АО «Узтрансгаз» совместно с АБР и его международными консультантами запускает масштабную программу по разработке плана корпоративной трансформации
03/03/2020 19:02
АО «Узтрансгаз» совместно с АБР и его международными консультантами запускает масштабную программу по разработке плана корпоративной трансформации
03/03/2020 19:02
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – Интервью пресс-службы АО «Узтрансгаз» с господином Арильдом Дирсетом (Норвегия) международным консультантом по корпоративной трансформации. В августе 2019 года АО «Узтрансгаз» запустил крупномасштабный план корпоративной трансформации и в этом направлении начал работу с консультантом, привлеченным АБР на грантовой основе в продолжение ранее выполненных работ с АО «Узбекнефтегаз».
Наряду с этим,10 июля 2019 года директор постоянного представительства АБР в Узбекистане г-жа Синди Малвичини заявила, что «АБР выражает признательность правительству за еще один важный шаг в его энергетических реформах», ссылаясь на постановление Президента № ПП - 4388 от 9 июля 2019 года «О мерах по стабильному обеспечению экономики и населения энергоресурсами, финансовому оздоровлению и совершенствованию системы управления нефтегазовой отраслью». В постановлении заложена основа для реализации концепции развития газовой отрасли Республики Узбекистан до 2030 года. Она отметила, что «проведена реорганизация АО «Узбекнефтегаз» с образованием трех независимых компаний по добыче, переработке, поставке, эксплуатации и техническому обслуживанию газотранспортных и газораспределительных сетей, а также продажа непрофильных активов соответствует передовой международной практике». Она отметила, что это преобразование приведет национальную газовую отрасль в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности, аудита и управления, что, как ожидается, улучшит ее способность привлекать международных партнеров и привлекать капитал от международных инвесторов для финансирования, расширения и модернизации сети снабжения и транспортировки газа.
Сегодня мы хотим поговорить с господином Дирсетом о работе, проделанной с АО «Узтрансгаз», а также о будущих планах и перспективах развития компании в сравнении с международными газотранспортными компаниями и операторами.
Господин Дирсет, еще раз добро пожаловать в АО «Узтрансгаз», сегодня мы хотели бы поговорить о перспективах корпоративной трансформации АО «Узтрансгаз».
Г-н А. Дирсет: В 2018 году правительство Узбекистана обратилось к АБР с просьбой предоставить техническую помощь для разработки плана корпоративного преобразования АО «Узбекнефтегаз» с целью реформирования и реструктуризации его деятельности и бизнеса, а также повышения эффективности его управления и общей эффективности, повышения прозрачности финансовой отчетности, финансовой дисциплины, эффективности и производительности.
Финансовая устойчивость АО «Узбекнефтегаз» имеет решающее значение для энергетического сектора Узбекистана. Причиной этой инициативы стало наблюдение, что ее система корпоративного управления и финансового управления по историческим причинам не была готова к предстоящим вызовам, что вызвало обеспокоенность по поводу способности компании противостоять внешним экономическим рискам, которым могут быть подвергнуты экономика и развитие страны. АБР поддержал инициативу правительства по созданию плана корпоративной трансформации для АО «Узбекнефтегаз», в результате чего рекомендации консультантов были отражены в постановлении Президента Республики Узбекистан № ПП - 4388 от 9 июля 2019 года, которое способствовало разделению трех отдельных компаний: АО «Узбекнефтегаз», АО «Узтрансгаз» и АО «Худудгазтаъминот» от ранее вертикально интегрированного АО «Узбекнефтегаз». После создания этих компаний основной целью и следующим этапом трансформации будет их эффективная деятельность и финансовая стабильность. В связи с вышесказанным, предлагается инициировать процесс преобразования АО «Узтрансгаз». В частности, для усиления деятельности АО «Узтрансгаз» и общего функционирования сектора природного газа в Узбекистане, считается необходимым преобразовать его в так называемого оператора системы передачи (transmission system operator - TSO), как единого оператора газотранспортной системы в соответствии с международными прецедентами. В этой области ведутся определенные работы.
Вместе с введением международных стандартов для финансовых, экономических и технических функций, адаптация его управления и отчетности к стандартам международного TSO будет способствовать корпоративной трансформации АО «Узтрансгаз» в привлекательную международную компанию для партнеров и инвесторов.
Г-н А. Дирсет: Исходя из предварительных результатов анализа, я могу сказать, что газовая отрасль в Узбекистане не растет такими темпами и тем качеством, для которого она имеет потенциал, и, скорее всего, нуждается в реформе, чтобы стать стабильной и движущей силой национальной экономики.
Одной из проблем является низкая внутренняя цена на газ, что стимулирует расточительное потребление газа и ставит под угрозу необходимые инвестиции в новые поставки газа и газотранспортную систему. Это привело к тому, что устаревшая газотранспортная инфраструктура сегодня нуждается в срочной модернизации. В настоящее время при поддержке АБР разрабатывается инвестиционный проект по модернизации газотранспортной системы (ГТС) с соответствующим внедрением общенациональной системы SCADA, что также имеет жизненно важное значение. Более 50% магистральных газопроводов эксплуатируется свыше 30 лет, а также более 45% газоперекачивающих агрегатов имеет моральный и физический износ свыше 100% и не позволяют проводить необходимое техническое обслуживание. Это отрицательно сказывается на обеспечении стабильного и бесперебойного поставки природного газа населению, а также экономике Узбекистана в целом, транзитных и экспортных мощностей. В дополнение к вышесказанному, успешная реализация этого проекта может послужить стимулом для реализации других не менее важных проектов, таких как создание Центральноазиатского газового хаба в Узбекистане и/или биржи для реализации природного газа. Если правительство решит и дальше адаптировать структуру и роли заинтересованных сторон сектора природного газа в Узбекистане к тому, что обычно можно увидеть на либерализованным газовом рынке, что, по нашему мнению, будет очень выгодно для страны, то это также может ускорить рост сектора природного газа.
Г-н А. Дирсет: При содействии АБР и его международных консультантов, а также с учетом международного опыта ведущих зарубежных компаний, нефтегазовая отрасль Узбекистана была разделена на три отдельные компании: АО «Узбекнефтегаз», АО «Узтрансгаз» и АО «Худудгазтаминот». Согласно этому постановлению, АО «Узтрансгаз» выступает в качестве единого оператора природного газа, то есть на него возложены функции по приобретению природного газа у добывающих и перерабатывающих организаций, а также по его транспортировке, хранению и продаже.
В современной рыночной экономике производителю природного газа, как правило, разрешено продавать свой газ. Покупатели газа могут свободно покупать газ у самых конкурентоспособных продавцов. Для трубопроводного газа транспортные средства, связывающие продавцов и покупателей, обычно эксплуатируются независимым TSO, не имеющим коммерческой заинтересованности в транспортируемом газе, а взимающим плату только за предоставленные услуги по передаче. Такая структура рынка газа обеспечивает конкуренцию в сфере производства, импорта и поставок на благо потребителей и производителей, зависящих от газа. Большинство успешных зарубежных газотранспортных организаций (США, Европа) в настоящее время работают в соответствии с этим стандартом, и тенденция заключается в том, что все больше стран внедряют эту бизнес-модель каждый год. Многие из них, ранее также покупали и продавали газ, фактически являясь монополистами в своей сфере деятельности, что препятствовало конкуренции и развитию рынков газа, на которых они действовали.
Наряду с упразднением монополий страны, также обычно создают биржи природного газа, являясь электронными площадками, на которых продавцы и покупатели могут свободно торговать газом на конкурентных условиях стандартизированным образом.
Использование данного мирового опыта повысило бы финансовую устойчивость АО «Узтрансгаз» как оператора передачи (транспортировки) газа и обеспечило бы прозрачный рынок газа для поставщиков и потребителей в интересах экономики Узбекистана.
Г-н А. Дирсет: АО «Узтрансгаз» может повысить эффективность и результативность своей деятельности путем выполнения рекомендаций Азиатского банка развития и других международных консультантов, работающих в области реформ и моделей корпоративного бизнеса. АО «Узтрансгаз» находится на пути превращения компании в современную, международную признанную газотранспортную компанию с высоким уровнем прозрачности и основанной на стоимости корпоративной управленческой культуры с главной целью развития газотранспортной системы Республики Узбекистан. и полностью раскрыть существующий потенциал газовой промышленности.
В рамках корпоративного плана по корпоративной трансформации АО «Узтрансгаз» предлагается ряд приоритетных задач, в том числе:
- внедрение современных методов и структур корпоративного управления;
- рациональное распределение полномочий между органами управления;
- внедрение бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита в соответствии с МСФО и МСБУ;
- формирование прозрачной и единой кадровой политики, и международных процедур управления персоналом;
- совершенствование технической и коммерческой деятельности компании до стандартов международных TSO;
- совершенствование бизнес-процессов компании с целью повышения их эффективности и предсказуемости;
- повышение инвестиционной привлекательности и прозрачности;
- определение концепций развития и поэтапного внедрения систем SCADA, ERP, Capacity Management и Asset Management;
- разработка и внедрение в производственный цикл процедур и систем закупок, соответствующих лучшим мировым практикам;
- успешная реализация проекта «Gas Master Plan» в сотрудничестве с международной инжиниринговой компанией, основной целью которой является подготовка среднесрочной и долгосрочной стратегии развития газотранспортной инфраструктуры Узбекистана;
- разработка программы по снижению потерь природного газа в транспортной системе и на стыках с производителями и потребителями газа;
- внедрение практики продажи и покупки природного газа посредством биржевой торговли на основе лучшего международного опыта;
- подготовка АО «Узтрансгаз» к инвестиционному рейтингу международных кредитных агентств.
При реализации этих инициатив АО «Узтрансгаз» необходимо создать прочную структуру для офиса управления проектами, которая будет тщательно взаимодействовать с международными консультантами в масштабной трансформации компании с внедрением лучших мировых практик и практик ведущих газотранспортных компаний.
Г-н А. Дирсет: Со стороны АБР было предложено оказания технической помощи в создании этого хаба, направленного на бесперебойные поставки природного газа в страны Центрально-азиатского координационного центра. Подобная политика давно применяется за рубежом. Узбекистан, благодаря своему исторически удобному расположению в самом центре Центральной Азии, является подходящим вариантом для создания хаба. Создание единого газового хаба может:
- использовать удобство и надежность функционирования газотранспортных систем государств Центральной Азии;
- создать единую международную газовую торговую платформу для приобретения и распределения газа между странами Центральной Азии;
- обеспечить бесперебойную подачу газа в страны-участницы газового хаба.
Кроме того, в рамках формирования центрально-азиатского хаба, возможно, было бы целесообразно создать единую газовую торговую платформу (газообмен), основанную на долгом и обширном опыте, например, в континентальной Европе и Великобритании.
Успешную реализация реформ в дальнейшим позволит развить компанию в современного, международного – признанного газотранспортного TSO с высоким уровнем прозрачности, основанной на стоимости корпоративной управленческой культуры, главный целью которого будет, является раскрытие существующего потенциала газовой промышленности.
23/04/2024Подробнее
$ 1 | 12667.00 | +0.022% |
1 | 13481.49 | -2.022% |
₽ 1 | 135.77 | -0.506% |