-политического словаря", изданного в Ташкенте в 1922 г., занимался проблемой латинизации тюркских алфавитов, был автором проекта в этой области.
17 июля 1937 г. Н. Туракулов был арестован,обвинён в панисламской агитации и подстрекательстве к террору против советских государственных деятелей, приговорён к смертной казни и расстрелян.
Одним из важных факторов нашего культурно-гуманитарного сотрудничества является наличие арабской диаспоры в Узбекистане и узбекской диаспоры в Саудовской Аравии.
На протяжении почти четырнадцати веков узбекские арабы сохраняли свою идентичность, называя себя среднеазиатскими арабами или просто «арабами».
Хронологически можно выделить две волны миграции арабов: первая – приход в этот регион предков кашкадарьинских арабов, возможно, произошёл в VII-X веках.
Вторая волна прихода арабов в регион относится к XIV в. Согласно устным преданиям, предки бухарских арабов были заселены в регион Амиром Темуром.
Большинство из них проживает в Заравшанском районе, начиная от окраин Самарканда до рек Шерабад, Сурхан, Кафирнихон, Вахш, Кызылсув, Джилга.
Группа арабов также проживает в северо-восточной части Ферганской долины. В Бозском, Балыкчинском, Избосканском и Пахтаабадском районах Андижанской области арабы сохранили название «араб».
В настоящее время районами сосредоточения арабов являются Каршинский, Миришкорский и Косонский районы Кашкадарьинской области, Самаркандский, Пастдаргомский и Каттакорганский районы Самаркандской области, Гиждувонский район Бухарской области, Карманинский, Конимехский и Нуротинский районы Навоийской области.
Арабские национальные культурные центры были созданы в Кашкадарьинской области в 1992 г. и в Самаркандской области в 2018 г.
Среди известных представителей арабской этнической группы в Узбекистане особо выделяются агроном, экономист М. Саидов; писатель Х. Саидзода; писатели и поэты Б. Истамкулов, А. Ибрагимзода, Т. Искандари; доктор физических наук, профессор О. Гасанов; доктор исторических наук, профессор А. Чориев; доктор исторических наук, профессор Р. Раджабов.
Муродилла Саидов, выходец из арабского села «Джайнау» Кашкадарьинской области, удостоен высокого звания «Герой Узбекистана» и награждён орденом «Золотая Звезда».
По некоторым данным, численность узбеков в Саудовской Аравии составляет около 1 млн. человек. Большинство наших соотечественников – потомки узбеков, эмигрировавших в конце 20-х – начале 30-х годов XX в.
В основном это выходцы из Ферганской долины, а также Ташкента, Бухары, Самарканда, частично Ходжента, Оша,
Джалал-Абада, которых именуют «бухарцами».
Вторая группа узбеков в Саудовской Аравии – это те, кто бежал после ввода советских войск в Афганистан в 1978 г.
Их называют «афганскими узбеками». Они живут и работают под поручительством лиц, считающихся гражданами Саудовской Аравии.
Этнические узбеки эффективно интегрировались в местное саудовское общество, многие из них занимают видные государственные должности, в том числе дипломатические и военные.
Среди них Абдулваххоб Ахмед Бухари, много лет работавший заместителем министра образования и министром по делам Ислама; Абдуллаходжи Андижани - работал заместителем министра информации, послом Королевства в Турции и России.
В 80-х и 90-х годах XX в. послом Саудовской Аравии в Ливане, России и Марокко был Абдулазиз бин Мухиддин Ходжа, который также занимал должность министра информации и культуры Саудовской Аравии. Его предки были похоронены на кладбище Дахбед Самаркандской области в 1542 г. Посол Королевства в Японии в 2008-2015 гг., Абдулазиз бин Абду Саттар тоже из Туркестана (Узбекистана).
Наш соотечественник Муштак Маруф – глава отдела МИД Саудовской Аравии, Абдурахмонходжа – глава Центра изучения и охраны живой природы в Таифе, Мухаммад Али Момин – глава Секретариата Государственного комитета по стандартизации и измерениям, Мухаммад Ильяс Хоканди – ответственный сотрудник Министерства нефтяной промышленности, Абиджон Мухаммадджон Маргилани – нефтяник и крупный специалист газовой отрасли. Абдурахим Абдулазиз Маргилани ибн Сауд – филолог, Хабибулло Туркестани – экономист, потомок выходцев из города Коканда Абдулазиз Мухаммадамин Косим известный арабский журналист, писатель, автор книги «Узбекистан – страна мыслителей. Путешествие на родину Имама Бухари» и другие.
Среди наших соотечественников есть также военные генералы и генералы внутренних дел. Всего генералов-"бухари" более 20 человек.
За последние годы культурно-гуманитарные отношения между нашими странами поднялись на более высокий, качественно новый уровень. В 2019 г. более 21,5 тыс. граждан Узбекистана отправились в Саудовскую Аравию для совершения Умры и 7,2 тыс. чел. для совершения Хаджа. А с начала 2022 г. Умру совершили уже 37 тыс., а Хадж – 12 тыс. наших граждан.
В 2019 г. под эгидой Благотворительного фонда шейха Самира Наджара в многопрофильном медицинском учреждении Ферганской области было проведено 110 бесплатных операций на сердце. В сентябре 2020 г. подписано Соглашение о сотрудничестве между Ташкентским государственным университетом узбекского языка и литературы им. А. Навои и Саудовским электронным университетом.
В 2018 г. Центр исламской цивилизации и Международный исследовательский центр имама Бухари подписали Меморандум о взаимопонимании о сотрудничестве с Центром информации и арабо-российских исследований Саудовской Аравии.
Политика Нового Узбекистана направлена на расширение и углубление политических, экономических и культурных связей с зарубежными странами. Сегодня создаются перспективные возможности для дальнейшего развития отношений с Саудовской Аравией, имеющей глубокие исторические и культурные связи с Узбекистаном.
Алишер Сабиров
начальник отдела Международного института Центральной Азии,
кандидат исторических наук