На что Узбекистану нужно обратить внимание при реформировании системы административно-государственного управления? Мнение зарубежных экспертов
25/06/2018 19:27
На что Узбекистану нужно обратить внимание при реформировании системы административно-государственного управления? Мнение зарубежных экспертов
25/06/2018 19:27
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) -- Дополнительное профессиональное образование государственных служащих является одним из важных факторов для повышения качества предоставляемых государственных услуг для физических и юридических лиц. Также поддержание обратной связи с пользователями является важным для совершенствования госуслуг.
Таковы главные выводы экспертов, озвученные на международной конференции “Модернизация системы административно-государственного управления Республики Узбекистан на современном этапе: международная практика и опыт Узбекистана” прошедшей 30 мая 2018 года в Ташкенте. В ней приняли участие представители парламента и государственных органов Узбекистана, международные специалисты, включая экспертов из России, Грузии, Великобритании, Азербайджана, Молдовы, Греции и других стран.
Отметим, что в сентябре 2017 года в Узбекистане была принята Концепция административной реформы. Документ определил меры по коренному преобразованию системы государственного управления и оказания государственных услуг, развитию электронного правительства, сокращению административного воздействия на экономику и расширению рыночных механизмов управления, созданию здоровой конкурентной среды и благоприятного инвестиционного климата.
В рамках конференции были подведены промежуточные итоги реализации концепции административной реформы и изучен зарубежный опыт в данной сфере, а также повышена информированность национальной и международной общественности о текущем состоянии и приоритетных направлениях административной реформы в Узбекистане.
На конференции международные эксперты поделились своим опытом по реформированию системы административно-государственного управления и оказанию государственных услуг населению и юридическим лицам.
Обучение государственных служащих
Заместитель исполнительного директора Дома юстиции Грузии Мариам Лацабидзе и Директор Центра инноваций Государственного агентства по услугам гражданам и социальным инновациям при Президенте Азербайджана Кямран Агаси отметили, что стране очень важно повышать квалификацию государственных служащих, которые принимают участие в оказании государственных услуг через дополнительное профессиональное образование.
По их словам, обучение служащих поможет улучшить качество оказываемых услуг и предотвратить коррупцию, а также упростить бюрократические процессы. Центры госуслуг могут оказывать и услуги частных компаний Эксперты из Грузии и Азербайджана отметили, что Центры государственных услуг параллельно могли бы оказывать дополнительные услуги в партнерстве с частными компаниями.
В частности, Центры могли бы оказывать услуги страхования, предоставлять услуги по кредитованию и продвижению семейного бизнеса.
Предоставление частных услуг даст возможность Центрам привлекать финансовые ресурсы для поддержки сотрудников и улучшения материально-технической базы.
Дифференциация услуг
В Грузии и Азербайджане уделяют особое значение дифференциации государственных услуг.
В частности, в Грузии в Домах юстиции существуют различные зоны для оказания государственных услуг. Граждане и гости Грузии могут получить услуги в зоне самообслуживания с помощью инфокиосков. Также есть зоны государственных услуг, где услуги оказываются в течение 5 минут или более.
Также Центры государственных услуг могли бы сократить время оказания услуг за дополнительную плату. Например, если гражданину нужно получить паспорт в течение одного дня, то стоимость госуслуги возрастает. Если же за установленный срок, то взимается обычная стоимость.
Важно работать с комментариями и фидбеками граждан
Кямран Агаси подчеркнул, что очень важно организовать работу с комментариями и фидбеками населения и юридических лиц, включая комментарии в социальных сетях. По его мнению, это позволит повысить доверие населения к государственным органам и улучшить качество оказания услуг.
Создать комфорт для потребителей государственных услуг
Если считать потребителей государственных услуг клиентами, тогда важно повысить их удовлетворённость качеством оказываемых услуг. Для этого необходимо создать дополнительный комфорт.
Мариам Лацабидзе отметила, что в Грузии разработаны сервисы «Just Drive» или «Just Cafe», которые позволяют получить госуслуги не выходя из машины или перекусывая в кафе, которые находятся в здании Дома юстиции.
Важно создать систему найма госслужащих
Эксперт ПРООН по мониторинги и оценке проектов Панос Ливеракос поприветствовал разработку проекта «О государственной службе» в Узбекистане. Он отметил, что законопроект является важным и устанавливает рамки для найма госслужаших и их поведения.
По его мнению, нужно обеспечить достойную оплату труда госслужащих, что будет служить важным фактором для предотвращения коррупции. Также нужно соблюсти баланс в количестве сотрудников.
Специалист из Греции подчеркнул, что госслужащие должны быть отзывчивыми в отношении к запросам граждан и ориентированы на достижение результатов. Он также отметил о важности создания системы по управлению кадрами и их обучения. Страна должна создать открытую систему найма госслужащих. При этом важным фактором является формирование системы оценки работы госслужащих и их продвижение по карьерной лестнице.
Внедрение систем оценок
Представитель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Дмитрий Маслов предложил применить методологию CAF (Common assessment framework) для оптимизации и модернизации госуправления.
Модель CAF позволяет выполнить оценку качества менеджмента в органах власти путем самооценки или с помощью внешних асессоров. Кроме того, модель CAF используется для сравнительного анализа систем управления европейских государств, а также для выявления и распространения лучшего опыта.
Фундаментальной основой модели CAF является понимание, что наилучшие результаты деятельности организации, результаты для граждан/потребителей, работников и общества достигаются благодаря лидирующей роли руководства, которое реализует стратегии и планы, вдохновляет работников, развивает связи с партнерами, эффективно распоряжается ресурсами и обеспечивает функционирование процессов.
CAF позволяет увидеть целостную картину организации одновременно под различными углами зрения и предоставляет комплексный подход к анализу ее деятельности.
По его словам, данная система популярна в странах Европы, где данный метод используется даже в полиции. Внедрение CAF позволит оптимизировать структуру государственных органов и их расходы.
Применение новых технологий и блокчейна
Использование цифровых технологий, включая блокчейн, в оказание государственных услуг улучшит доверие граждан и бизнеса к государственным органам и снизит коррупцию.
Сотрудница Ernst and Young Ксения Бабушкина рассказала об опыте Китая по реформированию таможенного регулирования, через внедрение цифровых технологий, включая блокчейн.
Внедрив систему анализа риска и создав командный Центр, таможенные органы Китая оценивают риски в таможенных процедурах, что в итоге приводит к уменьшению количества проверок и возможностей для коррупции.
Уже сейчас Китай начинает использовать блокчейн, в частности, для обмена таможенной информацией.
Взаимодействие институтов власти и граждан
Государству необходимо разработать инструменты оценки деятельности государственных органов, учитывая мнения и предложения граждан, отметил молдавский эксперт ПРООН Дану Марин.
По его мнению, при работе с гражданами необходимо использовать все возможные инструменты для обеспечения точности результатов, включая традиционные методы и мобильные решения.
Айнура Беккоенова, эксперт по вопросам верховенства закона Регионального хаба ПРООН в Стамбуле, подчеркнула важность использования традиционных и цифровых технологий во взаимодействии с гражданами.
Она отметила, что сейчас в мире используются общественные советы, которые решают существующие проблемы совместно с государственными органными. Такие советы повышают подотчетность государственных органов.
По ее мнению, онлайн инструменты взаимодействия с гражданами должны использоваться в сочетании с традиционными методами. Цифровые решение сами по себе не способны решать текущие вызовы, добавила она.
Она также отметила, что государственные органы должны не только прислушиваться к мнению граждан, а также должны вовлекать их голоса в процесс принятия решений. По итогам конференции будут выработаны рекомендации по углублению реформ в сфере административно-государственного управления в Узбекистане. Результаты и рекомендации экспертов также будут использованы при разработке соответствующих аналитических документов для руководства Узбекистана.
Конференция “Модернизация системы административно-государственного управления Республики Узбекистан на современном этапе: международная практика и опыт Узбекистана” была организованна Сенатом Олий Мажлиса, Министерством юстиции, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Генеральной прокуратурой, Центром "Стратегия развития" совместно с Фондом имени Конрада Аденауэра, Программой развития ООН в Узбекистане при финансовой поддержке Посольства Великобритании в Ташкенте.
Подпишись на наш Telegram-канал!
19/04/2024Подробнее
$ 1 | 12667.00 | +0.022% |
1 | 13481.49 | -2.022% |
₽ 1 | 135.77 | -0.506% |