Авиакомпании сохранят рекордную прибыль $41 млрд при марже 3,9% в 2026 году — IATA
Авиакомпании сохранят рекордную прибыль $41 млрд при марже 3,9% в 2026 году — IATA
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) представила финансовый прогноз для мировой авиационной отрасли на 2026 год, демонстрируя стабилизацию прибыльности на фоне продолжающихся вызовов в цепочке поставок и геополитической нестабильности.
Согласно прогнозу, совокупная чистая прибыль авиакомпаний достигнет $41 млрд при чистой марже 3,9%, что немного ниже исторического максимума в 5%, но всё ещё отражает высокий уровень рентабельности для отрасли с традиционно низкой прибыльностью. Средняя прибыль на пассажира составит $7,90, что сопоставимо с прибылью Apple на продаже одного чехла для iPhone.
«Ожидается, что авиакомпании сгенерируют чистую маржу 3,9% и прибыль в $41 млрд в 2026 году. Это крайне позитивная новость, учитывая препятствия, с которыми сталкивается отрасль — рост затрат из-за узких мест в цепочке поставок, геополитические конфликты, медленный рост мировой торговли и усиливающиеся регуляторные нагрузки», — отметил Генеральный директор IATA Уилли Уолш.
«Маржинальность на уровне всей отрасли по-прежнему крайне низка, если учитывать ценность, которую авиакомпании создают, соединяя людей и экономики», — говорит Уолш, пытаясь поставить эти показатели в контекст, утверждая, что Apple получает больше прибыли от продажи чехла для iPhone, чем $7,9 на пассажира, которых зарабатывают авиакомпании.
Грузовая авиация — ключевой драйвер
Особое внимание в отчёте уделено грузовой авиации. Мари Оуэнс Томсен, старший вице-президент IATA по вопросам устойчивого развития и главный экономист, отметила: «Абсолютно удивительное явление 2025 года — это форвардное планирование. Китайские экспортеры и мировые импортеры заранее закупали товары, чтобы смягчить влияние тарифов. Благодаря авиации рост торговли не только сохранился, но и превысил ожидания».
По её словам, рост контейнерных тонно-километров (CTK) остаётся положительным, несмотря на снижение объёмов мировой торговли: «Это уникальный эффект 2025 года, который показывает, как авиация способна компенсировать потери в морских перевозках и поддерживать глобальную экономику».
Макроэкономические и финансовые показатели
Прогноз по доходам отрасли указывает на рост на 4,5% до $1,053 трлн, а операционная прибыль увеличится до $72,8 млрд при марже 6,9%. ВВП мировой экономики прогнозируется стабильным на уровне 3,1%, а рост мировой торговли — слабым, около 0,5%.
«Если рассматривать динамику по кварталам, видно замедление экономики в начале 2025 года, но ожидается ускорение во второй половине 2026-го», — добавила Томсен.
Топливо остаётся важнейшей статьёй расходов — $252 млрд, доля в расходах — 25,7%, при этом снижение мировых цен на нефть до $62 за баррель Brent поддерживает прибыльность. Расходы на труд составляют около 28% от общей структуры затрат.
Рекордные коэффициенты загрузки
В 2026 году ожидается мировой рекорд по коэффициенту загрузки пассажирских самолётов — 83,8%, что позитивно сказывается на финансовых показателях. Число пассажиров прогнозируется на уровне 5,2 млрд, рост относительно 2025 года — 4,4%.
Региональная динамика прибыли выглядит следующим образом:
Европа: $14 млрд, $10,90 на пассажира
Северная Америка: $11,3 млрд, $9,80 на пассажира
Ближний Восток: $6,8 млрд, $28,60 на пассажира — лидер по марже
Азиатско-Тихоокеанский регион: $6,6 млрд, $3,20 на пассажира
Латинская Америка: $2 млрд, $5,70 на пассажира
Африка: $0,2 млрд, $1,30 на пассажира — минимальная прибыль, высокие затраты на топливо
Мнение пассажиров и устойчивое развитие
IATA отмечает высокий уровень удовлетворённости пассажиров: 97% довольны последним путешествием, 88% считают, что авиация улучшает жизнь, а 83% обеспокоены успехом отрасли и приверженностью к нулевым выбросам CO2 к 2050 году.
«Глобальная экономика работает лучше всего, когда она стабильна, — пояснила Томсен. — Стабильность всегда выгоднее волатильных результатов, и это основной драйвер роста трафика в авиации».
«Феномен 2025 года показывает, что нельзя полагаться на один эффект постоянно. Цены на авиагруз и морские перевозки меняются, и отрасли нужно адаптироваться, чтобы сохранять конкурентоспособность», — добавила она.
В целом прогноз IATA подтверждает устойчивость авиационной отрасли, демонстрируя способность адаптироваться к макроэкономическим и геополитическим вызовам, а также ключевую роль авиации в глобальной экономике.