Государственном комитетом по инвестициям разработан проект Инвестиционного кодекса
Цели и задачи, сформулированные Руководством республики в Стратегии действий, в том числе поставленные перед Государственным комитетом по инвестициям, потребовали проведение системного анализа, изучение текущей ситуации и выработку практических рекомендаций по ее улучшению.
В настоящее время законодательство Узбекистана об инвестиционной деятельности представляет собой значительный массив нормативно-правовых актов, основанный на законах «Об инвестиционной деятельности» (24.12.1998 г.), «Об иностранных инвестициях» (30.04.1998 г.), «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» (30.04.1998 г.), «О свободных экономических зонах» (25.04.1996 г.), «Об инвестиционных и паевых фондах» (25.08.2015 г.), «О концессиях» (30.08.1995 г.), «О соглашениях о разделе продукции» (07.12.2001 г.) и более чем ста других действующих нормативно-правовых актов.
Кроме этого в Узбекистане значительная часть инвестиционных отношений подпадает под регулирование законодательных актов различных отраслей, например, государственные (бюджетные) инвестиции под финансовым законодательством; социальные инвестиции под законодательством о некоммерческих организациях; инвестиции в ценные бумаги под законодательством о рынке ценных бумаг; предоставление налоговых и таможенных льгот под решениями по утверждению отраслевых программ и т.д.
Разброс норм инвестиционного законодательства по отраслям усложняет его правоприменение как и для инвесторов так и для государственных органов, снижает эффективность инвестиционного законодательства, что, в свою очередь может негативно повлиять на развитие экономики страны.
В этом контексте также необходимо отметить, случаи превалирования подзаконных актов над законами, которые приводят к нарушению общую системную логику инвестиционного законодательства. Гибкая система внесения изменений и дополнений в подзаконные акты делает инвестиционный климат непредсказуемым и является непосредственным барьером в обеспечении инвестиционной привлекательности Узбекистана.
В целях уменьшения большого массива нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность, обеспечения защиты прав и интересов субъектов инвестиционной деятельности, модернизации инвестиционного законодательства, назрела необходимость осуществить кодификацию, унификацию и систематизацию действующих нормативно-правовых актов, а также создать действенный правоприменительный механизм в сфере инвестиционных отношений.
С учетом текущей тенденции развития мировой экономики, а также в целях создания более благоприятной среды для ведения бизнеса, развивать инвестиционное законодательство необходимо основываясь на стандартах и рекомендациях международных организаций в области инвестиций, таких как Рамочная концепция ОЭСР в области инвестиций, Рамочная концепция инвестиционной политики в целях устойчивого развития ЮНКТАД, Принципы ответственного инвестирования ООН и др.
В целях решения указанных вопросов, Государственным комитетом по инвестициям с привлечением соответствующих экспертов министерств и ведомств республики разработан проект консолидированного законодательного акта, то есть проект Инвестиционного кодекса, который станет базовым нормативно-правовым актом, наиболее полно регулирующим инвестиционную деятельность.
Разработанный проект документа регулирует общественные отношения, возникающие в сфере инвестиционной деятельности, при оказании государственной поддержки инвестиционной деятельности, привлечении прямых иностранных и внутренних инвестиций, осуществлении инвестиционной деятельности в свободных экономических зонах, на рынке ценных бумаг, деятельности инвестиционных и паевых фондов, концессий, соглашений о разделе продукции и регулирует другие общественные отношения прямо или косвенно связанные с инвестиционной деятельностью.
Проект кодекса разработан для совершенствования действующего инвестиционного законодательства и войдет в систему законодательства Республики Узбекистан как единый консолидированный, кодифицированный акт, который обеспечит единство инвестиционного пространства, равенство правого режима отечественных и иностранных инвесторов, свободу экономической деятельности субъектов инвестиционной деятельности на территории Республики Узбекистан и создание условий для эффективного функционирования инвестиционного рынка Узбекистана.
Основными задачами Инвестиционного кодекса являются:
- совершенствование правового регулирования инвестиционных отношений;
- упорядочение правового регулирования и оптимизация механизмов государственного регулирования инвестиционной деятельности;
- определение приоритетов государственного регулирования инвестиционной деятельности;
- систематизация понятийного аппарата;
- устранение противоречий и разрешение коллизий в инвестиционном законодательстве;
- содействие развитию государственно-частного партнерства в реализации инвестиционных проектов;
- содействие развитию системы мониторинга процессов организации и развития инвестиционной деятельности;
- устранение бюрократических барьеров в развитии инвестиционной деятельности;
- укрепление правовой защиты субъектов инвестиционной деятельности.
Инвестиционный кодекс, таким образом, обеспечит более четкое и эффективное действие инвестиционного законодательства Узбекистана и его гармонизацию с международными стандартами.
Согласно мировой практике, основными принципами инвестиционной политики являются прозрачность, предсказуемость, недискриминационный характер инвестиционных условий, свобода осуществления инвестиционной деятельности, защита прав и законных интересов инвесторов, включая защиту инвестиций, справедливость и юридическое равенство участников инвестиционной деятельности, наличие четких механизмов, регламентирующих поведение контрагентов на инвестиционном рынке.
Проект Инвестиционного кодекса разработан на основе изучения международных актов в сфере инвестиционного законодательства (Кодекс либерализации движения капиталов ОЭСР; Рамочная Конвенция ОЭСР в области инвестиции) и рекомендаций Группы Всемирного банка и МВФ, а также инвестиционных Законов и Кодексов более 30 стран мира, в частности, ряда европейских государств, США, Японии, Беларусь, Египта, России, Марокко, ЮАР и т.д.
Данный подход позволил изложить в документе апробированные и наилучшие практики законодательного регулирования инвестиционной деятельности, использование которых в разработанном законопроекте приведет к укреплению макроэкономической стабильности, повышению темпов экономического роста, активному привлечению иностранных и отечественных инвестиций в экономику, а также дальнейшему улучшению инвестиционной привлекательности.
В проекте Инвестиционного кодекса именно отечественный, частный сектор рассматривается как ключевой драйвер устойчивого и сбалансированного роста. В целях увеличения притока в экономику отечественных инвесторов, внутренних источников финансирования предусмотрено:
- отводить приоритетное место поддержанию и улучшению инвестиционного климата, что будет способствовать формированию целостного взгляда на проблемы роста, развития производительности и эффективности в экономике;
- активно использовать инструменты государственного управления в деле стимулирования инвестиционной деятельности, причем должны учитываться и интересы широкой общественности, стимулироваться ответственное поведение представителей бизнеса в качестве одной из основ здорового инвестиционного климата;
- гарантировать безопасность вложений частных инвесторов;
- уровень прибыли на инвестиции должен обеспечивать интерес инвесторов к предпринимательской деятельности через окупаемость вложений;
- обеспечить привлекательность инвестиционного рынка для частных инвесторов через укрепление стабильности экономики и высокой организованности финансового рынка;
- принять меры по льготному и доступному кредитованию реальных инвестиций, направляемых на создание новых и развитие действующих предприятий, внедрение современных инновационных технологий в промышленности и сельском хозяйстве.
В сфере разработки и заключения международных инвестиционных соглашений законопроектом предусматривается:
- включение в тексты соглашений конкретных обязательств по содействию инвестициям, способствующим устойчивому развитию (предлагаются такие механизмы как: проведение инвестиционных форумов, организация обмена информацией, предоставление гарантий и страхование инвестиций, реализация совместных инвестиционных инициатив, предоставление технической помощи);
- обеспечение соблюдения баланса между обязательствами государства и частных инвесторов, в том числе в контексте обеспечения ответственного инвестирования;
- обеспечение соблюдения баланса между обязательствами в рамках инвестиционных соглашений и национальной политикой по регулированию инвестиционного рынка. Конкретные ограничения должны быть обозначены в текстах соглашений;
- обеспечение защиты национальных интересов Узбекистана от необоснованных и чрезмерных издержек, вызванных действиями недобросовестных инвесторов. законопроект включает в себя следующие унифицированные нормы:
Стимулирование инвестиций – это меры по повышению эффективности политики стимулирования инвестиционной активности, которые будут способствовать усилению воздействия инвестиций на экономический рост и благосостояние населения.
Уполномоченный государственный орган по инвестициям – на который возлагаются задачи обеспечения взаимодействия государственных органов и инвесторов, мониторинг реализации инвестиционных проектов, оказание содействия в защите прав и интересов национальных и зарубежных инвесторов.
Политика в области конкуренции – вопросы эффективного взаимодействия антимонопольных органов, развития их компетенций, направленных на поддержку здоровой конкурентной среды в инвестиционной сфере.
Налоговая политика – ключевой задачей разработанного законопроекта является предоставление льгот и преференций в целях создания благоприятных условий для ведения бизнеса.
Говоря об Обеспечении человеческого развития – Законопроект включает в себя положения о недопущении дискриминации в кадровой политике в области инвестиций. Инвестиции в инфраструктуру – это мероприятия, направленные на обеспечение согласованности регулирования и поддержку инфраструктурного развития, создание благоприятной среды для инвестирования в инфраструктуру, повышение эффективности регулирования и ценовой политики на инфраструктурных рынках и развитие источников финансирования инфраструктурных проектов.
Финансирование инвестиций – имеется ввиду вложение в долгосрочные инвестиционные проекты, как основа стратегического курса экономического развития. Государственное управление – касается реализации регулирующих функций государства, административного сопровождения инвестиционных процессов, институциональных вопросов регулирования, а также обеспечения неукоснительного соблюдения принципов, лежащих в основе международных документов в инвестиционной сфере – честности, прозрачности и учета интересов общества.
Тематика «зеленого» роста и «зеленых» инвестиций, направленных на обеспечение экологической безопасности, стала во многих странах одним из важнейших вопросов повышения роли устойчивых практик в общем контексте социально-экономического развития. Данная тема является также ключевой составляющей проекта Инвестиционного кодекса, касающейся обеспечения экологического баланса, минимизации природных рисков, а также эффективного расходования природных ресурсов.
Проект кодекса предусматривает следующие нововведения:
1. Объединение в рамках единого Кодекса нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность.
2. Введение новых норм, разработанных на основе международных актов и опыта, направленных на защиту инвесторов и инвестиций и предотвращение антиинвестиционных действий.
3. Введение единого правового режима как для отечественных, так и для иностранных инвесторов.
4. Пересмотр таких ключевых понятий как инвестиции, иностранные инвестиции, инвестор, иностранный инвестор, инвестиционная деятельность, гарантии и т.д.
5. Введение новых гарантий от дискриминации, от неблагоприятного изменения законодательства, гарантии правовой защиты, гарантии использования различных форм осуществления инвестиций.
6. Внедрение таких нововведений как:
- виза инвестора;
- инвестиционная ссуда;
- инвестиционные налоговые кредиты;
- инвестиционные субсидии;
- возмещение морального вреда и компенсация;
- государственная поддержка инновационного производства;
- пересмотренные сроки концессий и СРП;
- зарубежное инвестирование;
- дополнительные гарантии для иностранных инвесторов.
Всего проект Инвестиционного кодекса состоит из 9 разделов, объединяющих 44 глав – 219 статьей.
Принятие Инвестиционного кодекса:
- позволит осуществить кодификацию, унификацию и систематизацию действующих нормативно-правовых актов в единый акт
- повысит прозрачность и эффективность правового регулирования отношений в области инвестиций, устранит существующие в законодательстве пробелы и коллизии в сфере инвестиций и инвестиционной деятельности;
- позволит сконцентрировать усилия на поддержке инвесторов, незамедлительно рассматривать обращения, поступающие от субъектов инвестиционной деятельности и принимать по ним объективные и справедливые решения, основываясь на законодательстве;
- обеспечит благоприятные условия для ведения инвестиционной деятельности с предоставлением налоговых льгот и преференций, а также усиление защиты инвестиций;
- будет способствовать стимулированию развития конкуренции на инвестиционном рынке;
- повысит роль органов государственной власти на местах в разработке и реализации региональной инвестиционной политики, в принятии и реализации инвестиционных решений;
- обеспечит систематизацию понятийного аппарата;
- определит приоритеты государственного регулирования инвестиционной деятельности;
- окажет содействие развитию государственно-частного партнерства в реализации инвестиционных проектов и системы мониторинга процессов организации и развития инвестиционной деятельности, а также устранению бюрократических барьеров в развитии инвестиционной деятельности.
Проект Инвестиционного кодекса вынесена на публичное обсуждение на портале https://regulation.gov.uz/ru/documents/1850