Курсы валют от 04/12/2025
$1 – 11912.38
UZS – 0,26%
€1 – 13873.16
UZS – 0,57%
₽1 – 153.39
UZS – 0,07%
Поиск
Депутатами местных Кенгашей обсуждены вопросы организации контроля за исполнением бюджета
Депутатами местных Кенгашей обсуждены вопросы организации контроля за исполнением бюджета

Депутатами местных Кенгашей обсуждены вопросы организации контроля за исполнением бюджета

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Сегодня, 4 ноября в Сенате Олий Мажлиса в форме видеоконференцсвязи состоялся семинар на тему «Роль местных Кенгашей народных депутатов в бюджетном процессе и организация депутатского контроля за исполнением бюджета».

В нем приняли участие члены Сената, депутаты Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных, районных (городских) и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов, работники аппарата верхней палаты парламента, экономисты-ученые и представители средств массовой информации.

Первый заместитель Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Содик Сафоев в своем выступлении на открытии семинара подчеркнул, что в стране проводится ряд реформ для обеспечения независимости местных бюджетов и укрепления их источников доходов. Кроме того, он отметил, что по инициативе главы государства создана возможность полностью оставления сформированных доходов местных бюджетов в распоряжении местных хокимиятов.

19 октября текущего года в ходе видеоселекторного совещания, прошедшего под председательством главы государства, речь шла о необходимости дальнейшего расширения полномочий местных Кенгашей в формировании бюджета, проведении постоянного контроля за публикацией на их официальных сайтах о составе и результативности расходов, осуществляемых государственными органами.

Кроме того, внимание акцентировано на механизме проведения эффективного депутатского контроля за местными бюджетами, а также установленных законодательством нормах в данном направлении. В частности, подчеркивалась целесообразность знаний о нормативно-правовых актах бюджетной системы и полноценного использования своих полномочий.

Отмечалось, что осуществление депутатского контроля за исполнением местного бюджета можно разделить на три этапа контроля: первичный, текущий и заключительный. Включая,

- первичный контроль - обсуждение и принятие проекта местного бюджета на следующий финансовый год, внесение в него изменений и дополнений;

- текущий контроль - рассмотрение исполнения местного бюджета на заседании постоянной комиссии Кенгаша и вынесение его на обсуждение сессии;

- заключительный контроль - заслушивание, обсуждение отчета об исполнении местного бюджета по итогам финансового года и принятие соответствующего решения.

Это служит целям по определению соответствия проекта местного бюджета, разработанного на следующий год, бюджету и иным законодательным актам, анализу объективности плана доходов и расходов местного бюджета, а самое главное, отражению в проекте бюджета вопросов решения проблем, поднимаемых населением, ставших причиной их недовольства.

Наряду с этим речь шла о том, что депутатский запрос по исполнению бюджета является одной из важнейших и необходимых форм депутатского контроля.

Отмечалось, что депутат имеет право направить должностным лицам органов государственной власти и управления, находящихся на соответствующей территории, депутатский запрос с требованием дать обоснованное разъяснение по вопросам, входящим в их компетенцию.

Еще одна особенность. Сегодня в социальных сетях часто освещаются случаи нецелевого использования, недостачи и присвоения, незаконного использования бюджетных средств, которые широко обсуждаются общественностью и вызывают недовольство.

В минувшем периоде текущего года допущено около 8 млрд. сумов бюджетных средств.

Одним из эффективных средств депутатского контроля является своевременное заслушивание отчетов должностных лиц, ответственных за исполнение местного бюджета, программ социально-экономического развития территории.

Отмечалось, что доходы Государственного бюджета за 9 месяцев 2020 года составили 94 457,2 млрд. сумов, прогноз, установленный в размере 91 795,9 млрд. сумов, выполнен на 102,9% или в размере 2 661 млрд. сумов. По сравнению с соответствующим периодом 2019 года доходы Государственного бюджета выросли на 15 297,4 млрд. сумов.

В январе-сентябре 2020 года доходы местного бюджета составили 19 973 млрд. сумов, в распоряжении местных бюджетов помимо прогнозированных доходов остались средства в размере 2 191,5 млрд. сумов.

Ожидается, что по итогам текущего года поступления составят 129,6 трлн сумов вместо прогнозированных 128,5 трлн. сумов, что больше на 1 трлн. сумов.

В бюджете на 2021 год Государственному налоговому комитету и Государственному таможенному комитету определены дополнительные задачи, в том числе по организации работы по сокращению теневой экономики.

В целях обеспечения поступления основных доходов местных бюджетов с 2021 года предлагается оставить в местных бюджетах поступления от налога за пользование недрами по цементному сырью.

Также предусматривается индексация на 15 процентов ставок налога на имущество, земельного налога и налога на водопользование.

Вместе с тем, сохранится порядок недопущения роста налога на имущество физических лиц более чем в 1,3 раза по сравнению с 2020 годом.

В целях повышения самостоятельности органов местного самоуправления с 2021 года им будет предоставлено право устанавливать ставки земельного налога на земли несельскохозяйственного назначения в разрезе районов и городов в пределах коэффициента от 0,5 до 2 на основе налоговых ставок, установленных Налоговым кодексом, в зависимости от экономического развития территории.

Районные (городские) Кенгаши каждый год могут определять границы важных территорий, расположенных на их территориях, и вносить в установленные ставки земельного налога коэффициенты роста и падения в пределах от 0,7 до 1,3 в зависимости от важности территории на районном и городском уровнях (квартал, массив, микрорайон, улица).

В свою очередь, осуществление общественного и парламентского контроля за использованием бюджетных средств способствует обеспечению прозрачности использования средств Государственного бюджета и повышению эффективности средств.

В ходе семинара уделено внимание таким вопросам, как порядок формирования, рассмотрения и утверждения Государственного бюджета, роль местных Кенгашей народных депутатов в бюджетном процессе и организация депутатского контроля за бюджетом, процесс формирования доходов республиканского и местного бюджетов и планирования их расходов, и процессы исполнения, дополнительные источники доходов местного бюджета.

Также были даны предложения и рекомендации относительно работы по установлению общественного и парламентского контроля за использованием бюджетных средств.

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал