Безопасность, налогообложение и радиочастоты: IATA обозначает ключевые риски для глобальной авиации / Фото: IATA
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) возлагает большие надежды на предстоящую 42-ю Ассамблею Международной организации гражданской авиации (ИКАО), которая пройдет в Монреале с 23 сентября по 3 октября 2025 года. Организация подготовила 14 рабочих документов, охватывающих широкий спектр вопросов, включенных в повестку Ассамблеи.
Генеральный директор IATA Уилли Уолш подчеркнул, что приоритетными темами станут безопасность, эффективность и устойчивость авиационной отрасли. Он отметил необходимость укрепления поддержки в производстве устойчивого авиационного топлива (SAF) и реализации механизма CORSIA как ключевых инструментов достижения нулевых выбросов к 2050 году.
Также в приоритете — соблюдение принципов Чикагской конвенции, предотвращение фрагментации правил налогообложения и защиты прав пассажиров, повышение уровня безопасности через своевременное опубликование отчетов о происшествиях и минимизация рисков вмешательства в работу навигационных систем GNSS, а также сохранение критически важных радиочастотных спектров.
Глобальные стандарты, разрабатываемые с участием государств-членов ИКАО и авиакомпаний, являются основой безопасной, эффективной и устойчивой работы авиации во всем мире. Ассамблея ИКАО, проводимая раз в три года, предоставляет странам возможность согласовать программу работы Организации на следующие годы и определить ключевые направления развития отрасли.
«Роль глобальных стандартов нельзя недооценивать. Я с оптимизмом смотрю на результаты предстоящей Ассамблеи. Все участники хотят безопасных, эффективных и устойчивых полетов. Многие наши инициативы направлены на то, чтобы правительства эффективнее выполняли ранее принятые решения», — отметил Уолш.
Среди ключевых предложений IATA особое внимание уделено производству SAF. Ассоциация призывает государства поддерживать создание функционирующего рынка устойчивого авиационного топлива, усиливать экономические стимулы для его производителей и своевременно проводить регуляторные вмешательства для устранения аномалий на рынке.
Не менее важной остается тема CORSIA — схемы компенсации и сокращения выбросов углерода, согласованной государствами на 39-й Ассамблее ИКАО в 2016 году. CORSIA признана единственной экономической мерой по сокращению глобальных углеродных выбросов авиации, однако продолжающееся расширение национальных и региональных налогов подрывает доверие к схеме и не способствует устойчивому развитию отрасли. IATA призывает государства подтвердить приверженность CORSIA и обеспечить достаточное количество единиц выбросов (EEUs) для выполнения обязательств авиакомпаниями.
Ассоциация также обращает внимание на вопросы налогообложения авиакомпаний, призывая страны игнорировать пересмотр статьи 8 Типовой налоговой конвенции ООН, который может привести к двойному налогообложению и дополнительным административным издержкам. В области защиты прав пассажиров IATA выступает за приведение национальных норм в соответствие с Основными принципами ИКАО и разработку рекомендаций для гармонизации подходов при массовых сбоях.
Важными остаются вопросы радиочастотного спектра, где растущая нагрузка из-за развертывания сетей 5G и будущих 6G создает риски для авиационной безопасности, а также необходимость соблюдения сроков расследований авиационных происшествий и публикации отчетов в соответствии с Приложением 13 к ИКАО. IATA подчеркивает необходимость координации между военными и гражданскими авиационными властями для защиты навигационных систем и разработки стратегий киберзащиты.
Особое внимание уделяется требованиям к оборудованию самолетов и возрастным ограничениям для пилотов международных многопилотных рейсов. Ассоциация поддерживает повышение предельного возраста до 67 лет при сохранении обязательного присутствия хотя бы одного пилота младше 65 лет и усиленного медицинского контроля, а также создание единой системы оценки и контроля медицинских рисков.
IATA подчеркивает, что успешная работа Ассамблеи и последующая реализация ее решений являются критически важными для безопасности, устойчивости и развития мировой авиационной отрасли.