Глобальная авиация теряет $11 млрд из-за кризиса поставок и стареющего флота
Глобальная авиация теряет $11 млрд из-за кризиса поставок и стареющего флота
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Глобальная коммерческая авиация сталкивается с системным кризисом поставок, который ограничивает рост отрасли и затрудняет переход к более эффективным и устойчивым моделям эксплуатации, говорится в совместном отчете Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и консалтинговой фирмы Oliver Wyman.
Сбои в цепочках поставок, нехватка квалифицированных специалистов и структурные ограничения аэрокосмической отрасли приведут к расходам авиакомпаний на сумму более 11 миллиардов долларов США только в 2025 году.
«Очень расстраивает отрасль то, какие расходы мы несём. Основная часть расходов возникает из-за того, что авиакомпании вынуждены эксплуатировать старые и менее эффективные самолёты дольше, чем планировалось. Это повышает расход топлива», — заявил генеральный директор IATA Уилли Уолш.
Исторический рекорд бэклога и дефицит поставок
Директор IATA по летной и технической эксплуатации Стюарт Фокс отметил, что объем накопленных заказов на самолёты достиг рекордных 17 000 единиц. «Если авиакомпания закажет самолёт сегодня, доставка займёт примерно 6,8 года. В 2018 году срок составлял 4,5 года», — пояснил он.
Согласно его данным, недопоставка самолётов с 1994 года составила более 5 300 единиц, а доля бэклога относительно активного флота превысила 60%, что исторически является рекордом. Основными причинами задержек Фокс назвал доступность двигателей, сложность сертификации новых моделей и ограниченные мощности по ремонту.
На хранении в ожидании деталей и капитального ремонта находятся около 5 000 самолётов, а средние сроки ремонта двигателей и шасси выросли до 75 и 90–120 дней соответственно. Это увеличивает время нахождения самолётов в ангаре и общую стоимость обслуживания.
Финансовые последствия для авиакомпаний
По данным отчета Oliver Wyman, основные статьи дополнительных расходов включают:
- Потери на топливной эффективности из-за задержки поставок новых моделей — 4,2 млрд долларов;
- Увеличенные расходы на техническое обслуживание старого флота — 3,1 млрд долларов;
- Аренда резервных двигателей на период ремонта — 2,6 млрд долларов;
- Увеличение складских запасов запчастей — 1,4 млрд долларов.
«В совокупности это превышает 11 миллиардов долларов», — подчеркнул Фокс.
Основные причины кризиса
Отчет выделяет три взаимосвязанные причины системных проблем:
- Несбалансированная экономическая модель OEM: производители оборудования всё больше фокусируются на вторичном рынке (ремонт и запчасти), ограничивая конкуренцию и доступ независимых MRO-провайдеров.
- Глобальные сбои в цепочках поставок: геополитическая нестабильность, дефицит сырья (титан и другие материалы) и недостаточные инвестиции в новые производственные мощности.
- Дефицит квалифицированной рабочей силы: в Северной Америке к 2027 году прогнозируется нехватка до 22 000 специалистов по техническому обслуживанию.
Пути решения
Авторы отчета подчеркивают, что быстрых решений нет, но предлагают комплекс мер:
- Расширение сотрудничества авиакомпаний, OEM и MRO-провайдеров;
- Прозрачность цепочек поставок и выявление узких мест;
- Использование альтернативных и сертифицированных запчастей (PMA, USM) для разгрузки производственных мощностей;
- Программы по подготовке и удержанию квалифицированных специалистов.
«Без единого стратегического ответа отрасли риски сдерживания роста авиации и достижения целей устойчивого развития останутся высокими», — отмечается в документе.
Инфраструктурные ограничения
Дополнительным фактором остаются проблемы инфраструктуры. Контроль воздушного движения показывает рост задержек более чем в два раза за последние десять лет, несмотря на рост трафика на 6–7%. Политическое использование воздушного пространства и устаревшие системы аэропортов увеличивают затраты авиакомпаний и замедляют развитие отрасли.
Фокс подчеркнул, что открытие рынка послепродажного обслуживания, расширение мощностей MRO и использование предиктивного технического обслуживания помогут снизить нагрузку на авиакомпании и сократить расходы.
«Воздушная отрасль находится под давлением, и необходимо совместное решение всех участников рынка, чтобы вернуть рост и обеспечить устойчивое будущее», — резюмировал он.