Иран может заблокировать Ормузский пролив в ответ на удары США
Фото: Pexels/İrfan Simsar
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Иранские власти рассматривают возможность полного перекрытия Ормузского пролива — одного из ключевых маршрутов мировой нефтетранспортировки. Об этом заявил командующий военно-морскими силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР) контр-адмирал Алиреза Тангсири, подчеркнув, что пролив может быть закрыт уже 23 июня — в течение нескольких часов.
Эта угроза прозвучала на фоне авиаударов, нанесённых США по стратегическим ядерным объектам в Иране. Представитель КСИР предупредил, что если атаки на суверенитет страны продолжатся, Иран «будет вынужден перекрыть пролив полностью».
Советник верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи — Хосейн Шариатмадари — в свою очередь призвал к немедленному закрытию Ормузского пролива для судов США, Великобритании, Германии и Франции.
Иранский парламент также считает необходимым закрыть Ормузский пролив после ударов вооруженных сил США по ядерным объектам Ирана. Окончательное решение должен одобрить совет национальной безопасности.
Согласно данным международных навигационных сервисов, сразу после авиаударов США более 50 морских судов начали экстренно покидать акваторию Ормузского пролива, опасаясь обострения ситуации.
Ормузский пролив — стратегическая артерия, соединяющая Персидский и Оманский заливы. Через него ежедневно проходит около трёх процентов всей мировой нефти и свыше 90% нефти, экспортируемой из Персидского залива. Он жизненно важен для таких государств, как Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Ирак, Иран и Бахрейн.
По состоянию на 16:00 по минскому времени иранский парламент одобрил предложение о закрытии пролива. Однако окончательное решение должен утвердить Совет национальной безопасности Ирана.
По оценке аналитиков, даже частичное ограничение движения танкеров через Ормузский пролив может спровоцировать скачок мировых цен на нефть — до $110–130 за баррель.
Согласно данным исследовательской компании Vortexa, крупнейшим поставщиком нефти через Ормузский пролив является Саудовская Аравия — до 6 млн баррелей в сутки. Среди основных потребителей нефти с этого направления — Китай, Индия, Япония, Южная Корея, а также США, которые ежедневно получают около 700 тыс. баррелей, что составляет порядка 11% от их общего импорта нефти и 3% от объема потребления бензина.
На фоне возможной транспортной блокады Турция уже реализует альтернативные маршруты. Министр транспорта страны Абдюлькадир Уралоглу напомнил о проектах «Средний коридор» и «Путь развития», которые позволят доставлять грузы из региона в Европу в обход Ормузского пролива.
По предварительным оценкам, после завершения строительства время доставки грузов через «Путь развития» сократится до 25 дней, а через «Средний коридор» — до 13 дней, что может существенно снизить логистические риски и нагрузку на морской транспорт.