ЕС и страны Центральной Азии инвестируют в транспорт и цифровизацию
ЕС и страны Центральной Азии инвестируют в транспорт и цифровизацию
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Форум по Транскаспийскому транспортному коридору (ТКТК) и инвесторов по взаимосвязанности продемонстрировал решительную политическую волю со стороны Европейского Союза, стран Южного Кавказа и Центральной Азии, Турции, международных банков развития, частного сектора и региональных партнёров.
Мероприятие показало, как стратегия «Глобальный Шлюз» переходит от концептуальных идей к практическим действиям, с новыми инвестициями, направленными на укрепление транспортных связей, увеличение торговых потоков и создание более устойчивого и процветающего региона.
Участники вновь подтвердили стратегическое значение ТКТК как быстрого, безопасного и надёжного маршрута между Европой и Азией. В ходе дискуссий внимание было сосредоточено на межрегиональной взаимосвязанности, укреплении связей между ЕС и Центральной Азией через Южный Кавказ и Черноморский регион в сферах транспорта, торговли, энергетики и цифровизации. Были подчеркнуты необходимость координации, устранения логистических барьеров, гармонизации норм и масштабирования инфраструктурных проектов.
Комиссар ЕС по международному партнёрству Йозеф Сикела отметил, что ускорение развития Транскаспийского коридора уже даёт конкретные результаты: новые соглашения обеспечивают реальные инвестиции в порты, дороги, цифровые системы и улучшение делового климата, а также поддерживают проекты в сфере чистой энергетики и критически важных сырьевых материалов.
«Когда мы работаем вместе, мы достигаем практических результатов, укрепляющих взаимосвязанность и создающих экономические возможности по обе стороны», — подчеркнул он.
Комиссар ЕС по вопросам расширения Марта Кос добавила, что надёжные маршруты между Европой и Азией являются одновременно геополитической и экономической победой для всех стран вдоль коридора. Она отметила, что чрезмерная зависимость делает государства уязвимыми, и инвестиции в транспортную, цифровую и энергетическую взаимосвязанность снижают риски и создают новые возможности. По её словам, грузопотоки по Среднему коридору выросли в четыре раза с 2022 года и при условии необходимых инвестиций к 2030 году могут утроиться.
Совокупность двусторонних и региональных соглашений, объявленных в присутствии комиссаров Йозефа Сикелы и Марты Кос, представляет собой важный шаг к укреплению мультимодальной взаимосвязанности и долгосрочному социально-экономическому развитию региона. Это подтверждает приверженность ЕС созданию современного, устойчивого и процветающего Центральноазиатского региона.
В рамках технической помощи по развитию ТКТК Программа «Команда Европа» с бюджетом 15 миллионов евро (ЕС – GIZ/Expertise France) направлена на улучшение торговых процедур, повышение эффективности таможни, гармонизацию транспортных норм и развитие мультимодальной логистики. Поддержка предусмотрена в сферах ГЧП, тарифных систем и управления активами.
Подготовительные исследования по ТКТК и участие частного сектора, реализуемые совместно с Всемирным банком, включают технико-экономические обоснования, экологические оценки и определение приоритетных инфраструктурных проектов, общий бюджет которых составляет 10 миллионов евро.
Европейский Союз совместно с ЕБРР финансирует технические и прединвестиционные исследования для ускорения модернизации транспортных коридоров и перехода к низкоуглеродной транспортной инфраструктуре на сумму 5 миллионов евро.
Ключевыми инфраструктурными проектами стали модернизация порта Актау в Казахстане (вклад ЕС — 10,4 миллиона евро, кредит ЕБРР — 35 миллионов евро) с расширением причалов, внедрением энергоэффективных кранов и увеличением контейнерной мощности, а также реконструкция участка дороги Карабалта–Чалдовар в Кыргызстане протяжённостью 31,7 км до стандартов I категории (вклад ЕС — 15,46 миллиона евро, кредит ЕБРР — 35 миллионов евро), что повысит взаимосвязанность и снизит время и стоимость перевозок.
В Казахстане предусмотрен ремонт автомобильных дорог при поддержке кредита ЕИБ в размере 150 миллионов евро и гарантии ЕС на 8,8 миллиона евро, направленный на развитие устойчивой инфраструктуры вдоль ТКТК. В Узбекистане осуществляется проект модернизации 87 км автодороги А-380 (кредит ЕИБ — до 100 миллионов евро, гарантия ЕС — 6 миллионов евро).
Кроме того, ЕС выделяет 1 миллион евро на поддержку платформы PEMPAL совместно с Всемирным банком для обмена опытом специалистов государственного финансового управления из 21 страны, а также реализуется энергетический проект на Кавказе для укрепления энергетической безопасности Армении при поддержке KfW, ЕИБ и ЕС с ориентировочной стоимостью более 500 миллионов евро.
Форум продемонстрировал, что стратегическая координация и совместные инвестиции в транспорт, цифровизацию и энергетику создают прочную основу для устойчивого развития и экономической интеграции региона.