Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – Около десяти лет назад ташкентцы обсуждали ставшими известными проекты строительства дороги через ТАПОиЧ и моста от улицы Чопонота над Малой кольцевой автодорогой. Тогда эти проекты казались несбыточными, но спустя десять лет они воплощаются на наших глазах: построена дорога через Тузель, сокращающая путь на Чарвак, началось и строительство новой дороги в Сергели.
14 сентября прошёл пресс-тур, организованный хокимиятом города Ташкента и посвящённый знакомству со строящимся путепроводом в Яккасарайском районе. Комплекс инженерных сооружений под условным названием «кипчакская дорога» сделает движение из центра столицы в Сергели и обратно максимально быстрым, удобным и безопасным. Общая длина новой дороги — 6 километров, 597 метров приходится на мост, условно называемым мостом Чопонота. В ходе пресс-тура журналистов познакомили с этим крупным объектом — проходящим и над Малой кольцевой автомобильной дорогой, и над железной дорогой, и над каналом Салар.
Мост спроектирован нашими инженерами совместно с турецкими специалистами, строит его турецкая компания, создавшая множество мостов, в том числе — знаменитый мост через пролив Босфор, связывающий Европу и Азию. Представитель компании расcказал, что весь металл и цемент для моста поставляется из Европы. В частности, «подвижные салазки», через которые устанавливаются перекрытия моста на опорах, поставляются из Италии. Опоры устанавливаются на сваях глубиной до 17 метров. Особая прочность балок перекрытия достигается технологией предварительно напряжённого бетона. Повышенная прочность позволяет уменьшить высоту балок перекрытий моста. Попутно приходится решать много инженерных задач: например, для строительства съезда на Малую кольцевую автодорогу будет передвинуто русло канала Салар, а высоковольтная линия, проходящая в районе моста, будет убрана под землю. Также важно, что турецкие специалисты учат наших строителей — таким образом, в перспективе мы сами сможем строить мосты по самым передовым технологиям.
Руководитель проекта Тимур Самутдинов рассказал, что новая развязка призвана разгрузить единственную дорогу, проходящую через Узгарыш и связывающую Сергели с центром города. Ожидается, что по новой дороге будет проезжать поток машин от трёх до четырёх тысяч в час только в одну сторону. Всего строящаяся дорога будет иметь три большие развязки: мост над Малой кольцевой автомобильной дорогой, тоннель под Ташкентской кольцевой автомобильной дорогой и мост на улице Кипчак в районе Ханабада. Мост обеспечит шестиполосное автомобильное движение, по три полосы в каждую сторону, будет содержать пешеходную и велосипедную дорожки. Предусмотрены красивые столбы для ночного освещения.
Часть машин, создающих в час пик пробку на Узгарыше, направятся в центр по новой дороге. Часть их них съедут на Малую кольцевую автодорогу, часть поедет по Шота Руставели, часть продолжит путь по улице Чопонота. По плану, в ближайшее время ни на одном из направлений не должно быть пробок и время в пути резко сократится.
Длина моста, как мы уже указали, составит 597 метров, а общая длина вместе со съездами — 950 метров. У моста будет 47 опор, высота некоторых их них будет достигать 13 метров. Общая стоимость строительства 280 млрд сумов. По плану путепровод должен быть открыт через год — осенью 2021-го, и всё говорит о том, что этот напряжённый срок будет выдержан.