Проект концепции развития системы народного образования опубликован для обсуждения

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Министерство народного образования Узбекистана опубликовало проект указа Президента «Об утверждении Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года».

Документом предлагается утвердить Концепцию развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года и дорожную карту по ее реализации. Концепция определяет меры по развитию народного образования в Узбекистане до 2030 года.

Основными задачами Концепции являются:

•  качественное обновление содержания системы непрерывного образования, а также подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров;

•  совершенствование методики преподавания, поэтапное внедрение принципов индивидуализации учебно-воспитательного процесса;

•  внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и инновационных проектов в сфере народного образования;

•  укрепление материально-технической базы учреждений системы народного образования и повышение эффективности бюджетного финансирования;

•  внедрение современных методов и направлений внешкольного образования в воспитании молодежи и обеспечении ее занятости.

В проекте концепции говорится, что по состоянию на 1 января 2019 года в Республике Узбекистан действуют 9691 общеобразовательная школа (в том числе 335 государственных специализированных школ с углубленным изучением отдельных предметов). Общее количество обучающихся в средних общеобразовательных школах составляет более 5,2 млн. человек. В 37 негосударственных образовательных учреждениях обучаются порядка 7,5 тыс. учащихся.

Дополнительное образование, как вариативная часть общего образования, позволяет развить творческие склонности и способности детей. Дополнительное образование представлено 211-ю различными центрами по внешкольному образованию «Баркамол авлод». Количество детей посещающие данные центры составляет более 140 тыс. Общее количество кружков по различным направлениям – 5054.

Также, в республике уделяется особое внимание развитию среднего профессионального образования, которое организовано на базе 1494 учебно-производственных комплексов по 51 специальностям.

Кроме того, в системе народного образования имеется 85 специализированных школ и школ-интернатов для детей-инвалидов, в том числе 50 для детей с умственными недостатками развития, где обучается 18 533 детей.

Функционирует 21 школа-интернат санаторного типа и 9 школ-интернатов для детей со сколиозом, 12 школ-интернатов для детей с хроническими респираторными заболеваниями.

Помимо этого, 10 077 детей, с физическими или умственными недостатками развития и нуждающихся в длительном лечении, получают домашнее образование. Обучение детей, с особо трудными условиями воспитания, осуществляется в 2-х учреждениях.

В Республике Узбекистан насчитывается 19 домов милосердия и 3 детских городка, в которых обучаются 2441 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В концепции также обозначены существующие проблемы в сфере народного образования. В частности, существуют проблемы в сфере администрации школ. Отмечается, что местные государственные органы не оказывают помощь школам. Также уровень государственных образовательных услуг, не соответствует ожиданиям и требованиям населения и бизнеса.

В проекте документа подчеркивается, что существуют недостатки в методическом обеспечение общего среднего образования. Отсутствует система вариативности учебников. Также есть проблемы в сфере материально-технического оснащения и финансирование школ.

Концепция определит основные направления развития системы народного образования. Согласно документу, приоритетными направлениями развития являются модернизация содержания образования, структурные изменения системы образования и обеспечение равенства доступа к качественному образованию.

В частности, в рамках концепции будет приняты меры по совершенствованию содержания общего среднего образования для создания компетентностной модели обучения направленной на изучение, в первую очередь, иностранных языков, информатики, математики, физики, химии и биологии, необходимых в дальнейшем для освоения профессий, востребованных в рамках создаваемой инновационной экономики на основе новых учебных стандартов, программ, учебников и методических материалов.

Ожидается, что будут созданы условия для развития способностей детей по выбору профессии и самостоятельному планированию профессиональной карьеры, подготовке к освоению современных востребованных профессий.

Планируется модернизировать специальное образование для обеспечения полного охвата всех нуждающихся детей специальной психолого-педагогической помощью с привлечением родителей в процесс обучения и воспитания ребенка.

В рамках концепции планируется ввести новую систему оплаты труда в сфере народного образования, с применением стимулирующих надбавок преподавателям и управленцам, с учетом результативности их деятельности и эффективности использования современных образовательных технологий.

Будет сформирована система партнерского взаимодействия учебно-производственных комплексов с субъектами предпринимательства для изучения рынка труда и создана система инклюзивного образования для обучения детей с ограниченными возможностями, включающей установление в общеобразовательных учреждениях специальных приспособлений (подъемные устройства, пандусы, поручни и т.д.), а также обеспечение соответствующим кадровым потенциалом (педагоги-дефектологи, специалисты по психолого-педагогическому сопровождению детей).

Будет создана национальная система оценки качества общего среднего образования с применением методологии оценки учебных достижений, применяемых в рамках программы международного исследования оценки учебных достижений (PISA).

В рамках концепции будут приняты меры по повышению качества ресурсного обеспечения общеобразовательных учреждений, особенно расположенных в удаленной сельской местности, а также обеспечению доступа для всех средних общеобразовательных учреждений к сети Интернет и повышение уровня компьютеризации образовательного процесса.

Планируется создать условия для повышения привлекательности работы педагогов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в удаленной сельской местности.

Будет оказана поддержка детям с ограниченными возможностями и они будут интегрированы в обычные образовательные учреждения. Также будет расширена сеть негосударственных школьных образовательных учреждений, а также образовательных учреждений, функционирующих в рамках государственно-частного партнерства.

В результате реализации концепции, в Узбекистане будет внедрены новые государственные образовательные стандарты и учебные программы общего среднего образования, отвечающих требованиям современной инновационной экономики, с учетом STEAM-дисциплин, с акцентом не на запоминание и воспроизведение информации, а на развитие компетенций и навыков, важных для жизни в XXI веке (критическое мышление, самостоятельный поиск и анализ информации и др.).

Будут внедрены современные образовательные технологии, обеспечивающих расширение осваиваемых учениками компетентностей. В стране будут созданы Президентские школы и «Современные школы», и т.д.

Министерство народного образования приглашает всех, в т.ч опытных педагогов внести свой вклад в улучшение данного документа. Обсуждение проекта закона продлится до 22 января 2019 года.

 

Telegram
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.