Курсы валют от 24/11/2025
$1 – 11971.40
UZS – 0,48%
€1 – 13797.04
UZS – 0,45%
₽1 – 151.81
UZS – 2,39%
Поиск
Fitch подтвердило рейтинги Узбекистана на уровне «BB-»
Fitch подтвердило рейтинги Узбекистана на уровне «BB-»

Fitch подтвердило рейтинги Узбекистана на уровне «BB-»

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Узбекистана в иностранной и национальной валюте на уровне «BB-». Прогноз по рейтингам – «Стабильный».

Рейтинги Узбекистана отражают, с одной стороны, хороший суверенный баланс, низкий государственный долг и историю высокого роста по сравнению со странами с сопоставимыми рейтингами и, с другой стороны, значительную зависимость от сырьевого сектора, высокую инфляцию и структурные недостатки в плане низкого показателя ВВП на душу населения и слабых уровней институциональной среды и качества управления относительно эмитентов с сопоставимыми рейтингами. Правительство нацелено на реализацию реформ, направленных на повышение макроэкономической стабильности и улучшение перспектив роста, а также устранение недостатков институциональной среды и качества управления в экономике страны, которая находилась под значительным контролем со стороны государства.

Власти по-прежнему ставят целью повышение гибкости обменного курса и снижение инфляции вслед за проведенной ранее либерализацией валютного рынка. В то же время эффективность монетарной политики сдерживается высоким уровнем финансовой долларизации (37,4% депозитов и 56,5% кредитов), высокой долей финансируемого за счет государства кредитования по ставкам ниже рыночных (50% от существующих кредитов), недостаточно развитыми внутренними рынками капитала и непродолжительной историей проведения новой политики. Повышение скоординированности между достижением целей монетарной политики и финансированием государственных проектов и программ будет иметь ключевое значение для укрепления монетарной политики и снижения рисков для макроэкономической стабильности. По ожиданиям Fitch, инфляция в среднем составит 15,2% в 2019 г., что будет представлять собой сокращение относительно 17,9% в 2018 г., а затем замедлится до 13,5% в 2020 г., что существенно выше прогнозируемой медианы для рейтинговой категории «BB» в 4%.

Быстрый рост кредитования, направляемого на реализацию государственных инвестиционных проектов, обусловил высокий дефицит счета текущих операций. Fitch присвоило Узбекистану макропруденциальный риск-индикатор (MPI) на уровне 2*, что указывает на умеренную уязвимость ввиду быстрого роста чистого кредитования (50% в 2018 г. к предыдущему году), финансируемого за счет источников госсектора, таких как Фонд реконструкции и развития Республики Узбекистан («ФРРУ»), и внешних заимствований. Хотя власти намерены ограничить рост кредитования до 25% в 2019 г., по мнению Fitch, риски того, что он будет выше, остаются существенными, учитывая доступность источников финансирования, включая ФРРУ, поступления от эмиссии еврооблигаций, размещенные в государственных банках (83% от активов банковской системы), и доступ к внешнему финансированию.

Сальдо счета текущих операций ухудшилось до дефицита в 7,1% в 2018 г. по сравнению с профицитом в 2,5% в 2017 г. ввиду быстрого роста импорта (67% к предыдущему году для импорта капитального характера), а также отмены валютных ограничений и ограничений по счету текущих операций. По-прежнему сильный внутренний спрос, инвестиционные проекты в госсекторе и вероятное замедление спроса со стороны ключевых торговых партнеров обусловят сохранение дефицита на уровне 7,1% в 2019 г., который затем снизится до 5,9% в 2020 г. Значительный дефицит счета текущих операций, если он будет сохраняться, приведет к повышению уязвимости к внешним финансовым шокам и шокам по сырьевым товарам, а также к более высокому уровню внешней задолженности.

Краткосрочные риски, обусловленные высоким дефицитом счета текущих операций, сглаживаются за счет повышения доступности внешнего финансирования, уровнем внешнего баланса государства относительно стран с сопоставимыми рейтингами и низкими потребностями в финансировании. Чистые иностранные активы государства снизятся до 25% от ВВП в 2019 г. относительно 34% в 2018 г., при этом по-прежнему будут на более сильном уровне, чем медиана для стран с рейтингом в категории «BB» в -1%. Валовые международные резервы на конец 2019 г. будут на уровне, близком к показателю на конец марта в 27,6 млрд. долл., поддерживая хорошее покрытие резервами текущих платежей в иностранной валюте на уровне 11,9 месяцев в 2019 г. и 11 месяцев в 2020 г., что более чем вдвое выше прогнозной медианы для рейтинговой категории «BB». Внешние ликвидные активы (как доля от краткосрочных обязательств) на уровне 329% в 2019 г. являются одними из самых высоких для рейтинговой категории «BB».

ФРРУ подкрепляет гибкость государства в области внешнего и бюджетного финансирования в дополнение к поддержке стратегических инвестиционных проектов, финансированию компаний в госсобственности и фондированию для госбанков. Суммарные активы ФРРУ составляли 18,5 млрд. долл. в 3 кв. 2018 г., и высокая доля международных резервов (39%, или 11 млрд. долл.) приходится на денежные средства ФРРУ, в то время как международные резервы в Центральном банке Республики Узбекистан представлены в основном золотыми запасами.

Общегосударственный долг был на уровне 20,8% от ВВП (в том числе 5,2% в форме внешних гарантий) в 2018 г., и Fitch прогнозирует увеличение долга до 23,3% в 2019 г., что по-прежнему существенно ниже текущей медианы для рейтинговой категории «BB» в 45%. Долг имеет благоприятную структуру в плане сроков погашения и стоимости (83% – долг перед международными финансовыми организациями и другими государствами), но валютный риск является высоким (99% долга номинировано в иностранной валюте).

Fitch ожидает, что консолидированный бюджет (включая региональные органы власти и внебюджетные фонды, например в сфере социального обеспечения) будет иметь дефициты в среднем на уровне 1% от ВВП в 2019 и 2020 гг. после профицита в 0,5% в 2018 г., что будет отражать проведение налоговой реформы, а также планируемое повышение заработной платы в госсекторе и социальных расходов. Fitch прогнозирует, что внебюджетные расходы в форме инвестиций и директивного кредитования через ФРРУ (главным образом на развитие жилищного сектора, стратегическую инфраструктуру и проекты индустриализации) снизятся до 2,7% и 2,5% от ВВП в 2019-2020 гг. по сравнению с 4,3% от ВВП в 2018 г., и дефициты расширенного бюджета составят соответственно 2,6% и 2,3% от ВВП. Эти прогнозируемые дефициты соответствуют ожидаемой медиане для рейтинговой категории «BB».

Ключевые реформы в отношении компаний в госсобственности включают отделение бизнес-функции от регулятивной функции, разделение по видам деятельности и развитие корпоративного управления в энергетическом и транспортном секторах. Приведение тарифов в коммунальном секторе ближе к рыночным уровням является ключевым моментом для снижения зависимости компаний, находящихся в госсобственности, от дешевого финансирования, уменьшения фискальных и финансовых рисков и в конечном итоге приватизации нестратегических активов. Снижение зависимости компаний в госсобственности от финансирования за счет источников госсектора может в свою очередь обеспечить возможности для реформирования крупного государственного банковского сектора.

По прогнозам Fitch, рост достигнет 5,0% в 2019 г. и ускорится до 5,5% в 2020 г., по-прежнему опережая прогнозный рост для текущей медианы для рейтинговой категории «BB». Рост будет обусловлен государственными инвестициями в стратегические проекты, расходами на жилищный сектор и инфраструктуру, а также частным потреблением. Долгосрочный потенциал роста подкрепляется благоприятной демографией и богатыми природными ресурсами.

Зависимость Узбекистана от сырьевого сектора (60% экспорта товаров и 37% бюджетных доходов) выше, чем у сопоставимых стран, и структурные недостатки в плане кредитоспособности отражаются в низком показателе ВВП на душу населения и более слабых индикаторах качества управления (согласно классификации Всемирного банка), чем у сопоставимых государств с рейтингами категории «BB». По мнению Fitch, динамичная комплексная и широкая программа реформ обуславливает некоторые риски в отношении скоординированности и институциональных возможностей органов госуправления эффективно планировать и осуществлять меры в рамках проводимой политики при сведении к минимуму экономических дисбалансов.

Несмотря на существующую сильную нацеленность политического руководства страны на проведение программы реформ, Fitch полагает, что задержка с проявлением ее преимуществ в плане более высокого роста, увеличения частных инвестиций и создания рабочих мест в сочетании с более высокими, чем ожидается, социальными расходами могла бы обусловить усталость от реформ, хотя это вряд ли повлияло бы на социальную стабильность.

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал