Fitch повысило суверенный рейтинг Узбекистана до уровня «BB» со стабильным прогнозом
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (IDR) Узбекистана в иностранной валюте с уровня «BB-» до «BB». Прогноз по рейтингу — стабильный.
Повышение рейтинга отражает ускорение темпов проведения экономических реформ и благоприятные среднесрочные перспективы роста, которые, по мнению Fitch, помогут снизить макроэкономические риски и продолжат способствовать устойчивому улучшению структурных кредитных показателей. Речь идет о мерах по повышению доверия к денежно-кредитной политике и эффективности её передачи, продвижении планов по приватизации и усилении прозрачности государственных институтов.
Либерализация тарифов в энергетике и реформа субсидий обеспечили более сильные, чем ожидалось, фискальные результаты в 2024 году. Эти изменения отражаются в улучшении показателей управления, хотя они пока остаются ниже, чем у стран-аналогов.
Рейтинг также отражает низкий уровень государственного долга, значительные внешние и фискальные резервы, а также высокий потенциал экономического роста. Вместе с тем, он сдерживается относительно низким уровнем ВВП на душу населения, высокой зависимостью от сырьевого сектора, инфляцией и долларизацией финансового сектора.
Консолидированный дефицит бюджета в 2024 году составил чуть более 3% ВВП, что лучше целевого уровня в 4%. Это достигнуто благодаря широкому росту доходов и снижению расходов на энергетические субсидии до менее 1% ВВП.
В 2025–2026 годах Fitch ожидает дефицит в среднем на уровне 3% ВВП, при сохраняющейся сдержанности в расходах. Дополнительный буфер может быть обеспечен за счёт мер по мобилизации доходов.
Реформы государственных предприятий ускорились: сокращено их общее число, доли государства в 18 ГУП переданы в Национальный инвестиционный фонд (основан в августе 2024 года), реорганизованы и реструктурированы крупные компании для повышения управленческой независимости и качества корпоративного управления.
По прогнозу Fitch, соотношение государственного долга к ВВП (без учета внешних гарантий) составит около 32% в 2025 и 2026 годах, что значительно ниже медианного показателя «BB» (около 54%).
Около 89% долга номинировано в иностранной валюте, значительная часть — на льготных условиях. Средний срок погашения внешнего долга превышает девять лет. Государственный долг с государственными гарантиями составляет около 6% ВВП.
По оценкам агентства, чистый госдолг (за вычетом депозитов центрального правительства) составлял около 26% ВВП на конец 2024 года. Внешний долг ГУП без госгарантий — около 5% ВВП, а заимствования по проектам государственно-частного партнерства — около 4%.
Ожидается, что в 2025–2026 годах экономический рост составит 6,3% (среднее значение по странам с рейтингом «BB» — 3,8%). Рост будет поддерживаться продолжающимися реформами, высоким спросом на ключевые экспортные товары, особенно золото, и увеличением объёмов денежных переводов.
В первом квартале 2025 года реальный ВВП вырос на 6,8% в годовом выражении, чему способствовал устойчивый рост сектора услуг. При этом сохраняется высокая экономическая зависимость от России: на неё приходится 13,7% экспорта, 20,4% импорта и 77% переводов. Однако Узбекистан продолжает сотрудничество по вопросам соблюдения западных санкций.
Международные резервы (включая золото) увеличились до 49,7 млрд долларов США по состоянию на 1 июня 2025 года, с примерно 41 млрд на конец 2024 года. Ожидается, что покрытие текущих внешних выплат останется высоким — около 10 месяцев в 2025–2026 годах, что более чем в два раза превышает медианный показатель стран с рейтингом «BB».
Рост резервов в основном обусловлен ростом цен на золото, на долю которого приходится около 77% резервов, что указывает на уязвимость к изменению цен на сырьевые товары.
Чистая позиция Узбекистана по внешним активам оценивается в 21% ВВП в 2025 году (снижение с 44% в 2020 году), что остаётся сильной стороной по сравнению с аналогами. Тем не менее, высокая доля сырьевого экспорта (около 30% текущих внешних поступлений в 2024 году) делает экономику уязвимой к внешним шокам. При этом растёт доля сектора услуг — в 2024 году она составила 25% от общего объёма экспорта товаров и услуг (против 14% в 2021 году).
Центральный банк Узбекистана продолжает внедрение инфляционного таргетирования и в 2025 году повысил ключевую ставку на 50 базисных пунктов — до 14%. Ожидается, что среднегодовая инфляция в 2026 году составит 7% (против 9% в 2024 году), что всё ещё выше целевого уровня в 5%. В мае 2025 года годовая инфляция снизилась до чуть менее 9% после мартовского пика в 10%, в основном за счёт замедления роста цен на услуги, составляющие 23% потребительской корзины.
Рентабельность банковского сектора умеренная: доходность на капитал — около 7% на конец 2024 года, общий коэффициент достаточности капитала — около 17%. Доля проблемных кредитов по регуляторной статистике — 4%, тогда как по МСФО Fitch оценивает её ближе к 10%. Финансовая долларизация снижается: доля депозитов в валюте сократилась до 24,5% в марте 2025 года (с 40% в начале 2020 года).
Доля льготного кредитования снизилась до 23% в апреле 2025 года (с 28% в июне 2024 года), что является результатом реформ, хотя этот показатель по-прежнему значительный и мешает полноценной передаче денежно-кредитной политики.
Узбекистан получил оценку «5» по политической стабильности, верховенству закона, качеству институтов и борьбе с коррупцией по шкале ESG от Fitch. Это связано с низкими показателями страны в Индексе управления Всемирного банка (WBGI) — 28-й процентиль.
Fitch также отмечает, что низкий уровень политических свобод и участия в управлении, слабость институтов и высокий уровень коррупции негативно влияют на кредитный профиль страны.