Свобода предпринимательства – главная наша задача
21/11/2016 14:53
Свобода предпринимательства – главная наша задача
21/11/2016 14:53
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- В Предвыборной программе выдвинутого нашей партией кандидата в Президенты Шавката Мирзиёева содержится ряд важных инициатив, направленных на предоставление большей свободы малому бизнесу и частному предпринимательству, предотвращение незаконного вмешательства в их деятельность, коренной пересмотр системы контроля предпринимательской деятельности.
В данном контексте отметим, что динамичное развитие предпринимательства в Узбекистане основывается, прежде всего, на сформированной мощной законодательной и правовой базе, постоянном ее совершенствовании, системной государственной помощи в вопросах предоставления бизнесу льгот и преференций, техническом и технологическом переоснащении, модернизации производства.
Еще в начале 90-х годов на основе конституционных норм и принципов были приняты законы «О разгосударствлении и приватизации», «О собственности», позволившие за короткий срок реализовать в частную собственность сотни тысяч объектов госсобственности в отраслях промышленности, торговли, общественного питания и услуг, внедрить принципы арендной собственности в сельском хозяйстве. Основополагающую роль в развитии предпринимательства сыграл принятый в 2000 году Закон «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности». В нем закреплены все основные гарантии и условия для свободного участия граждан в предпринимательской деятельности, гарантирована защита прав и законных интересов субъектов предпринимательства и бизнеса.
Только за последние 15 лет принято свыше 300 важнейших законов, указов и постановлений Президента, решений Правительства страны. На их основе осуществлены беспрецедентные меры по предоставлению большей свободы предпринимательству, обеспечению приоритета и усилению правовой защиты частной собственности, сокращению вмешательства государственных и контролирующих органов в деятельность предприятий.
Особое место среди них занимают законы «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» (в новой редакции), «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников», «О конкуренции», «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности», «О конкуренции», «О семейном предпринимательстве», «О риэлторской деятельности», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития» и другие.
Необходимо особо отметить также указы Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства» (2005 г.), «О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства» (2011 г.), «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству» (2012 г.), «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития» (2015 г.) и другие.
Их реализация способствует обеспечению конституционного принципа неприкосновенности частной собственности, гарантий предпринимательской деятельности, формированию благоприятного бизнес-климата, повышению деловой активности граждан, защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, устранению всякого рода бюрократических барьеров, препон, незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность.
На основе этих актов законодательства принимаются системные меры по кардинальному повышению роли и места частной собственности в национальной экономике, ликвидации преград и ограничений на пути развития частной собственности и частного предпринимательства, сокращению государственного присутствия в экономике.
Во-первых, введен порядок, согласно которому меры правового воздействия применяются к субъектам предпринимательства только в судебном порядке. Установлено, что во взаимоотношениях субъектов предпринимательской деятельности с государственными органами управления всех уровней, правоохранительными и контролирующими органами, коммерческими банками действует принцип приоритета прав предпринимателей, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности нормативно-правовых актов толкуются в пользу предпринимателей.
Во-вторых, введен запрет на проведение плановых налоговых проверок субъектов малого бизнеса в течение трех лет с момента их регистрации и ограничивающий в последующем проведение налоговых проверок стабильно работающих и добросовестных налогоплательщиков.
В-третьих, осуществлен переход от разрешительной к уведомительной системе государственной регистрации субъектов предпринимательства. Отменено свыше 160 (44%) разрешительных процедур, на 19 (25%) сокращено количество видов деятельности, подлежащих лицензированию, в 1,5-2 раза сокращены формы и периодичность предоставления субъектами предпринимательства статистической, налоговой и финансовой отчетности в государственные органы. Внедрен институт «единого окна», расширяются виды интерактивных государственных услуг и т.п.
В-четвертых,осуществляется последовательная либерализация административного и уголовного законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.
Следует также отметить, что в стране на основе комплексного подхода реализуются меры по усилению гарантий правовой защиты субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, снижению налогового бремени, предоставлению им дополнительных льгот и преференций, что является важным фактором их свободной деятельности.
За последнее 15 лет ставки налогов снижены более чем в семь раз. Так, если в настоящее время во многих странах взимаемая с прибыли предприятий и организаций налоговая ставка составляет 12,5-39,5%, то в Узбекистане этот показатель за последние 15 лет снизился с 38 до 7,5%, а ставка единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий – более чем в 2,5 раза, с 13 до 5 процентов. Причем объекты народно-прикладного творчества и семейного бизнеса не облагаются налогом вообще или облагаются по минимальной ставке.
Такое снижение налоговой ставки дает возможность хозяйствующим субъектам модернизировать производство, увеличивать оборотные средства, повышать объемы производства, расширять экспорт продукции и услуг, создавать новые рабочие места. Причем реализуемые в налоговой сфере последовательные реформы уменьшили случаи уклонения от уплаты налогов и сокрытия доходов. Только за 2015 г. за счет снижения удельного веса налоговой нагрузки на 0,43% обеспечен пропорциональный рост ВВП на 0,35%.
В 2017 году планируется снижение налогового бремени на экономику страны с 20,2% к ВВП в текущем году до 18,9%. В целях дальнейшего развития приоритетных отраслей экономики предусматривается пролонгация отдельных льгот, срок действия которых истекает в следующем году. Это, в свою очередь, позволяет оставить в распоряжении предпринимателей около 500 млрд.сумов, которые будут направлены на пополнение их собственных оборотных средств, модернизацию и технологическое перевооружение производства.
Выдвинутый нашей партией кандидат в Президенты уделяет особое внимание также вопросам кредитования субъектов малого бизнеса. Обращаясь к цифрам, можно увидеть, что за последние 10 лет среднегодовые темпы роста кредитования предпринимательской сферы составили 30% и в целом выросли в 29 раз, а показатели микрокредитования возросли в 56 раз. Только за 9 месяцев текущего года субъектам малого бизнеса выделены кредиты в размере 12,6 трлн.сумов, с ростом в 1,3 раза к аналогичному периоду предыдущего года, освоены кредитные линии международных финансовых институтов в объеме 185,7 млн. долларов. Этот процесс будет продолжен в последующие годы на качественно новом уровне.
Принятый в октябре этого года Указ Президента «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» придал мощный импульс процессам ускоренного развития предпринимательской деятельности, улучшению делового климата в нашей стране.
Все эти задачи составляют сердцевину Предвыборной программы нашего кандидата и, несомненно, их реализация обеспечит переход на качественно новый уровень государственной политики в сфере дальнейшего усиления правовой защиты частной собственности, создания благоприятных условий для динамичного развития малого бизнеса и частного предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности республики».
Всех нас объединяет одна цель – процветание нашей Родины! Голосуем за Шавката Мирзиёева, считающего своим святым долгом самоотверженное служение священной Отчизне, нашему благородному народу!
Клара Джумамуратова,
член фракции УзЛиДеП
в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан
27/04/2024Подробнее
27/04/2024Подробнее
27/04/2024Подробнее
$ 1 | 12697.00 | 0.000% |
1 | 13547.70 | 0.000% |
₽ 1 | 135.05 | 0.000% |